Дуэли Каморры

Feb 13, 2021 16:01

Дуэль - это древнейший ритуал, крайний момент, когда двое мужчин рискуют своими жизнями во имя справедливости или собственной чести.
Впервые в Европе правила поединка были кодифицированы королём Дании Фронтоном III в XI веке. Датский король издал закон, предписывающий, что каждый спор должен решаться железом и силой, а не словами, и что дуэль быстрее, справедливее и решительнее суда. В средние века это был настоящий судебный инструмент для разрешения споров.

Дуэлянты по всей Европе были упрямыми продолжателями средневековой традиции, которую на протяжении долгой истории никто не смог искоренить. Честь была настолько важным понятием, что ею нельзя было пожертвовать. В мирное время на дуэлях дворян гибло не меньше, чем на войнах. Безуспешно правители издавали указы о смертной казни для тех, кто бросал вызов друг другу по малейшему поводу. Церковь определила убийство человека из дела чести как «смертный грех», объяснив, что дуэлянт, несмотря на победу в вызове, будет проклят перед Богом. Но с некоторыми религиозными сомнениями дуэлянты продолжали убивать друг друга.

Особую остроту проблема дуэлей получила, когда простой народ стал имитировать обычаи знати, связанные с древними аристократическими кодексами чести. Явление было широко распространено по всей Италии, а в Неаполе, Калабрии и Сицилии стало неотъемлемой частью местной культуры. В конце девятнадцатого века новости о травмах и смертях на дуэлях в Южной Италии были привычными и повседневными. И часто о них даже не сообщали, так как вовлечение полиции в частные дела воспринималось как проявление трусости.

Противоречия внутри организованной преступности также решались на дуэли. Ритуал мафиозной дуэли был настоящим искусством. В конце 19-го века такие поединки превратилось в гигантскую проблему для общественного порядка. В полицейских сводках и в прессе рассказывалось о дуэлях чести среди бела дня на оживленных улицах, таких как Виа Толедо, или даже в трамваях.

Юрист Энрико Пессина в XIX веке описывал тревожный аспект насилия при урегулировании споров в Неаполе. Он писал, что в современном ему обществе дуэль уже не является привилегией знати и военных. Буржуа на дуэли утверждает себя наравне с дворянином и хочет отличиться от простолюдина. И простолюдин начинает подражать буржуазии, когда вместо трусливых и жестоких вооруженных нападений на беспомощных применяют вызов, устанавливают время и место поединка. Форма схваток грубая и плебейская, но суть остаётся той же. Дуэль чести - это демонстрация того, как простые люди пытались подражать ритуалам аристократии, пытаясь воспроизвести их ценности, дисциплины и привычки. По минимальным причинам они осмеливались спровоцировать поединки, не соблюдая тех формальностей, которые всегда строго соблюдаются между военными и дворянами на дуэлях.

Первой простонародной формой дуэли для разрешения конфликтов между неаполитанскими противоборствующими сторонами была «петриата» или «петраята», то есть бросание камней между двумя противоборствующими сторонами. В шестнадцатым и семнадцатом веках неаполитанцы устраивали настоящие сражения между кварталами, бросая друг в друга камни, собираясь в болотистой и необитаемой области к востоку от Неаполя, где расположена нынешняя Ареначия. Эти столкновения в древности насчитывали иногда до двух тысяч участников и становились настоящим праздником смерти и насилия.

Каморра создала сложную ритуальную форму схватки, известную под именем «зумпата»: поединок чести на ножах. Зумпату, как сведение счетов следует отличать от «тираты», формы ритуальной дуэли, необходимой для завершения обрядов посвящения в Каморру. Каморристы для поединков применяли сфарцилью, особый очень тонкий нож с выкидным лезвием, который складывался так, что его можно было легко спрятать в куртке или брюках. Но в раскрытом состоянии нож больше напоминал саблю или меч.

Существовали различные виды зумпаты: «до первой крови», когда достаточно только поцарапать соперника. «До повреждения конечности» соперника, руки или ноги. «До нанесения в грудь или живот не смертельного удара». «До смерти». В последнем случае, если противник был ранен, то поединок прерывался для обработки раны, и потом продолжался до капитуляции или смерти одного из двух противников. Некоторые поединки должны были проводиться в круге, начерченном на земле. Переступивший круг автоматически считался проигравшим.

Этапы поединка строго регламентировались. Зумпата требовала от соперников глубоких знаний в области фехтования, ловкости кошки, невероятной скорости движения, легкости танцора и уверенности глаз, что могло быть достигнуто только после долгих и утомительных тренировок. Зумпата походила на балет. Это был настоящий танец смерти: дуэлянты, перемещались на носках, в нужный момент прыгали как кошки и кидались на противника, чтобы ранить или убить его. Два лёгких и стройных соперника, повернувшись боком, чтобы оставить противнику минимальную цель, стремительно разворачивались и прыгали на цыпочках, пристально наблюдая друг за другом. Выпад должен был быть быстрым, как щелчок пружины, как удар кошачьей лапы. Искусство ножевого боя подразумевало постоянное ранение врага, когда рука непрерывно наносит короткие и быстрые удары.

Вызовом на дуэль служили публичная пощёчина или оскорбление. Вызов мог быть спровоцирован по любой причине: жульничество в игре, насмешка, озорство, предательство в любви, воровство, неуважение. Иногда было достаточно ничтожного повода, чтобы осуществить вызов, который перерастал в яростную ссору между соперниками. Однако немедленно вытаскивать оружие считалось трусостью, сначала нужно было «разобраться» с помощью посредника. Оружие обязательно должно быть таким же, как у противника, и запрещалось атаковать противника, когда он ещё не готов.

После ссоры обе ссоры обязаны были договориться о встрече, чтобы раз и навсегда разобраться в недоразумении. В Заслуженном обществе к главе или начальнику часто обращались с просьбой выступить посредником между сторонами, помочь с выбором оружия и типа поединка: стрельба из пистолетов или чаще всего зумпата на ножах, и разрешить поединок в присутствии свидетелей. Насильственное завершение разногласия принималось как должное, в любом случае запрещалось приходить к мирному соглашению.

Определялось время и место для противостояния, обычно в удалённых безлюдных местах. По крайней мере, такого правила придерживались буржуазия и дворянство. Однако простые люди часто вступали в схватку даже по тщетным причинам и в людных местах.

Знать считала, что Бог на дуэли поможет установить справедливость, а в Каморре с большим цинизмом утверждали, что всегда побеждает сильнейший. На дуэлях Каморры, как и у дворян, должны были присутствовать секунданты, два «крёстных отца», которые являлись свидетелями поединка. Дело решалось быстро: дуэлянты смотрели друг на друга и здоровались. Представитель Каморры обычно предлагал дуэлянтам бокал вина, а затем пожать руки перед сведением счётов.

Несоблюдение правил зумпаты немедленно приводило к дисквалификации с поединка с более или менее серьезными последствиями для нарушителя. Встречались и недопустимые нарушения дуэльных правил, например получение помощи от спрятанного сообщника, готового действовать за спиной дуэлянта. Виновных в таких преступлениях ждали позор и смерть.

Неаполитанская преступность

Previous post Next post
Up