Не-детективы

Jan 22, 2022 16:02

Сегодня я хочу рассказать о нескольких книгах, которые на поверхности могут притворяться детективами, но в итоге оказываются чем-то другим. А чем именно, часто нельзя говорить - в этом будет спойлер. Жанр классического детектива - уже сам по себе спойлер: читатель берётся за него, ожидая, что произойдёт преступление, которое будут расследовать и раскроют на последних страницах. Что может пойти не так?

1. «Отель "У Погибшего Альпиниста"» (1970). Давненько я ничего не читал у Аркадия (1925-1991) и Бориса (1933-2012) Стругацких. И на то есть свои причины: когда я пробовал читать их в университете, они показались мне идейно грузными, а у меня случается внутреннее противодействие, когда меня поучают. Но эту книгу братьев Стругацких на ютубе хвалили как «почти детектив». И начало у неё до пародии детективное: несколько персонажей оказываются в горном отеле, заваленном снегами, в котором произошло загадочное преступление.




И атмосфера «западного» детектива мне понравилась. Стругацкие собирают не только детективные штампы, но и советское представление о Западе: с его сумасбродными миллионерами, беспощадными гангстерами, продажными инспекторами полиции и существом, которое одевается так, что никто не может понять, юноша это или девушка, и называют его Чадо. Тогда такое считалось смешным. И нет бы Стругацким отвлечься от вселенской философии морального выбора и написать лихо закрученный детектив, но они остались Стругацкими, и поэтому моя оценка в итоге 4/5. Почему - не буду писать, потому что тогда не обойтись без спойлеров. Почти все современные издания помещают главный спойлер на обложку, поэтому я специально нашёл правильную картинку с красивыми советскими шрифтами.

Но книга короткая и приятно написанная, поэтому могу её всем рекомендовать.

2. «Ребекка» (1938) Дафны Дюморье (1907-1989) (в российских изданиях есть ещё вариант Дю Морье). Ещё одна книга, о которой я слышал много хорошего на ютубе. Сразу предупрежу, что первые две главы написаны очень запутанно, и можно испугаться, что это модернизм в стиле Джойса, но я рад, что не бросил слушать, повествование вышло вначале на понятный уровень, и чем дальше, тем становилось всё интереснее. Я ожидал, что будет сюжетный поворот, но не предугадал какой и что их будет несколько.




О жанре «Ребекки» много спорят. Детектив? Да, но не только. Готическая новелла-ужастик? Атмосферная вещь, но нет. Дамский роман? Говорят, очень похожа местами на «Джейн Эйр», которую я не читал. Про любовь там будет, но это не то, что я называю Romance. Мне при чтении вспоминался сериал “Downton Abbey” - тоже первая половина 20 века, большой английский дом с запутанными взаимоотношениями между слугами и хозяевами.

В итоге я легко поставил 5/5 и понял, почему именно Хичкок снял по этой книге фильм. Фильм я, кстати, не смотрел, но прочитал в Википедии, что в нём по сравнению с книгой изменена концовка из-за существовавшего тогда в Голливуде закона. Если скажу, какого именно закона, то это будет жирный спойлер. Я обычно пересказываю брату сюжеты книг, которые слушаю, а тут с середины прекратил пересказывать: вдруг он решит почитать (что вряд ли), не буду ему портить удовольствие.

3. «Загадочное ночное убийство собаки» (2003). Оригинальное название книги Марка Хэддона (1962-) “The Curious Incident of the Dog in the Night-Time” не содержит слова «убийство» и является цитатой из рассказа Конан Дойля “The Adventure of Silver Blaze” («Серебряный») из серии о Шерлоке Холмсе. Я этот рассказ перечитал, чтобы быть в курсе и избежать возможных спойлеров (их не будет, но будут спойлеры на другие классические детективы, включая «Собаку Баскервилей»), и заодно отмечу, что рассказ Конан Дойля мне понравился на 5/5 - таким и должен быть детектив, ниже в изобретательности опускаться нельзя.




Но книга Хэддона классическим детективом не является, хотя и начинается с обещанного загадочного убийства собаки. В первую очередь эта книга об аутизме, и мне она показалась вдохновлённой другими произведениями на эту тему, включая «О мышах и людях» Стенбейка и «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза. Кажется, я обратил на неё внимание, потому что она попадалась в подборке художественных книг о математике и при этом у неё больше миллиона оценок на сайте goodreads. Но математики в ней очень мало, а вот семейных драм предостаточно.

Были в ней вещи, которые мне очень понравились, но были и куски, которые скатывались в бред сумасшедшего. В целом я охарактеризовал её как интересный эксперимент выйти за рамки детективного жанра. Моя финальная оценка 4/5, но в сторону 5, а не 3.

4. «Химические приключения Шерлока Холмса» (1989-2009). Раз пошла речь о Шерлоке Холмсе, то вот ещё не книга, а серия из 15 статей в журнале Journal of Chemical Education, написанная профессорами Thomas G. Waddell и Thomas R. Rybolt из Университета Теннесси в Чаттануге, к которым потом школьный учитель Ken Shaw из Юты дописал ещё две истории. Эти «Приключения» издавались отдельной книжкой и были в том числе переведены на русский. Мне кажется, что я впервые о них услышал в летнем химическом лагере, в котором я был после 10 класса.




На этот раз я прочитал только три истории: две самые первые - «Шерлок Холмс и жёлтые призмы» и «Шерлок Холмс и мошеннический кетон», а так же творение учителя из Юты «Шерлок Холмс и змеиные останки». Конечно, это не детективы, а такие растянутые химические задачи, где литературная часть притянута за уши, чтобы заинтересовать школьников. Например, в первой истории помер старик, выпив чаю с тремя своими сыновьями. У каждого из сыновей в кармане находят тот или иной яд, и Шерлок Холмс должен провести анализы и установить, кто убийца. Химию, кстати, желательно уже знать на приличном уровне или читать эти истории с преподавателем, который всё объяснит. Общая идея этих рассказов мне стала понятна, особого удовольствия от чтения я не получал, поэтому поставил предварительно 4/5 и ограничился только тремя историями.

Разные яды и химические особенности широко использовались в детективной классике. Я помню, как меня удивил химический уровень знаний Агаты Кристи в «Таинственном происшествии в Стайлз». В плане построения детективной загадки университетским профессорам сложно тягаться с мастерами жанра. В то же время этот цикл статей стал чуть ли не самым популярным в истории журнала. Что ещё из J. Chem. Ed. стали бы переводить на русский? Здесь большую роль играет правильный выбор главного героя, который уже не защищён авторскими правами, и все знают, кто такие Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Если бы они написали «Химические приключения Джона Смита», то потеряли бы 90% аудитории.

5. «Чужак» (1996) - самый первый сборник повестей о приключениях Макса Фрая. Очень популярная серия книг, которая в своё время прошла мимо меня. Под псевдонимом Макс Фрай их пишет писательница Светлана Мартынчик (1965-) (первые книги написаны совместно с супругом Игорем Стёпиным (1967-2018)). Это юмористическое фэнтези иногда сравнивают с творчеством Терри Пратчетта, после поста о котором мне напомнили, что есть же ещё Макс Фрай. Я и раньше слышал это имя, поэтому решил послушать и составить собственное мнение.




Предупреждают, что к первым книгам нужно проявить снисхождение: автор ещё искала свой стиль и следующие произведения в серии будут лучше. Но без первой книги многое будет непонятно. В ней главный герой попадает в волшебный мир, где его зачисляют в сыскное войско, которое действительно чем-то напоминает «Стражу!» Пратчетта. Но у Макса Фрая почти нет социальной или политической сатиры. Это отдельные истории, где сыщики много едят, шутят друг с другом, гладят котов и иногда расследуют преступления. Загадочного детектива обычно не получается, потому что каждый раз оказывается, что виновата новая магия, с которой Макс и читатель ещё не сталкивались, а магией можно объяснить всё что угодно.

К миру Ехо, героям и авторскому юмору надо привыкнуть. За первые повести я мысленно поставил 3/5, за последние - 5/5. В среднем за сборник вышло 4/5. Обычно со сборниками рассказов у меня получается наоборот: чем дальше, тем скучнее. Я не отказываюсь от прослушивания продолжений о приключениях Макса, но не загадываю, когда у меня найдётся для них время.

6. В доме королевского прокурора происходит несколько загадочных смертей. Череда несчастных случаев? Или преднамеренные убийства с помощью стрихнина, как подозревает семейный доктор? И кто тогда убийца? Это не детектив, а всего лишь маленький подсюжет романа «Граф Монте-Кристо» (1844-1846) Александра Дюма-отца (1802-1870) и его соавтора Огюста Маке (1813-1888), с которым Дюма делился деньгами, но не славой. Книга известная, но я долго не хотел браться за «толстяка» в 1276 страниц (более 59 часов в аудиозаписи на русском). Наконец, решил попробовать - всегда же можно бросить, если заскучаю. Но с самого начала было понятно и увлекательно: сразу есть конфликт, романтические герои, яркие приключения, за которыми интересно следить. Со временем героев становится много, но если делать записи, кто чей сын, то не запутаешься.




Я думал, что знаю сюжет, но оказалось, что я знал не более 20%. И кроме сюжета, вы найдёте множество наблюдений за жизнью во Франции и Италии того времени: от посещения оперы и употребления гашиша до смертной казни и игры на бирже. Мне «Граф» понравился больше «Трёх мушкетёров», и я ставлю ему 5/5. Есть мнение, что Дюма надо читать до 15 лет, а потом переходить на более серьёзные книги. Не согласен. Я в прошлом году прослушал много книг для детей, которым поставил оценки 2 и 3, потому что мне было скучно. И я часто понимал, что для своей аудитории книги хорошие, но я уже перерос такие сюжеты и героев. А «Граф Монте-Кристо» - роман для всех, несмотря на нелепые совпадения и преувеличения. Не детектив, но он мне так понравился, что захотелось по свежей памяти о нём написать.

***

В прошлый раз я писал, какие книги мне понравились из жанра фантастика и фэнтези. Чистых детективов на 5/5 давно не попадалось. Как найдутся, так и о них напишу.

books

Previous post Next post
Up