Довелось мне в своё время много участвовать в сносе незаконно построенных домов на Везувии и окрестностях. А сейчас в глаза бросается аналогия эмоционального фона во время ломки домов и нагнетанием обстановки вокруг событий на Украине. Масштабы событий, само собой, несоизмеримы, но общие черты явно просматриваются.
Процедура слома выглядит так: рано утром к обречённому по решению суда на слом строению подъезжает целая процессия техники, легковой и строительной. Одновременно появляются и строительные рабочие, экипированные в одинаковую спецодежду. Подтягиваются многочисленные полицейские. Немалое число зевак и любопытствующих. Ошарашенным хозяевам вручается судебное уведомление о сломе.
К строению, предназначенному на слом, медленно приближается тяжёлая специализированная строительная техника. Плачут дети, истошно кричат женщины. Мужчины кричат и грозят всеми мыслимыми и немыслимыми карами, земными и небесными. Некоторые кидаются под гусеницы строительной техники. Бегают адвокаты, привлечённые с обоих сторон с бумажками и актами. Приезжают и уезжают представители местной администрации. Полиция вокруг стоит в несколько рядов. В первых рядах - привезённая из Неаполя. В задних - местная. Работают мигалки на полицейских машинах.
До определённого момента ситуация нагнетается безостановочно. Поначалу психологически выдержать это чрезвычайно тяжело.
Тяжёлая техника в течение всего этого времени медленно и неумолимо, с многочисленными остановками, приближается к строению. Круг сужается.
И вот, когда напряжение кажется совсем невыносимым, происходит первый удар ковшом бульдозера или пневмомолотком в здание. И в этот момент неожиданно всё меняется. Ситуация становится необратимой, надежды на мирное разрешение конфликта испаряются. Все успокаиваются. Несчастные хозяева впадают в некое оцепенение. Через короткий период времени они уже ведут себя спокойно и осмысленно, безропотно наблюдают за сносом. Адвокаты отправляются пить кофе. Полиция через некоторое время начинает потихоньку разъезжаться. Для строительных рабочих наступает период рутинной и тяжелой работы по сносу.
Все случаи сноса происходят всегда по единому сценарию, с одинаковым и абсолютно прогнозируемым поведением всех участников. Ключевым моментом всегда является первый удар в обречённый дом, ставящий точку в возможность отмены решения.