Ликвидация НДС как акт прощания с токсичным прошлым
Один из самых опасных мифов, который внедрили пропагандисты Большого государства (Левиафана) в головы обывателям и интеллектуальным элитам, касается якобы либерализации мировой экономики. Мол, в 1970-1990-ые мир был погружён чуть ли не в laissez-faire капитализм, разнузданный и безответственный. Как нас убеждали государственные интервенционисты, «неолибералы» правили бал: сокращали налоги, «убивали» госпрограммы, разрушали торговые барьеры и снимали путы с финансовых рынков. В результате миру был нанесёт огромный ущерб в виде экономических кризисов/рецессий, экологических катастроф разных масштабов, а также неравенства и жуткой несправедливости.
Давайте обратимся к фактам, чтобы убедиться, что в последние 50 лет Государства в экономике даже развитых стран стало больше, а никак не меньше. Big lie - это миф о «царстве либертарианства» и господстве капитализма. Эти по-настоящему народные предпринимательские системы ещё сражались с Государством до I мировой войны, но потом они начали сдавать позиции в пользу модели Государства всеобщего интервенционизма.
Самый главный показатель, который характеризует присутствие Государства в экономике - доля налоговых поступлений к ВВП. В период 1965- 2020гг. среднее отношение «налоговые поступления/ВВП» по странах ОЭСР увеличились с 24,9% до 33,6%, на 8,7 процентных пункта. В 1965г. налоговая нагрузка варьировало от 10,6% ВВП в Турции до 33,7% во Франции. В 2022г. разбежка тоже очень большая, от 17,8% в Мексике до 47,1% в Дании.
В 1965г. в Австралии совокупные налоговые поступления были 20,6% ВВП, в 2021г. - уже 28,5%, в Австрии были 33,5%, стало 43,5%, Канаде было 25%, стало 33,2%, Чили в 1990г. было 16,8%, стало 22,2%, Дания в 1965г. было 29,1%, стало 46,9%, Швеции было 30,9%, стало - 42,6%, Франция было 33,7%, стало 45,1%, Германия было 31,7%, стало 39,5%, Греция было 17,1%, стало 39%, Турция было 10,6%, стало 22,8%, в Америке было 23,6%, стало 26,6%.
Единственная страна ОЭСР, которая в 2021г. имеет долю общих налоговых поступлений к ВВП меньше в 2021г., чем в 1965г. - Ирландия. В 1965г. у неё было 24,5% ВВП, в 2021г. - 21,1% ВВП. Легко угадать, какая страна сумела супер успешно пройти путь из грязи в князи и войти в топ-5 стран мира по ВВП на душу населения.
Общие налоговые поступления - это далеко не размер Государства в экономике. Общий госрасходы гораздо точнее отражают динамику его роста. Так в 2021г. у Франции они были 59,1% ВВП, на 14 процентных пунктов ВВП больше, в Германии на 11,8 п.п. больше, в США - на 15,8 п.п. больше. В зоне евро в 2021г. совокупные госрасходы составили 52,3% ВВП, в странах G7 - 45,4%. Если к этим ресурсам государства добавим оценочный объём регуляторной нагрузки на экономику (10 - 12% ВВП), а также транзакционные издержки (~5% ВВП), то у нас не останется ни тени сомнения, какая модель экономики сегодня в ЕС и G7 доминирует. Это всеохватывающий государственный интервенционизм. Капитализм, как система, построенная на единстве политической, гражданской и экономической свободы в связке с малым государством осталась в отдельных, очень малых резервациях. При этом Грета Тунберг, стал глашатаем ООН/ВЭФ требует разрушить капитализм, в рамках которого невозможно сохранить нашу планету.
Сначала «убить» самую эффективную, гуманную, производительную и моральную систему в истории человечества, а потом обвинить её ошмётки во всех смертных грехах человечества - это убедительный пример идейного и методологического шарлатанства.
Вы знаете, при помощи какого основного инструмента шла ползучая социализация, т. е. огосударствление экономики мира? Правильно, через изобретение французских социалистов, налог на добавленную стоимость. Французы подбросили нам коммуну и кучу социалистов-утопистов. Они никак не унимаются со своей ключевой идеей «забрать и поделить». Их экспансия идёт через НДС. Судите сами.
В 2020г. разница в доле налога на доходы физических лиц (personal income tax) в общих налоговых поступлениях существенна: от 6,8% в Коста-Рике до 43,1% в Исландии и 54,2% в Дании. Налог на корпоративные доходы (corporate income tax) даёт 8 - 9% общих налоговых поступлений. В Эстонии, Германии, Греции, Венгрии, Италии, Латвии и США он даёт менее 5% общих налоговых поступлений, а в Мексике 20,1%, Колумбии - 23%, Чили - 24,3%. Т. н. социальные взносы (читай налоги на начисленную зарплату, которую платит работодатель) дают 26,6% общих налоговых поступлений. Больше всего поступлений в бюджет они дают в Чехии (45,5%), Словении (45,2%) и Словакии (43,9%). Для сравнения в Австралии и Новой Зеландии такого налога нет вообще.
В десяти странах налоги на зарплату (social security contributions) больше с наемных работников, чем в нанимателей. Наибольшая доля - в Литве (25,3%) всех налоговых поступлений. А вот в Дании это только 0,1%, в Эстонии - 5%. Зато в Эстонии наибольшая доля взноса со стороны нанимателя - 32,6% всех налоговых поступлений. В Чехии - 28,9%, Испании - 27,3%, Словакии - 26,7%. Для сравнения в Чили это только 0,3%.
Наибольшая доля налоговых поступлений от самозанятых - в Нидерландах (7,6%) и Польше (7,7%) совокупных налоговых поступлений. В период 1965-2020гг. структура налогов на товары и услуг изменилась фундаментально. Это период быстрого восхождения и расширения сферы применения НДС-а. Он введён в 37 из 38 стран ОЭСР. Если в 1965г. доля НДС в общих налоговых поступлениях была мизерные 0,7%, то в 2020г. - 6,7%, увеличение в 9,6 раз.
В Украине НДС трансформировался в гораздо более опасного монстра, чем даже во Франции и большинстве стран ЕС. Именно он вкупе с налогами на зарплату и таможенными платежами загнал производителей товаров и услуг в дилемму: «Либо выживаешь и работаешь в «серой» экономике (читай платить крышам/решалам), либо банкротишься и/или уезжаешь из страны».
Восстановление экономической свободы в Украине должно начинаться с символического акта ликвидации НДС-а. Тем самым мы создадим моду на настоящие капиталистические, пропредпринимательские решений в сфере экономической политики. Эти решения одновременно оптимальны для создания производительных рабочих мест и послевоенной интеграции украинцев в экономику.
Раз так сложилось, что Украина ведёт войну за новую цивилизацию, ей в будущем не только место среди основных дисижнмейкеров по архитектуре безопасности Европы, но также среди законодателей мод по обеспечению быстрого, долгосрочного, инклюзивного экономического роста. Пожалуйста, нынешних руководителей экономического блока правительства в широком определении, которые продолжают шить для национальной экономики советские смирительные рубашки, не предлагать.
Ярослав Романчук