Зимнее путешествие - Подготовка - 23 декабря - День первый

Jan 10, 2010 00:46

Наступили очередные зимние каникулы. По крайней мере, время, когда можно со спокойной совестью не ходить в лабораторию, а отправиться путешествовать. Путешествие зимнее отличается от летнего в первую очередь ограниченностью светового дня. Разумеется, и погода зимой похуже (хотя смотря где), и природа однообразнее.

Большое летнее путешествие показало, что нам под силу переезжать на большие расстояния и попутно бегать по горам и лесам. Не самый правильный, но самый простой вариант увидеть многое за короткое время. Этой зимой мы решили попробовать что-то новое. Основная стратегия в идеале должна была сместиться к меньшему числу разъездов при большем количестве времени проведенного на природе. А стало быть пришло время обзавестись палаткой и прочим оборудованием для многодневных пеших походов.

В Интернете можно найти массу советов и рецензий по поводу такого рода вещей. Общее представление о том, что люди берут с собой, сложилось быстро. Кое-что можно было найти и в спортивном магазине, но выбора там никакого нет, и мы купили только пять пар шестяно-синтетических носков (хлопковые вещи для походов не рекомендуются). Потому было решено ехать в специализированный магазин для туристов, благо в Питтсбурге недалеко от нас на South Side есть представитель сети REI (Recreational Equipment Inc.). Первый раз мы отправились туда в понедельник 21 декабря. Походили по обоим этажам, посмотрели и решили брать все, что надо. В результате двухчасового шоппинга мы обзавелись: 1) двухместной палаткой, рассчитанной на 4 сезона (то есть для зимних походов); 2) двумя спальными мешками, рассчитанными на +10 F (то есть около -10 С); 3) двумя ковриками, чтобы под спальный мешок подстилать; 4) рюкзаком на 70 литров; 5) двумя куртками верхними с капюшонами, водо- и ветронепроницаемыми; 6) двумя куртками «средними» с воротником, плотно закрывающим шею; 7) парой специальных футболок и подштанников; 8) газовой печкой типа примуса в комплекте с кружкой-котелком, чтобы кипятить воду; 9) тремя банками топлива к ней; 10) bear canister (противомедвежьим контейнером), чтобы в нем хранить еду; 11) двумя стальными кружками, чтобы пить из них чай; 12) головным светильником (headlamp), рассчитанным на батарейки AAA.

Обо всех этих вещах будет подробнее рассказано в свое время. А пока мы, обвешанные покупками, дотащились до машины, припаркованной на метере в некотором отдаление от магазина (где у них официальная парковка не совсем понятно: за магазином есть большое поле, пригодное для такой цели, но там никто машин не ставит).

Дома мы не сразу, но довольно быстро разобрались с тем, как ставить палатку и как открывать медвежью канистру. С одеждой и так все было понятно, только бирки нужно было отпороть. Американцы - народ не маленький - мы без примерки знаем, что нам подойдет только размер small (S). Ботинки мы не покупали, так как рассчитывали на те, что приобрели к летнему путешествию. В целом, они нас не подвели: не скользили и не промокали - хотя для передвижения по глубокому снегу нужно что-то с высокими голенищами. Шапки и перчатки у нас тоже были. Единственный неприобретенный предмет гардероба, о котором пришлось пожалеть, были специальные непромокающие брюки, потому что те обыкновенные джинсы, в которых мы отправились, в момент обросли льдом по колено. Газовую горелку решили в помещении не испытывать, ограничившись прочтением инструкции.

Единственное неудовольствие вызвали спальные мешки. Они оказались настолько огромными, что не представлялось никакой возможности запихнуть их в рюкзаки в то нижнее отделение, которое для них предназначалось. Нельзя сказать, что мы были не готовы к такому повороту событий. Понятно, что те чехлы, которые продаются вместе со спальниками, не могут сравниться по эффективности сжатия с настоящими компресс-мешками.

Потому на следующий день мы снова отправились в REI, где нас уже встречали, как «тех парней, которые накануне скупили полмагазина». Кроме компресс-мешков, которых мы взяли три штуки, мы купили еще один 70-литровый рюкзак, необходимость которого стала очевидной, а также непромокаемые спички, две пачки высушенной еды Mountain House и каких-то два специальных энергетических шоколадных батончика. Основу рациона в дороге по традиции должны были составить chewing bars - слепки хлопьев, орехов и сухофруктов - но хотелось посмотреть, что продают для подпитки настоящих путешественников.

Тем не менее, даже сжатые в компресс-мешках спальники были слишком объемными, чтобы запихать их в рюкзак. Ничего не оставалось как привешивать их снаружи за многочисленные лямки и висюльки. Вместе с пристегнутыми снизу ковриками они полностью довершали классический образ туриста «в гору движется гора».

В нижние же отделения рюкзаков мы запихали на случай дождя верхние куртки, которыми так ни разу и не воспользовались. Стандартным верхним слоем должны были служить средние куртки, а то и вовсе рубашки с длинным рукавом. В отличие от путешествия прошлой зимой, когда по всему восточному побережью было холодно и бесснежно, в этот раз было снежно и относительно тепло.

Далее упаковки рюкзаков различались. В мой положили медвежью канистру с едой, пакетиками чая, кружками, ложками и пакетом для мусора. Не сразу мы догадались положить ее горизонтально, чтобы распределение массы и объема было равномерным. Затем я нес газовую горелку, в дальнейшем прозываемую «кухней», рулон туалетной бумаги (не пригодился), запасную одежду в третьем компресс-мешке, пакет с минимальным лечебным набором, который тоже не пригодился (один пластырь не в счет: клеили его в отеле, что не оправдывает его таскание с собой за плечами), инструменты: ножницы, плоскогубцы, моток скотча и складной нож на поясе - которые тоже не пригодились. К Алеше в рюкзак положили палатку и две небольшие подушки. Больше туда ничего и не влезло бы.

Рюкзаки получились не очень-то тяжелыми. Я думаю, что даже с пристегнутыми спальниками и ковриками, они весили не больше 10-12 килограммов. На самом деле это стандартный вес для прогулок на несколько дней. Больше берут только перед многонедельными заходами, и дополнительную массу представляет исключительно еда.

В среду 23 декабря был назначен выезд. Возможная география для путешествия была не очень широка. Куда люди едут зимой? Туда, где тепло. Лететь на Гавайи или какие другие острова мы пока не надумали. Во Флориде были год назад, и хотя, конечно, всей Флориды не посмотрели, но на этот раз мы решили поискать подходящие места поближе к Питтсбургу. Аппалачский хребет, протянувшийся вдоль восточного побережья с севера на юг выглядел заманчивым, но позволит ли погода насладиться зимними походами в горах? Потому вариант доехать до Флориды, хотя бы до северной, полностью не исключался.


Окончательный маршрут. Маркерами отмечены ночевки.

Ограничением по времени сверху были запланированные к посещению спектакли в Метрополитен-опера 1 и 2 января. Уже и отель - Hampton Inn Parsippany - был зарезервирован на эти две ночи. То есть к началу нового 2010 года нам надо было быть неподалеку от Нью-Йорка. Наличие этой второй, «культурной» части путешествия потребовало взять с собой еще и чемодан с обычной одеждой.

Мной были намечены некие ориентиры: гора Old Rag в Shenandoah National Park в Вирджинии, гора Роджерс в национальном лесу в том же штате, гора Митчел в Северной Каролине и болотистый Congaree National Park в Каролине Южной. По сути все сводилось к формуле: ехать на юг и принимать решения по обстоятельствам.

А главным обстоятельством был прошедший в восточных штатах в субботу 19 декабря рекордный снегопад. Питтсбург еще несильно засыпало, а вот Вирджинии досталось больше всех. Сайт weather.com обещал солнечную погоду на среду и четверг, затем снегопадодождь в пятницу 25 декабря и очередную вереницу ясных дней. Дальше чем на два-три дня загадывать не стоит: прогноз успеет еще пять раз измениться, но вот на два-три дня там предсказывают весьма точно.

Уверенности придавала найденная в каком-то блоге запись, что некто в воскресенье, уже после снегопада, поднимался на Old Rag. Гора эта крайне популярна. Говорят, что весной, летом и осенью там не протолкнуться. Потому в зимнем восхождении есть своя логика. Расположена Old Rag в Shenandoah National Park, через который мы в прошлом году возвращались из Флориды. Но тогда мы ограничились проездом по центральной дороге Skyline Drive, проходящей через весь парк, небольшой пешей вылазкой по Appalachian trail (Аппалачской тропе) и спуском к водопадику. Уже тогда в выданной брошюре о парке мы обратили внимание на гору, увенчанную скоплением булыжников, на которую обязательно надо будет когда-нибудь подняться. Когда-нибудь наступило год спустя.




23 декабря, Pittsburgh, PA to Old Rag.

Из-за снегопада Skyline Drive был закрыт. У нас не было оснований не верить этой информации с официального сайта. К счастью, главный подъезд к Old Rag как раз не со Skyline Drive, а с восточной стороны парка, где существует отельная большая парковка (на 150-200 машин) на арендованной у частников земле. Есть еще маленькая парковка (на 10 машин) внутри парка, у самого начала тропы, но как правило она не может вместить всех желающих. Дороги, ведущие к этим парковкам, оказались расчищены: не только интерстейты, вроде I-76/I-70 (Pennsylvania turnpike - $8.15), но и любые мелкие дорожки, ведущие к жилым домам. Причем расчищены капитально, включая обочину для экстренных остановок, а не так, что снег свален на одну из полос.


Поначалу дорога шла так же, как и в Вашингтон, куда мы ездили совсем недавно. Но стоило нам въехать в Мэриленд, как шоссе увело нас на юго-запад через Западную Вирджинию к восточной границе парка. Но и в деревенской Вирджинии все дороги были расчищены, включая самые мелкие и полугрунтовые.


Время от времени попадались указатели виноградников, пасущиеся на снегу коровы, а в одном месте пара гнедых лошадей вообще вышла на дорогу. Выезжали мы из Питтсбурга около половины девятого и с учетом заправки по пути до большой парковки добрались во втором часу дня. На ней никого не было, если не считать неказистого пикапа. Парковка не была расчищена, но снег был неглубоким, и место для одной Хонды CR-V отыскалось без проблем.

Сбоку стояла будка самообслуживания, которая строго спрашивала, заплатили ли мы десятку за въезд в парк. Десятки мы не платили, так как у нас с лета сохранился годичный пропуск во все национальные парки, а вот для остальных сознательных граждан лежат конверты, куда нужно положить денюжку и опустить конверт в ящик. Нам же было потребно бесплатное разрешение на то, чтобы провести в парке ночь. Нужно оно в первую очередь, чтобы рейнджеры знали, что владелец ночующего на парковке автомобиля спит где-то в теплом тенте, а не лежит на дне ущелья. Форма для получения permit'а стандартна для всех парков и помимо ФИО, адреса и номера машины интересуется тем, где и сколько ночей мы собираемся кэмпинговаться. Часто это пустая формальность - докуда дойдем, там и будем разбивать лагерь. В этот раз особых альтернатив Old Rag'у не было, как не было уверенности, что мы вообще сможем на него подняться. По крайней мере, одну ночь в лесу, пусть и в ста шагах от дороги, мы были намерены провести.

Заполнив разрешение, бросив копии в ящик и взяв оригинал с собой, мы проехали до маленькой парковки. Три автомобиля заняли все расчищенные места. Мы сочли более благоразумным оставить нашу машину на большой парковке, пусть это и потребовало дважды дополнительно пройти от нее до тропы по 0.8 мили.


Нацепив рюкзаки, мы выдвинулись в первый поход в 2 часа ровно. Путь на Old Rag можно осуществить по круговой дороге общей длиной около 9 миль. Если идти по часовой стрелке, то подъем пройдет по извилистой и крутой тропе, а спуск и обратный путь по более пологой и прямой fire road (просека в лесу, используемая во время тушения пожаров и других спасательных мероприятий). Если идти против часовой стрелки, то два участка меняются местами. Мы выбрали первый вариант и углубились в заснеженный лес.

Если бы перед нами уже после снегопада не прошло несколько отважных ходоков, то нечего было бы и думать, чтобы пройти всю петлю. Даже правильную дорогу было бы нелегко отыскать, а так вся навигации сводилась к усердному повторению проторенного пути. Аккуратно наступая в глубокие следы на снегу, мы медленно, но верно продвигались вперед. Ботинки не промокали, но полностью избежать попадания снега внутрь, конечно, не удалось. Штанины сразу же намокли, а далее просто покрылись толстой ледяной коркой. Рюкзаки сильно не мешали, но скорость движения была, разумеется, не та, что летом. Но мы и не ставили целью пройти все в первый же день. Не затем тащили мы с собой палатку и спальники. До темноты у нас было около трех часов, но для первого раза я предпочел бы остановиться пораньше, а значит уже часам к четырем надо было искать подходящее место для ночлега.


Но еще до этого, где-то в 15.30 мы достигли высоты 2800 футов над уровнем моря и прошли мимо знака «No camping beyond this point» (не становиться лагерем после этой отметки). Кэмпинг на вершине Old Rag и в ближайших окрестностях запрещен, да и проблематично было бы найти там хорошее ровное место. Тропа, и до этого упорно поднимавшаяся вверх, стала еще круче. Мы решили пройти еще немного вперед, оставляя за собой возможность всегда спуститься в лес. Местами залезть на обледенелые валуны получалось не сразу. Но решение повернуть назад совпало с неожиданной встречей с собакой.


Верхняя точка, до которой мы добрались в первый день.

Вообще-то брать с собой собак на Old Rag запрещено. И не из простой вредности. Каменистые склоны и ущелья на пути к вершине не приспособлены к преодолению на четырех лапах. Вот и этот бедный пес оказался брошен перед непреодолимой тесниной. Я подобной находке был совершенно не рад. Хорошо еще, что псина была воспитанная, не лаяла, не бросалась, а тихо лежала под камнем.

Как бы то ни было солнце уже было довольно низко, а крутой участок и не думал кончаться. Мы ожидаемо повернули назад, чтобы поискать место для палатки перед запрещающим знаком. Кроме запрета размещаться на вершине, в парке действуют общие правила располагаться не меньше чем в 50 футах от троп, воды или построек. Плюс здравый смысл требует, чтобы место было как можно ровнее, не под нависшей скалой или наклонившимся мертвым деревом. Стоило нам развернуться назад, как собака посеменила за нами. Иметь с ней какие-либо отношения мы не хотели и вежливо указали ей путь по тропе вниз. Глупый пес поначалу пробежал вперед, но потом все равно отыскал нас и крутился вокруг да около. Мы его старались игнорировать.

Далеко возвращаться не хотелось. К счастью, совсем недалеко от знака отыскалось более-менее ровное место, не слишком заросшее кустами в некотором отдалении от тропы. С какой-то точки зрения снег - идеальная среда для кэмпинга. Принцип Leave No Trace (Не оставляй следов) соблюсти проще - снег растает и следов не останется. Мы ведь как культурные люди не только свой мусор таскали от и до, но и чужой по возможности подбирали. Пока утаптывали снег, вымокли еще больше. Может быть, стоило вообще расчистить площадку до земли, как и сделала собака, проспавшая всю ночь возле нашей палатки, но лопаты у нас с собой не было.

В общем, кое-как утромбовали снег, расстелили и установили палатку. Колышки в снег втыкать было бесполезно, но она и так никуда бы не улетела. Раскатали внутри коврики, расстелили спальники, надели сухие носки и легли спать. Если бы не собака, то можно было бы поэкспериментировать с кухней, но не хотелось провоцировать голодное животное на какую-нибудь ерунду. Делиться едой мы были точно не намерены. Пусть видит, что и люди ничего не едят. Правило не кормить животных в парке никто не отменял, а статус пса, несмотря на ошейник, был неопределен. В конце концов, живут же волки в лесу безо всяких туристов. Вот и та собачка поскулит и кустик погрызет. А все от глупости. Ей ничего не мешало пойти по тропе к парковке и выйти куда надо, а не ночевать еще раз в лесу на снегу.

Таким образом, мы провалялись в спальных мешках чуть ли не 14 часов. Такова уж зима. Сначала было холодно, потом теплее, под утро уже вылезать не хотелось. Сон, конечно, вышел беспокойный и невнятный. Хорошо еще, что подушки взяли. Внутри палатки сконденсировалась влага, под днищем скрипел снег. Худо-бедно, но первую ночь на природе мы провели. Поход уже можно было считать удавшимся.


virginia, travel, shenandoah, winter2009

Previous post Next post
Up