Точная копия меня

Nov 24, 2008 17:24

Ключевой показатель нашего сознания - стремление быть лучшими, считает Андрей Косилов
Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

С Андреем Косиловым мы не стали говорить о кризисе. Во-первых, жизнь шире, чем даже мировой финансовый кризис. Во-вторых, желающие узнать мнение первого вице-губернатора на эту тему могут найти его блог в Интернете, там все написано. В-третьих, жизнь каждый день подбрасывает новые сюжеты, которые интересно обсудить с человеком, у которого на все есть свое мнение. Итак. Почему у Рашникова нет яхты? Что хорошего есть в Юревиче? Станет ли Курган частью Челябинской области? Кто мешает нам подумать о монархии? Почему не увольняют Северинова? Сколько нужно времени, чтобы выучить английский? И чем же обаял первого вице его зять?

Быть лучшими

- Скоро 75-летие области. Есть повод порефлексировать о местном самосознании. Хотелось бы понять, образно говоря, тектонику нашего региона в последние годы. В чем состоит идеология движения?

- Различие в развитии регионов зависит не только от существующих предпосылок, но и от того, насколько люди консолидированы вокруг идеи, как сделать свой регион самым лучшим по всем направлениям. Сколько бы ни говорила центральная власть, что нужно ликвидировать дифференциацию регионов, совершенно очевидно, что Челябинская область по ключевым направлениям максимально полно использовала все преимущества предыдущего десятилетия.

Это касается любых вопросов. Не каждый губернатор взял на себя смелость жестко выступить за интересы собственников, каковыми являлись руководители наших крупных предприятий. Благодаря тому, что на протяжении всех этих лет у нас была достаточно стабильная структура собственности, мы имели прозрачные и достаточно эффективные отношения с ними. Потому и в расчете на тонну металла, на один произведенный трактор собственники этих предприятий платят больше налогов, чем у наших соседей. В этом году у нас объем инвестиций составил порядка трех миллиардов долларов. Это очень много. Заметьте, ни у Рашникова, ни у Зюзина нет яхты за 200 миллионов долларов. Они все, что зарабатывали, вкладывали в развитие производства. Причем даже больше, с чем и связаны их нынешние финансовые проблемы. Но эта позиция собственников во многом является гарантией того, что их предприятия достаточно быстро найдут способы выживания в кризисных условиях.

Следующий пример. 10 лет назад в рейтинге развития сельского хозяйства мы занимали 25-26-е место. Два последних года мы стабильно занимаем 9-е место. И если все наши планы реализуются, через два-три года мы будем в числе шести ведущих регионов. С учетом кризиса это его очевидное преимущество. Мы начинали с производства сельскохозяйственной продукции в 7 миллиардов рублей, в этом году выйдем далеко за 70 миллиардов, а цены на продукты питания за это время в 10 раз не увеличились.

А вот пример, заметный всем. В последнее время много ездил в командировки по стране и в ближнее зарубежье, в Актобе, Оренбург, Ульяновск, Омск... Без ложной скромности скажу: дороги у нас в области лучше.

Стремление быть лучшими и для самих себя, и для Москвы, будь то макроэкономика или хоккей, - это ключевой показатель нашего сознания.

Юревич будет меняться

- Объективно он четыре года является мотором этих процессов развития в Челябинске. Ему повезло с губернатором и с городом. И он это понимает.

- Сейчас у вас отношения менее напряженные?

- А у нас нет никаких особо напряженных отношений. В чем заключается парадокс - по ключевым подходам к жизни, к делу, губернатору - у нас позиции во многом совпадают. Но сложилось так, что он - сильный человек, я тоже не слабый. У нас, видимо, эта сила прет, и она еще не перекрылась мудростью. И еще есть люди, которые заинтересованы в том, чтобы конфликт постоянно тлел. Сейчас нет смысла искусственно ослаблять Юревича. Во-первых, не факт, что люди, которые претендуют сегодня на роль альтернативы нынешнему мэру, будут лучше. Скорее наоборот. Во-вторых, я человек прагматичный: партия родная сказала, что делает ставку на Юревича-мэра, значит, нужно сделать так, чтобы это решение было выполнено. Но с другой стороны, если есть в деятельности градоначальника вещи, которые мешают развитию, почему о них надо молчать? Очевидно, что во время кризиса возможностей решать городские вопросы за счет губернаторских областных денег у него будет меньше. Придется более активно заниматься вопросами увеличения доходов. И, в частности, подавлением коррупции. Думаю, мы скоро увидим серьезные изменения в его политике и мироощущение. Не исключаю, что Юревич даже возглавит борьбу с коррупцией в городском чиновничестве.

Без Кургана хорошо

- В разговорах о будущем Челябинской области время от времени всплывает сюжет о присоединении Курганской области. Это действительно обсуждается?

- Насколько я знаю, ни у кого из руководителей области никаких амбиций в этом отношении нет. Курганская область - непростая. Думаю, что позицию по этому поводу нужно, прежде всего, сформировать на двух уровнях - верхней власти и населения.

- А себя исключаете?

- А у нас еще дома дела. Когда люди начинают заниматься мегаустройством, что-то объединять, разъединять, у меня всегда возникает вопрос: им что, делать нечего? Вопросов и проблем еще больше чем предостаточно. Должна быть аргументация. Что выиграют от этого люди, государство, общество? Я не вижу рациональных причин для объединения. Сейчас межобластные границы, скажем, бизнесу не мешают. А размазать челябинский пирог еще и на Курганскую область? Ну не знаю:

Монархия и Лужков

- Что для вас стало самым интересным и важным в президентском послании?

- Дальнейшая концентрация государственной власти: увеличение сроков президента и Госдумы. Я еще раз убедился, что власть не собирается под влиянием кризиса дрейфовать в сторону либерализации. С моей точки зрения, это правильно: кризис требует большей концентрации воли, более взвешенных, но жестко проводимых в жизнь решений. Тут некогда барахтаться из стороны в сторону.

- Тот факт, что это предложение не вызвало больших споров в обществе и поправки к Конституции народными избранниками были приняты мгновенно, заставляет думать дальше. Стоит ли нам мелочиться, прибавляя по году-два? А может, говорю это без всякой иронии, для России самая эффективная схема власти - монархия?

- Я думаю, такое мнение не особо распространено среди политиков, журналистов и даже верховных правителей. Сдерживает главное: это не вписывается в те стереотипы, которые навязывает нам западный мир. А в силу того, что теперь у нас открытая экономика, Россия то в "восьмерке", то в "двадцатке", мы вынуждены подстраиваться под западные нормы и правила, их понимание демократии. И это мешает нам развернуть нормальную дискуссию на данную тему. Реально в силу полномочий еще многих вещей президентская власть у нас отличается от монархии. Первое - власть эта сменяемая, хотя бы и в управляемом режиме. Второе - она ограничена по срокам. Но сейчас говорить о монархии: Это вообще очень сложный вопрос. Я все-таки сторонник демократических процедур. Считаю, что реальная конкуренция идей, партий делает лучше общественный климат, социальные отношения, экономику. Конкуренция должна быть. Я люблю это понятие, считаю его базовым для многих сфер. Как организовать конкуренцию идей, элит, политиков в условиях монархии, я себе слабо представляю.

- Так, может, Лужков, заикнувшись о возврате выборности глав субъектов федерации, был прав в какой-то толике своих рассуждений?

- Тот, кто сегодня зондирует общественную почву на этот счет, исповедует двойные стандарты. У нас в области главы городов и районов избираются. А кто, кроме Лужкова, избирается в Москве, я имею в виду исполнительную власть? А это огромная территория. А разве мы не знаем, как назначаются главы в Башкортостане, Татарстане? Сейчас вообще не время для таких разговоров. Надо консолидировать всю систему власти, чтобы экономический кризис не превратился в глубокий социальный. У меня, кстати, вообще сложилось ощущение, что эту систему власти формировали в ощущение того, что рано или поздно мы все равно столкнемся с кризисом. Сегодня власть должна быть еще более централизована, но при этом демократические институты должны действовать.

"Я получу с него дивиденды!"

- Андрей Николаевич, наш театр оперы и балета три года не вылезает из скандалов. Многие считают, что проблема - в его руководителе Денисе Северинове. Когда менеджер хронически не справляется, его снимают. Но власть не делает этого. И уже сама начинает нести репутационные издержки, не говоря уж об имидже театра. Откуда такое упорство?

- Может показаться, что мы чрезмерно занимаемся оперным. Но любой другой театр с ним не сравнить. Творческая среда сама по себе сложна, а тут три коллектива в одном. Мы потихоньку, через конфликты, движемся к созданию нормального сбалансированного механизма управления театром. Когда несколько лет назад встал вопрос о художественном руководителе, выбора большого не было. Так возник Денис Северинов. Сегодня у меня к нему масса вопросов. Авторитетным лидером в коллективе он, к сожалению, не стал. Но у него опыт финансово-хозяйственной деятельности. Решение же я вижу в том, что руководить творческим процессом должен главный дирижер тетра Антон Гришанин. Он достойный человек, у него оркестр звучит, на него люди ориентируются - готовый худрук. Мы не хотим, чтобы Антон сломал голову о хозяйственные вопросы. В этом ему может помочь Северинов. Мы четыре года учили его считать деньги. Мне просто жаль вложенных усилий. Теперь я отвечаю за него уже не как начальник, а как человек, принявший участие в его судьбе. И если есть издержки, то рано или поздно я получу с него дивиденды! Для нас оперный театр - вопрос фундаментальный. База есть, но проект не завершен. Видимо, придется завершать.

Блог Андрея Косилова

- Спустя неделю после появления видеоблога президента Медведева на livejournal.com появился ваш блог. Сейчас в нем три записи. Последняя датируется еще 27 октября:

- Я не в восторге от блога. Я рассчитывал на то, что можно будет постоянно находиться в диалоге с людьми. Но когда понял принцип, что тебе написать может только тот, кто имеет свой блог, причем на этом сайте, был разочарован. Он-лайн конференция для меня интереснее. Там ты можешь продемонстрировать остроту мышления, реакцию. А тут сидишь как распаренная барышня:

- Будете продолжать его вести?

- Мне нужно осмыслить этот жанр. Хочу понять, может, не те темы предлагаю к обсуждению? Я не вижу мотивов отказаться. У меня огромная потребность в альтернативном общении:

- Блог требует и времени:

- Это очень просто делается. Сейчас в обед придет Ирина Велижанцева из пресс-службы, если будут вопросы, быстро отвечу.

- А зачем нужна Ирина Велижанцева?

- Потому что она десятипальцевым методом печатает с голоса. Я мыслю и говорю быстрее, чем пишу.

"К маю ждем внуков"

- В любом случае блог - это повод для саморазвития, как изучение нового языка:

- Жена сейчас, кстати, изучает английский. Следом я начну. За год научусь свободно разговаривать. Дочь замужем, сын занят - есть время заниматься:

- Как у Екатерины жизнь складывается?

- Отлично!

- Довольны зятем?

- Очень!

- Участвовали в процессе выбора жениха?

- Вообще никак!

- Вы бы любой выбор дочери одобрили?

- Думаю, что нет.

- Чем понравился этот?

- Точная копия меня! Человек, который всего в жизни добился сам, без всякой протекции. Из хорошей семьи. Мне со сватами повезло.

- Как молодые нашли друг друга?

- Инициатива познакомиться с Катей исходила от него, он несколько раз транслировал это желание через нашего сына Ваню, они друзья. Катя какое-то время размышляла. Она девушка традиционных взглядов, однолюбка: К маю ждем внуков.

Интервью газете «Челябинский рабочий» 22.11.2008
Previous post Next post
Up