В эпичном по числу комментариев
посте о посудомоечной машине я упомянул, что в Сент-Джордже очень жёсткая вода по сравнению с теми городами, где мы жили до этого. И что в договор аренды включён water softener (не знаю, как правильно на русский перевести: смягчитель или умягчитель, в общем, прибор, который снижает жёсткость воды), но я не могу его найти. Написал Джошу, владельцу дома, и оказалось, что умягчитель он в договор включил, но так и не поставил. Мы бы и без него прожили, я написал в связи с комментами в блоге, а не как возмущённый жилец, но Джош загорелся идеей умягчитель установить, и спустя месяц в нашем гараже рядом с бойлером появились два чёрных цилиндра:
Я посчитал, что мы с Джошом на счёт умягчителя для воды обменялись 19 емейлами. В основном Джош извинялся, что водопроводчик снова не сможет прийти, а мы отвечали, что если наше участие не требуется и ему нужен только доступ в гараж, то мы будем оставлять гараж открытым, когда уходим на прогулку. В первом своём емейле я чуть не написал о водопроводчике “he”, а потом спохватился: а вдруг водопроводчиком окажется дама. Но пришёл толстый пожилой мужик, который в первый раз сделал замеры, а через три недели, после многочисленных переносов подключил сам умягчитель.
Джош написал, что нам нужно только засыпать в него соль и что самая дешёвая соль продаётся в Costco. И что если у нас есть вопросы, то он с радостью на них ответит. Я ответил, что уже сам в интернете почитал, как работает умягчитель, и вопросов у нас пока нет. А работает он на принципе ионного обмена. Левый цилиндр заполнен полимерной смолой с анионными группами, на которой изначально сидят ионы натрия. Вода перед тем, как попасть в наш кран, проходит через полимер, и ионы кальция и магния, которые и придают воде жёсткость, задерживаются на полимере, обмениваясь на ионы натрия:
По тому, как мылится мыло, стало сразу заметно, что вода умягчилась. Но в то же время во всех ванных вкус воды сменился даже не на солёный, а на вкус соды или чего-то ещё неприятно-технического. Только на кухне из-под крана продолжала идти нормальная вода. Похоже, что там установлен дополнительный фильтр. А мы уже привыкли, что выпить воды из-под крана можно и на втором этаже, не спускаясь ночью вниз. По химии оно так и получается: ионы кальция ушли, но их противоионы остались, и вместо хлорида кальция в воде стал содержаться хлорид натрия. Только если бы так всё просто объяснялось, у нас вода была бы до этого горькой из-за кальция и магния, а она была нормальной.
Электронное табло на умягчителе показывает, сколько воды осталось до следующей регенерации полимера. Какой бы большой цилиндр ни был, весь доступный натрий рано или поздно заместится на кальций, магний и ионы других металлов из водопроводной воды. Регенерация заключается в том, что в другом «соляном» цилиндре умягчитель готовит рассол - насыщенный раствор хлорида натрия, которым в 2 часа ночи (когда вероятность использования воды минимальна) тщательно промывает полимер. За счёт огромной концентрации ионов натрия в рассоле они вымывают кальций и магний. Рассол сливается в канализацию, а полимер снова становится пригодным для фильтрования жёсткости:
Индикатор показывает, что осталось 718 галлонов. Аналитической химией он не занимается, просто изначально выставлен на ожидаемые значения жёсткости воды и считает, сколько галлонов прошло через полимер. Наш умягчитель регенерируется каждые 1500 галлонов, мы тратим примерно 100 галлонов в день (400 литров), поэтому цикл занимает около двух недель.
В новостях постоянно пугают, что юго-западные штаты ждёт засуха из-за изменений климата. Вот купите дом, а потом вода закончится, и превратится Сент-Джордж в город-призрак. А недавно я нашёл статью о том, что
65% воды в Юте тратится на выращивание сена. При этом продажа этого сена на экспорт в Азию даёт всего 1% от ВВП штата, и Юта выращивает всего 2% сена в США. То есть если перестать тратить ценную воду на эту ерунду, цены на еду не вырастут, а поселить в Юте можно будет в 6 раз больше людей, чем живёт сейчас. Но право фермеров на воду закреплено договорами 19 века, и политики не решаются их трогать. На моём фото от 16 августа фермер убирает поле на фоне
Шиноби Кайби: если эту землю отдать под дома, она будет стоить десятки миллионов долларов, а воды будет потребляться меньше, чем сейчас:
В статье написано, что один фермер тратит на полив поля люцерны 900 галлонов воды в минуту и за 2,5 часа выльет столько, сколько по расчёту американских властей семья из четырёх человек тратит за год. Простая математика показывает, что это 135 тысяч галлонов (600 кубометров) или 370 галлонов в день. То есть мы с братом со своими 100 галлонами в день ещё экономные. Но у нас нет газона, с которыми в Сент-Джордже сейчас решили бороться. Но на полив газонов уходит не более 10% потребляемой на юго-западе воды. Пока не урезать 65% на сено, воды постоянно не будет хватать.
Правда, сезон муссонов в этом году выдался «сильный», и теперь все жалуются на наводнения. Река Вёрджин, которая течёт через Сент-Джордж, в июне была мелкой и прозрачной. Мы тогда ходили в Зайоне
по The Narrows, о чём я писал в жж. А в самом городе можно было легко видеть торчащие из воды камни:
А сейчас, после дождей, на том же месте течёт мутный быстрый поток (это снято 13 августа у той же плотины, с тех пор ещё воды прибавилось):
С пятницы the Narrows в Зайоне закрыты, потому что там ищут смытых наводнением хайкеров. В твиттере я находил видео, как люди
плывут, хватаясь за бревно. Но я отвлёкся от темы умягчения воды. После переезда в Сент-Джордж я удивлялся, зачем перед магазинами тут продают соль: здесь же не бывает снега зимой, да и лето сейчас. Но продают её не для посыпания дорог, чтобы избежать гололёда, а для умягчителей воды:
Так как
мы недавно обзавелись членством в Costco, посмотрели, сколько там стоит соль: $5.59 за 50 фунтов. Не самая низкая цена. Если кто хочет калийную соль, та вообще стоит $22.99. Моё отношение к Costco пока неоднозначное: в других окрестных магазинах почти всё дешевле:
Мы купили соль в Smith’s, который расположен географически ближе и не практикует никаких платных членств и вахтёрства на входе и выходе. Написано, что это соль из Большого Солёного озера:
Ценник на фото неправильный. Она стоит $2.99 за мешок в 40 фунтов (18 кг). $4.49 стоят pellets (соль в таблетках). Когда мы покупали первые два мешка, наивно полагая, что 80 фунтов нам хватит на первое время, мы их стали поднимать из тележки, чтобы отсканировать штрих-код на кассе самообслуживания (в Smith’s нет отдельных ручных сканеров), из дырки в мешке посыпалась соль, к нам подошла работница магазина и помогла вбить номер вручную, но вначале она вбила более дорогие «таблетки», и нам пришлось указывать, что она ошиблась. Почему я не люблю кассиров, так и норовят на $3 обсчитать:
После первой регенерации в соляном баке над солью стояла вода, и мы купили и высыпали в него ещё два мешка. Сейчас после второй регенерации воды не видно, значит, пока соли хватает:
После регенерации несколько улучшился вкус воды в ванных, и её снова можно пить. Пока мы не уверены, что стали бы ставить умягчитель в своём доме. Стоит он около $1500, требует постоянного добавления соли. В теории он должен защищать посудомоечную и стиральную машину от возможных поломок из-за жёсткой воды. Но нужно посмотреть, что бывает экспериментально, а не в теории.