В обоих магазинах Apple App Store и Google Play Store пользователи, скачавшие приложение, могут выставить ему оценку по пятибалльной шкале, а при особом желании даже что-то написать.
В реальной жизни пять возможных оценок - пугающая широта выбора для большинства. Ютуб правильно понял, что видео можно либо лайкать, либо дислайкать, а третье (четвертое, пятое) - от лукавого. Так и в магазинах приложений 80% оценок составляют либо "пятерки", либо "колы". Отзывы на Неорганические кислоты (
iOS,
Android) в Google Play:
При этом нормальным рейтингом является 4.0 и выше. 3.5 звезды покатит для нишевых эппов, у которых нет конкурентов. Но вот 3 и ниже - это знак того, что с приложением что-то не так. Поэтому борьба за отличные отзывы идет нешуточная.
Количество и качество отзывов - одна из немногих вещей, которая отображается рядом с иконкой приложения при поиске в магазине. Россыпь золотых звезд не так привлекает пользователей, как их отпугивает отсутствие отзывов вообще или превалирование отрицательных оценок. Штаты США (
iOS,
Android) в Apple App Store:
Особенно это важно для платных приложений. Скачать кота в мешке еще можно, покупать - нет. Приложение Греческие буквы (
iOS,
Android) вышло, как и все наши приложения, бесплатным, за полгода накопило 11 пятизвездочных отзывов в американском сторе, и тут я сделал его платным - всего $0.99. Доходы выросли с $20-30 в месяц до $40-50. Я приписываю успех этой стратегии хорошим оценкам, которые подобно сиренам заманивают пользователей нажать на кнопку "Купить": "Смотри, какой эпп качаешь. Золото, а не эпп. Одни пятерки!".
И тут надо отметить несколько очень важных различий между Apple и Google Stores. Apple показывает оценки и письменные отзывы, оставленные только в вашей стране. Если приложение похвалили в Эстонии или обматерили в Зимбабве, 99% человечества об этом никогда не узнает. За иноземными отзывами надо лезть в браузер или в iTunes, а в магазине будут только мнения соотечественников. Google Play же суммирует все отзывы по всем странам, а письменные замечания отображает в зависимости не от страны, а от языка. Поэтому в Google Play визуально отзывов всегда больше. Но это не единственная причина. Отзывы на Химические вещества (
iOS,
Android) на английской странице Google Play:
Каждый раз, когда выходит обновление приложения в Apple, все старые отзывы - нет, не стираются, но прячутся довольно далеко (в подменю All versions, вкладки Reviews), где их почти никто не найдет. Более того, выводить рейтинг со звездами Apple начинает только, когда общее число отзывов в данной стране достигнет пяти. До этого приложение будет отображаться в поиске с несимпатичной пометкой "No Ratings". Политика Apple кажется странной на фоне того, что в Google Play старые отзывы никуда не исчезают и начинают отображаться с самой первой оценки. Я подчас боюсь выпустить обновление успешного приложения, так как новая версия сотрет прежние хорошие оценки. Для приложений с многими тысячами пользователей это не так страшно: пять оценок наберутся за пару часов. У меня они будут копиться месяцами. С другой стороны, если приложение нахватало низкие отзывы из-за бага и в новой версии он был исправлен, то обнуление рейтинга выглядит логичным. Нет в App Stores совершенства, каждый подход чем-то плох, а чем-то хорош.
Отзывы - это не только реклама и антиреклама для пользователей. Они влияют на положение в топах приложений и на место при поисковых запросах. Многочисленные исследования разошлись во мнении, насколько важен этот фактор по сравнению с остальными (общим числом скачиваний, например) и что важнее: число отзывов или их качество. Даже длину письменных отзывов пытались анализировать - не придают ли долгие, обстоятельные тирады отзыву больший вес. Точный алгоритм, по которому Apple и Google ранжируют приложения, неизвестен, и он постоянно меняется. Но очевидно, что чем больше хороших оценок, тем лучше. Хотя топ Apple одно время возглавлял Facebook Messenger со средней оценкой в одну звезду.
Как заставить пользователя поставить вам пятерку? В Google Play оценку оставляет примерно каждый 50 пользователь. Словесный отзыв пишет каждый 300-й. В Apple, где интерфейс оценивания более запутан, доля рецензентов-комментаторов еще ниже. Есть три пути приподняться над этим базовым уровнем:
1) Просить друзей и знакомых оценить приложение. На facebook'е даже есть группы, где разработчики друг друга комментят по принципу: ты мне - я тебе. Если приложение скачали 1000 раз, а оценок у него уже 50, это верный знак, что пришли buddies разработчика и накидали пятерок. Путь довольно честный, но я не люблю никому навязываться - понравится или не понравится, сами найдут, как оценить приложение.
2) Ввести в само приложение кнопку или напоминалку для оценивания приложения. У нас они есть. И кнопка "Rate this App" на главном экране, и всплывающее после нескольких запусков окно, предлагающее поставить оценку. Некоторые разработчики пытаются стимулировать пользователей, обещая "1000 монет" за поставленную оценку, но в последнее время Apple не приветствует такую мотивацию: вежливо простить можно, давать за выставленную оценку плюшки - нет. Рецензирование приложений со стороны Apple - это отдельная большая тема. Малоизвестный факт, что поставить оценку приложению (но не написать отзыв) можно через Game Center - сервис Apple, где обычно игроки соревнуются и делятся достижениями друг с другом.
3) И, наконец, способ нечестный - купить поддельные хорошие отзывы. Мне постоянно валится спам, предлагающий за $100 получить 100 отзывов. Причем люди там уже работают хитрые и предлагают, например, 80 отзывов на 5 звезд и 20 - на 4. Все в течение нескольких дней, и, разумеется, с разных аккаунтов (с одного можно оценить каждое приложение единожды, но потом можно менять свою оценку). Apple подобную практику осуждает, но борется с ней очень лениво. Я несколько раз натыкался на приложения с невероятно большим для их статуса числом положительных оценок и кучей односложных отзывов: "Cool!", "Great!!!", "Awesome!!!!!".
Надо ли говорить, что у нас все отзывы честные. И не потому что я жадный, чтобы их покупать. Хотя я выбираю для иллюстраций самые выгодные для меня примеры, смею вас заверить, все наши приложения, за одним исключением, имеют в настоящий момент общий средний рейтинг 3.5 и выше. Отзывы на Углеводороды (
iOS,
Android):
Google Play предоставляет удобную "админку" для просмотра всей статистики.
У Apple с этим делом хуже, и я обычно смотрю отзывы через сторонние сервисы (AppAnnie или Sensor Tower), но "яблочники" обещали в ближайшее время исправиться.
Нашим приложениям на Андроиде исполнился от силы месяц, но у некоторых уже появились свои поклонники и ненавистники.
Общая логика подсказывает, что если приложение понравилось, то и писать-то особо нечего. Поставил "5" и ладно. А вот, если что-то пошло не так, то тут уж святое дело обругать автора. Но пока в Google Play наблюдается обратная картина. Письменные отзывы на 95% положительные от предельно кратких:
до содержательных, из которых можно подчерпнуть новые идеи:
А вот hater'ы молчаливо ставят свои единицы. Мой брат подозревает конкурентов, я - идиотов. А, может, они нам пишут, но их сообщения трет робот-модератор, который не терпит сквернословия: в Apple у нас быстро удалили даже лаконичное "Гавно не качайте".
Чем Google Play действительно прогрессивнее Apple, так это тем, что разработчику дается шанс ответить на комментарий. Флуда не получится, так как ответить разработчику пользователь может только, изменив или удалив свой комментарий. Пару раз, когда недовольные товарищи все же озвучили причину своего недовольства, мне удавалось их переубедить. Например, у кого-то приложение просто не запускалось. Диагностику по юзернейму я проводить не умею: у всех запускается, у одного товарища прапорщика не запускается. Предложил написать мне е-мейл, и на следующий день все само собой волшебным образом запустилось:
У Apple этой возможности обратной связи нет. Я часто вижу совершенно глупые и несправедливые отрицательные отзывы, но возразить ничего не могу. Не выискивать же е-мейл автора по его имени. В каждом нашем приложении есть кнопка "Написать автору". На странице приложения есть ссылка на мой сайт, а там контактная форма. С теми, кто жалуется по этим каналам, я стараюсь разобраться или хотя бы поспорить о том, что нельзя писать "приложение небесплатное", если единственная покупка в нем - отключить рекламу за доллар, а все вопросы бесплатны. Отзывы в магазине приходится молчаливо принимать к сведению.
Разработчик должен быть готов, что его не только хвалить будут. Если вам неприятно слышать критику в свой адрес, то разработка приложений не для вас. Даже я расстраиваюсь или бешусь, когда какой-нибудь дурак пишет бред в духе: "Приложение слишком простое" - и ставит две звезды. Ты еще на приложение "Алфавит для детей до 3 лет" такой отзыв напиши.