статья Gauthier о психологии человеческого действия

Sep 08, 2009 12:39


R.-A. Gauthier, Saint Maxime le Confesseur et la psychologie de l'acte humain, Recherches de theologie ancienne et medievale, 21, 1954, p. 51-100

Это классическая работа по психологии человеческого действия. Русского перевода в сети я не нашел, поэтому выложу свой собственный - не самый лучший, конечно, но на безрыбье и такой сойдет.
Как следует из введения статья содержит 3 части. Первая самая неинтресная - о том, что Иоанн Дамаскин свой анализ действия заимствовал у преп. Максима (сейчас это вроде ни у кого вопросов не вызывает). Можно было бы ее и не переводить, но там по ходу есть пару интересных наблюдений о некоторых различиях в изложении у ИД и МИ. Вторая часть - наиболее интересная: в ней излагается собственно анализ действия преп. Максима. В третьей части речь идет о влияние этого анализа на Фому Аквинского.
----------------------------------------------------------
Р.-А. Готье,
Преподобный Максим Исповедник и психология человеческого действия.

Введение.
Фома Аквинский в своем трактате о человеческом действии (Сумма теологии, Ia IIae, q.6-17) наряду с Аристотелем и Августином, которым он в основном и следует в своем изложении, часто цитирует двух греческих Отцов Церкви: св. Григория Нисского и св. Иоанна Дамаскина. Произведение "О природе человека", которое Фома Аквинский как и все средние века приписывал св. Григорию Нисскому, уже давно возвращено своему истинному автору - Немезию епископу Эмессы, жившему в V веке <...>
В настоящей работе мы ставим перед собой три цели: во-первых, возвратить тексты св. Иоанна Дамаскина, использованные Фомой, их истинному автору - св. Максиму Исповеднику; во-вторых, уточнить истинное содержание мысли св. Максима; в-третьих, оценить влияние этой мысли на состав трактата Фомы о человеческих действиях.

Продолжение следует ...
Previous post Next post
Up