В ноябре eCPM традиционно продолжил расти: “черная пятница”, и рекламодатели уже тратятся на Рождество. Наши приложения скачали 675 тыс. раз, было показано 11,6 млн рекламных объявлений, которые принесли $15.5k дохода.
1. У меня первая половина ноября прошла под знаком Shutterstock’а. Для самых первых наших приложений мы или сами создавали графику (химические структуры я могу нарисовать) или брали из сети картинки, которые находятся в “общественном достоянии” (public domain). Сюда попадают и старые изображения, созданные до 1923 года, и все, что сделано работниками американского правительства, и куча фотографий разной степени качества, которые благородные авторы передали человечеству и разместили в Wikimedia Commons, ничего не прося в замен (даже упоминания авторства).
Такой подход очень ограничивает темы для наших квизов. Например, с государственными флагами нет проблем, а вот логотипы машин или футбольных клубов я использовать боюсь. Многие разработчики не такие трусливые, и квизы про логотипы и трейдмарки еды - самые популярные представители жанра. Но все под гуглом ходим, и мы с самого начала решили, что не рискуем и используем только те изображения, насчет которых уверены, что они разрешены для коммерческого использования. Поэтому, например, в нашем ведущем приложении об известных людях будет много деятелей прошлого и почти никого из современников.
Помимо Wikimedia есть сайты, которые специализируются на том, чтобы собирать и делиться “свободными” картинками. В первую очередь -
https://pixabay.com/. Там можно найти очень многое и в хорошем качестве, но не все. И когда надо найти и скачать 1000 картинок, время, а не деньги, становится решающим фактором. Если тратить 5 минут на поиск “свободного” изображения приемлемого качества, то это работа на 5000 минут = 83 часа = две недели. Поэтому еще в прошлом году я решил не скупиться на подписку на стоковый сайт Shutterstock. Благо, если брать картинки оптом с месячной подпиской, цены у них справедливые: 750 картинок каждый месяц за $250. Учитывая, что половину денег возьмет сам шаттер, автору за каждую фотку пойдет 15 центов (у нас самих платные приложения на iOS столько стоят в дешевых странах типа России, поэтому я считаю, что 15 центов за фотку - честная цена). Самое важное - лицензия Shutterstock разрешает использовать приобретенные картинки в цифровых продуктах в неограниченных количествах. И расходы на Shutterstock я со спокойной совестью списываю в налогах как business expenses, что по сути дает дополнительную 30% скидку.
В прошлом году я оформлял такую подписку на два месяца, скачал почти 1500 картинок (это не так-то быстро, надо же не только найти, но и придумать, что искать), что позволило создать приложения про животных, породы собак, цветы и так далее. Фотки представителей редких пород ни в Wikipedia, ни Pixabay не найти. А в Shutterstock есть почти все. Но когда я решил проиллюстрировать столицы абсолютно всех стран в мире, с Африкой возникли проблемы. Это для Рима или Парижа можно найти тысячи красивых фоток, а фотографии столицы Бурунди - славного города Бужумбуры - никто не выложил. В таких случаях, чтобы не оставлять пустое место, я вставлял фотографии на африканскую тематику: водопады в джунглях, бегемоты.
Некоторых юзеров мой выбор обижал. И даже не бегемоты, а изображения трущоб, которые обычно находятся по запросам о “гаитях”. Вот на днях написал мне возмущенный руандиец: “Наша столица Кигали растет и хорошеет, а в вашем приложении ее представляет фотография каких-то хрущевок. Используйте фотки, которые я приложил”. И приложены изображения лучше, чем у нас есть, и именно Кигали, но, как моментально гуглится, взятые откуда-то из интернета, без малейшего указания авторства и лицензии. Приходится объяснять возмущенному руандийцу, по каким правилам мы тут в америках играем. Обычно я предлагаю подобным патриотам пойти, самим сфоткать главную городскую достопримечательность и выложить в Wikipedia как public domain. И на этом переписка заканчивается.
В этом ноябре я скачал еще 749 фотографий - ждите обновлений животных, городов, фруктов…
2. Пока я методично обновляю имеющие приложения, мой брат пытается совершить прорыв в будущее и переписывает код. Но каждый раз находится нечто, что отрывает его от работы. На этот раз вышел iPhone X (я упорно буду называть его “экс”, а не “десять”).
Я еще помню те времена, когда было принято смеяться над “зоопарком устройств Android” - как их много и все с разными разрешениями экранов. И противопоставлять им продукцию Apple, где всего пара фиксированных разрешений, что очень облегчало работу разработчиков. Ныне роли компаний поменялись, и свой зоопарк развела уже Apple. Мы не собирались обращать на новомодный iPhone X внимание и тратить время на оптимизацию под него наших квизов. Как вдруг пришло письмо от Google.
Конечно, пользователей Android не волнует, что там вышло у Apple, но рекламодателей AdMob взволновали такие фичи iPhone X как непонятная штуковина сверху (notch) и системные кнопки внизу экрана, которые потенциально могут закрывать рекламу. Физическая кнопка, разумеется, никакой баннер закрыть не могла. И так как у нас во всех приложениях баннер внизу и на iPhone X он будет перекрываться с новыми кнопками, Гугл потребовал, чтобы мы сдвинули его вверх. На обновление всех приложений был отведен срок до 20 ноября.
Такая проблема у нас уже была, но на Android. Мой Motorola Moto G4, купленный за $200 год назад, уже имел виртуальные кнопки, почему я не понимаю визг по поводу “инновационности Apple”, и брат сдвинул баннер вверх на Android’е. Теперь предстояло отложить все другие дела и сделать то же самое на Apple. С нашим обилием эппов успеть до 20 ноября было нереалистично, но по опыту прошлых требований гугла дата дается как желательная, а не обязательная. Брат ругался, что они сами обещали в свою очередь обновить SDK для AdMob в начале ноября, чтобы проблем на iPhone X не было и с крестиком для закрытия интерстишелов, но обновления все не было. А это означало, что стоит нам сейчас начать обновлять приложения, через месяц придется все повторять заново уже с обновленным SDK.
Мы не любим тревожить пользователей частыми обновлениями “minor bugs fixed”, в которых они не видят для себя никаких видимых улучшений. Хотя бы перевод на украинский язык, но надо добавить. А недавно у нас появилась возможность представить базу вопросов в квизе в виде таблицы. Так были обновлены Штаты США (
iOS,
Android) и Кантоны Швейцарии (
iOS,
Android). Приложение про Собак (
iOS,
Android) я так и так собирался обновлять, увеличив число пород более, чем вдвое: со 100 до 205. В остальном мы продолжили работать в том темпе, который нравится нам, а не гуглу.
Наступило 20 ноября, и ничего не произошло. Никто не спешил блокировать рекламу в наших необновленных приложениях. Как вдруг 22 ноября пришло письмо от Google. Нас вызывали явиться в гугл лично.
3. Но повод для встречи не имел никакого отношения к iPhone X. Мой куратор из AdMob приезжал в Сиэтл встречаться с местными разработчиками и выделил для меня час. Я не большой любитель ходить на митинги, так как считаю, что мы прекрасно сами знаем, что надо делать и когда. Но, как вы уже поняли, гугл - не та организация, которой я отказываю. Единственное, я предупредил, что приду с братом, чтобы совсем не выглядеть разработчиком-самозванцем, если вдруг речь зайдет о технических вещах.
По моим представлениям каждому разработчику, кто получает от рекламы AdMob выше определенной суммы ($5k в месяц?) гугл приставляет куратора, который должен время от времени писать/звонить, интересоваться, все ли в порядке и рассказывать о новейших фичах AdMob. Расчет на то, что если компетентным советом удастся увеличить доходы на 10%, то это $500 в месяц (гугл забирает не менее половины рекламных доходов, то есть $15k для нас, это $15k+ для гугла).
Я же считаю очень полезным иметь человека в гугле, который знает, что я хороший, и при случае сможет помочь, если гугловские роботы по ошибке заблокируют наши приложения. Апеллировать к роботам обычно бесполезно, и начинающим разработчикам, которых гугл не рассматривает как ценных партнеров, остается только жаловаться в реддите, что гугл глух к страданиям инди.
Поэтому пошли мы на ланч в гугловский кампус во Фримонте. У Google есть большой кампус из нескольких современных зданий в Kirkland’е, пригороде Сиэтла, а во Фримонте стоят хипстерские сарайчики с кафешками, спортзалами и меланхолическими видами на канал, разводной мост и проплывающие кораблики.
Общение с гугловцем получилось душевным, но сложно сказать, насколько продуктивным. Он дал нам пару советов, как чаще показывать рекламу, записал пару наших предложений, что можно улучшить в AdMob, мы полюбовались растущими графиками, тут и час пролетел.
4. Закончу краткой историей о том, как мы сходили в сиэтлскую библиотеку на финал местного Startup Weekend. Это такой трехдневный event, когда стартаперы собираются в команды и весь вечер пятницы, всю субботу и утро воскресенья готовят идею стартапа в области образования, а в воскресенье днем презентуют ее перед судьями и general public. Вот мы роль этой самой general public и играли. Арт-объект из библиотеки:
Меня как раз заинтересовало, что стартапы в области образования. Мы сами к ней не чужды, и стало любопытно узнать, чем другие люди заняты. Представлялось восемь команд. Были и VR, и machine learning, и светящиеся кроссовки (которые должны как-то помогать на уроках физ-ры). Когда дошло до подведения итогов и публику попросили разыграть приз зрительских симпатий, я хотел проголосовать за черного парня, который красиво говорил и предлагал устроить курсы предпринимательства для школьников - богатым за деньги, бедным бесплатно. Но брат возразил, что это не айти и поэтому голосовать надо за команду под руководством девушки из Амазон, которая предложила делать квиз по мат. анализу.
Черный парень и его команда все же выиграли приз симпатий, и судьи дали им 3-е место. А первое место дали именно квизу про калькулюс. “Ха,” - сказал мой брат: “Я мог бы такой сделать за неделю”. За неделю или нет, но вот факт, что наиболее жизнеспособной представляется именно эта прямолинейная образовательная модель, на которой мы уже три года зарабатываем деньги. Но мы пошли дальше: создали приложение и прикрутили к нему рекламу. А эти стартаперы еще только размышляют, как пропихнуть свой продукт в школы и собирать с каждого школьника по $5. Пока же за первое место им дали $500 в каких-то гуглокредитах и три месяца в местном коворкинге-спонсоре. А еще участие в следующем - региональном этапе Startup Weekend. В общем, мы поняли, что эти игры в песочнице не для нас. Чем сидеть весь уик-енд и клепать презентацию в PowerPoint’е, мы лучше обновим эпп и сходим на концерт PSSO.