В продолжение
темы.
Как это часто бывает, информация тянется к информации. А ведь сколько времени поначалу потратил, уйму разных вариантов в поисковик забивал - больше того, что есть так и не нашел. Но стоило только плюнуть на все и выложить вчера материал, как уже сегодня совершенно случайно, совсем по другому запросу наткнулся на целую россыпь ни разу до этого не попавшихся снимков. Привычные чудеса.
Цитата: Поскольку поначалу весь РЭБ был до жути секретным, фотографий специализированных машин тех лет не так уж и много... После проведенной в 1990-х годах модернизации они обрели привычный ныне пафосный стильный черный "вороний" окрас...
Во-первых, секретность секретностью, но оказывается, что авиаспоттеры и полвека назад уже вовсю лютовали.
Во-вторых, все оказалось намного сложнее, чем было на самом деле. Судите сами.
LN-FOD Dassault-Breguet Falcon 20С of Fred Olsen Air Transport at Oslo Airport, Fornebu (23 January 1970)
Будущий 053 Dassault Falcon 20ECM, пока еще в собственности авиакомпании "Фред Олсен" и с гражданским регистрационным номером LN-FOD в аэропорту "Форнебю" (Осло)
041 Falcon 20C 335Skv, Gütersloh (April 1973) © Erich Westersötebier
Как только его купили ВВС, в том же году 041 сразу же посетил авиабазу Гютерсло в Западной Германии. Маловероятно, что на нем тогда уже стояла специальная аппаратура. Значение синего круга в стабилизаторе не ясно. Наиболее вероятно, это какой-то вариант
прежней символики компании. Изменения в схеме окраски пока минимальны - просто нанесли знак ВВС Норвегии на мотогондолы.
LN-FOD Dassault-Breguet Falcon 20С of Fred Olsen Air Transport at London/Heathrow (1973) © Jonathan Walton Collection
Как видите, будущий 053 в 1973-м второй всё еще оставался гражданским LN-FOD. На киле тот же синий круг, что и у 041-го.
053 Falcon 20ECM (ех-LN-FOD) 335Skv, Gütersloh (ca. 1979/80) © Jeff Bell
За 45 следующие лет службы окраску меняли много раз. Сначала они немного полетали такими оливково-зелеными, но сохранив цветными опознавательные знаки национальных ВВС, которые позже стали светло-серыми стилизованными, почти белыми, потом наоборот черными. А сегодня они снова светло-серые но уже на черном.
041 Falcon 20ECM 335Skv, Gütersloh (ca. 1981) © Tom Docherty
За прошедшие девять лет самолет заметно "заматерел". Многочисленные антенны свидетельствуют, что машина теперь вполне способна обеспечивать вооруженные силы поддержкой РР, РТР и РЭБ.
041 Falcon 20ECM 335Skv, Gütersloh (13.09.1982) © Thomas Westhoff-Düppmann
Вместе с другими норвежскими СF-5A и B эти Falcon 20ECM были привычными гостями в Гютерсло. Машины прилетали поодиночке или парой, то и дело меняя свою боевую раскраску. Из всех бывших участников регулярных учений РЭБ ВВС НАТО в Гютерсло (Canberra T17, PD.808GE и HFB.320ECM), они единственные пережили конец Холодной войны и все еще используются по сей день.
041 Falcon 20ECM 335Skv, Gütersloh (September 1982) © Thomas Westhoff-Düppmann
В том году с 13 по 17 сентября два норвежских самолета РЭБ ежедневно совершали 1-2 вылета по плану учения РЭБ.
053 Falcon 20ECM (ex LN-FOD) of 335 Skvadron based at Oslo/Gardermoen in Wyton, UK/England (16 July 1983)
Всё, кончилась лафа. С подачи американцев постепенно военную авиацию всего мира заполняет безликая серость.
053 Falcon 20ECM 335Skv, Gütersloh (August/September 1984) © Christian Hölscher
Снова обе машины в Гютерсло. Как правило, подготовка экипажей была на высоком уровне, неудачи редки.
041 Falcon 20ECM 335Skv, Gütersloh (05.09.1984) © Thomas Westhoff-Düppmann
Не реже одного раза в месяц каждый из самолетов можно было наблюдать в Гютерсло.
053 Falcon 20ECM 335Skv, Gütersloh (Februar 1986) © Pete Webber
В том году в ходе ежегодного учения норвежцы выступали вместе с итальянцами, немцами и англичанами.
041 Falcon 20ECM 335Skv, Gütersloh (06.03.1987) © Marcus Herbote
Кроме регулярного участия в учениях РЭБ, периодически норвежцы выполняли полеты вдоль старой границы, разделявшей две Германии.
041 Falcon 20ECM 335Skv, Gütersloh (22.04.1988) © Michael Brand
041 Falcon 20ECM 335Skv, Gütersloh (ca. 1988) © Marcus Herbote
Из-за близости к немецкой границе оба норвежских самолета часто навещали Гютерсло. Поэтому старые фотографии не всегда удается точно привязать к данным о посещении.
053 Falcon 20ECM 335Skv, Gütersloh (ca. 1990) © Marcus Herbote
Последние цветные пятна исчезли с "Фалконов" к концу 1980-х, когда потемнели даже "значки в американском стиле" (US-amerikanischer Art).
053 Falcon 20ECM 335Skv, Gütersloh (ca. 1991) © Marcus Herbote
053 und 041 Falcon 20ECM 335Skv, Gütersloh (Oktober 1991) © Wieland Stolze
Сразу два норвежских Falcon 20ECM на одной фотографии тех времен очень редки даже на их родной авиабазе Осло/Гардермуен. Однако осенью 1991 года в Гютерсло их удалось подловить перед началом учения РЭБ. Как видите на переднем плане, 053 уже несколько лет летает со стилизованными двухцветными кругляшами на двигателях, а 041 получит их позднее.
0125 Falcon 20C 335Skv, Gütersloh (ca. 1980) © Jeff Bell
VIP-вариант норвежского Falcon 20 в 1982-1990 годах был по меньшей мере восемь раз в Гютерсло.
0125 Falcon 20C 335Skv, Gütersloh (März 1985) © Christian Hölscher
Он находился в Гютерсло 20 и 22 марта 1985 года, поэтому точное время нельзя определить. Через шесть лет после передачи в ВВС этот Falcon по-прежнему носит золотисто-голубые полосы,
как и раньше, ещё с гражданской регистрацией LN-FOE.
0125 Falcon 20C 335Skv, Gütersloh (ca. 1988) © Michael Brand
Чуть позже VIP-джет получил вдоль борта сине-бело-красные полосы в национальных цветах.
0125 Falcon 20C 335Skv, Gütersloh (ca. 1988) © Michael Brand
0125 Falcon 20C 335Skv, Gütersloh (19.03.1990) © Marcus Herbote
Отсюда