Честно говоря, даже не ожидал, что появится такой честный анализ ситуации в пермской журналистике....
Спасибо Пермской краевой организации Союза журналистов и лично Илье Изотову!
(Пришло по новостной рассылке программы по продвижению прав человека, социальных и гражданских прав "Я вправе"
http://vprave.org/):
Лекарство от продажности
На прошлой неделе в Союзе журналистов Перми состоялось награждение СМИ и
журналистов, победивших в региональном конкурсе работ правозащитной тематики
«Я, ты, мы вправе». Он проводится в рамках программы «Я вправе» Фондом Защиты
Гласности и региональными партнерами: Институтом Развития Прессы-Сибирь
(Новосибирск), Центром защиты прав СМИ (Воронеж), Центром журналистских
технологий (Нижний Новгород) и Пермской краевой организацией СЖ РФ (Пермь)
После награждения состоялась дискуссия, участники которой - победители конкурса, а
также секретарь пермского союза журналистов Ольга Лоскутова, обозначили самые острые на
сегодняшний день проблемы пермской журналистики. Первая из них - ангажированность и зависимость
СМИ от власти и крупных рекламодателей. Вторая - закрытость пресс-служб (прежде всего органов
власти) и ограничение журналистов в праве доступа к информации.
Что касается первого, ни для кого не секрет, что администрация Перми и администрация губернатора
оплачивают заказные сюжеты на ТВ и заказные статьи в газетах о своей плодотворной деятельности.
Сугубо позитивная информация формирует позитивный имидж власти, но вопреки федеральному закону
о рекламе, практически ни одно СМИ не ставит пометки "На правах рекламы", что собственно должно
заинтересовать УФАС, но почему-то не интересует. В результате большинство пермских СМИ ( а на
телевидении эта ситуация приобрела просто чудовищный размах) превратились из средства
информации в средство дезинформации. На телеэкранах создается искаженная картина
действительности. Умалчиваются многие негативные факты, характеризующие деятельность власти не с
лучшей стороны. А журналисты, пишущие и снимающие заказные материалы, фактически забывают об
основных этических и профессиональных нормах - взять хотя бы обязанность журналиста выслушать и
опубликовать мнение второй стороны. Это особенно ярко проявилось во время общественного
обсуждения отмены выборов мэра Перми, когда все пермские каналы по заказу администрации Перми
снимали сюжеты о полезности новой схемы комплектования власти.При этом позиция коалиции "За
прямые выборы" была полностью проигнорирована по указке чиновников.
Еще один пример подобной дезинформации - вышедшие вчера сюжеты о пикете "зеленых" у здания
"Лукойла" в Перми. Экологи пытались обратить внимание на бедственное положение деревни Павлово.
По заданию "Лукойла" позиция общественников была подана как несостоятельная. Но ни на одном
канале не было пометки, что этот тенденциозный сюжет прошел "На правах рекламы". (Возможно, этот
сюжет и не был проплачен, а был снят по просьбе пресс-службы "Лукойла" - за хорошие отношения с
заказчиком и дальнейшее платное размещение материалов). Но ситуации это не меняет. Подобная
позиция СМИ лишает граждан права на объективную информацию.
Так же стала распространенной практика, когда в ответ на обращение за информацией в пресс-службу
органов власти журналисты получают ответ: "Пишите запрос, через неделю пришлем ответ". При этом
попытки добиться прямого контакта или интервью с тем или иным чиновником блокируются. Вместо
подробного ответа редакции получают формальные отписки.
Участники дискуссии высказали желание создать специальную рабочую группу при Союзе журналистов,
на которой редакторы СМИ и журналисты могли бы найти способы излечения местной прессы от таких
недугов, которые по сути подрывают авторитет средств массовой информации и вырабатывают
представление у аудитории о журналистах как людях продажных и беспринципных. Также в ближайшее
время Союз журналистов проведет конкурс на самые открытые и самые закрытые ведомства и их пресс-
службы, который позволит составить своеобразный рейтинг
Илья Изотов, редактор «Российской газеты» в Перми
P.S: От себя могу добавить, что особенно много заказных хвалебных материалов на телеканале "Рифей" и в газете "Местное время"