"Королевский самолет" ВВС Норвегии - всё

Oct 01, 2017 21:17

Представители министерства обороны Норвегии официально объявили о планах завершения эксплуатации пассажирского самолета DA-20 "Джет Фалкон", одной из трех машин этого типа в ВВС страны.



Командир авиабазы и 135-го авиакрыла Торгейр ААС и командир 717-й эскадрильи Курт СВЕНССОН на фоне того самого самолета (Гардермуен, 2014)

Традиционно в норвежских СМИ сразу же раздался плач в стиле "Эрнаслила" от всех сколько-нибудь причастных. Не прошел мимо такого события и Forsvarets forum.

- Постепенно мы придем к полному упадку после прекращения его полетов. Он никогда не был в лучшем техническом состоянии, чем сегодня, - заявлет лейтенант Оле-Кристиан БАККЕН, пилот самолета.

Его поддерживает замкомандира 717-й эскадрильи Пер-Уильям БЕРТЕЛЬСЕН. По словам майора, возможно, клеймо VIP-статуса стало основной причиной того, что именно этот самолет первым выводят из эксплуатации, намного раньше двух других DA-20. Все они остаются в строю, находятся в прекрасном состоянии, а эскадрилья планируется к расформированию только к 2024 году.



БЕРТЕЛЬСЕН: Это позор, что самолет поставят на прикол

- Возможно, что репутация самолета сослужила ему дурную службу. Хотя мы никогда не говорили "нет" королю, если самолет был свободен, это не самая важная наша задача, - продолжает БЕРТЕЛЬСЕН. Основное предназначение - калибровка навигационных средств на аэродромах.

- Мы попытались донести, что 125-й прежде всего служебная машина, а не пассажирская. Но пока мне кажется, что нас не слышат, - жалуется БЕРТЕЛЬСЕН, рассказывая, что только один из пяти полетов - перевозка так называемых "VIP-персон".

Не приоритет. В министерстве обороны Марита ИСАКСЕН ВАНГБЕРГ пояснила, что главком ВС утвердил поэтапный отказ от эксплуатации DA-20, начиная с 2017 года и с того самолета, который совершал перевозки VIP-пассажиров и использовался для калибровки. Высвободившиеся средства будут направлены на решение "более приоритетных задач". Но ВВС не отказываются от выполнения VIP-рейсов.

- Стареющий самолет больше не подходит для потребностей в VIP-перевозках. Его использовал один только король, - заявила ВАНГБЕРГ, подчеркнув, что, если Его Величество пожелает, он более чем приветствуется на борту других самолетов ВВС.

Гражданские захватывают власть. В пресс-службе министерства обороны подполковник Франк ЗЕЛЬВСБЕРГ сообщил, что калибровку на аэродромах ВВС дальше будут проводить гражданские компании. Контракты с ними еще не заключены, переговоры продолжаются, поэтому, к сожалению, пока нельзя сказать ничего более конкретного о том, кто этим займется. Но это позволит сэкономить вооруженным силам около четырех миллионов крон в год (500 тыс. долларов).




История этих машин в ВВС Норвегии началась в конце 1960-х годов, когда в НАТО стали активно форсить тему электронной войны - по-норвежски EK (elektronisk krigføring). В 1972-м для этих целей решили приобрести пару Dassault-Breguet Falcon 20С у норвежской коммерческой компании Fred. Olsens Flyselskap (международное название Fred Olsen Air Transport). Машины официально передали ВВС в 1973-м, но в эксплуатацию они поступили только в 1976-м, после проведения модернизации и дооборудования соответствующей аппаратурой. В 1979 году у "Фред Олсена" купили еще один самолет того же типа.



В едином строю

Оба самолета РЭБ первый раз поднялись в воздух в далеком уже 1966 году, таким образом, в прошлом году они отпраздновали свой полувековой юбилей. Самолеты с бортовыми номерами 041 и 053 имеют собственные имена "Хугин" и "Мунин" соответственно, в честь всезнающих воронов бога Одина. Заодно это прозрачно кагбэ намекает на предназначение машин, так как обе эти птички являются ещё и официальными символами службы военной разведки "Нис" ВС Норвегии.

Поскольку поначалу весь РЭБ был до жути секретным, фотографий специализированных машин тех лет не так уж и много.

UPD: Это я сильно погорячился. Выложу-ка эту подборку в отдельном псто.



Falcon 20C ECM (Electronic Counter Measure)




В 1990 году компания-производитель в очередной раз сменила название на Dassault Aviation, с тех пор норвежские машины носят свое современное обозначение DA-20 Jet Falcon. После проведенной в 1990-х годах модернизации они обрели привычный ныне пафосный стильный черный "вороний" окрас. Кроме этого сразу заметно, насколько возросло количество различных антенн, а подфюзеляжный обтекатель заметно увеличился в размерах.

































Тогда же самолеты оборудовали средствами выстреливаемых тепловых и радиолокационных помех для самообороны.




Manufacturer: Dassault
Engine: 2×GarretTFE731
Thrust: 4,750 pounds/engine
Dimensions: length: 17.2 meters, height: 5.3 meters, wingspan: 16.3 meters
Speed: Max: 350 knots true airspeed (Mach 0.82), normal: 350 knots true airspeed (Mach 0.73)
Max altitude: 42,000 feet (12,700 meters)
Max takeoff weight: Approximately 14 tonnes
Range: Regular mission: 1.5 to 3 hours, max: 5 hours
Armament: None, but equipped with Chaff and Flare for self-protection
Crew: Max 6
First aircraft operational: 1976




Что касается внутренней начинки, то внешний вид большей части аппаратуры этого назначения давно уже особо не скрывают. Самое ценное и секретное сейчас - программное обеспечение обработки сигналов и то, что отображается на этих дисплеях в ходе полетов. А вот этим, увы и ах, делится скандинавы не торопятся.







Основные задачи двух норвежских специализированных "Фалконов" - ведение радиоэлектронной разведки, а также радиоэлектронное подавление наземных, авиационных и морских средств связи и РЛС. Кроме того, "Хугин" и "Мунин" могут выдавать ЦУ для нанесения авиационных ударов по выявленным ими целям, а также используются в качестве воздушных радиоретрансляторов для связи с подразделениями СпН, действующими в тылу противника, так как связь с ними нередко затруднена из-за сложного рельефа местности в Норвегии.







- Самолетам по 50 лет, но они находятся в отличном состоянии. Возможно, это самая дешевая эскадрилья во всех ВВС. Они оказывают значительную поддержку всем вооруженным силам за совсем небольшие деньги в сравнении с другими возможными вариантами, - рассказывает командир 135-го авиакрыла полковник Торгейр ААС.

Оба самолета постоянно привлекаются к участию в международных и национальных учениях всех видов ВС. Кроме отработки свойственных им задач, они регулярно исполняют роль своеобразной "третьей силы", с тем чтобы максимально приблизить учебную радиоэлектронную обстановку к уровню современных вооружённых конфликтов. Например, при отработке воздушных боёв самолёт РЭБ действует в одном районе с истребителями и одновременно осуществляет подавление радиоэлектронных средств обеих противоборствующих сторон. Примерно по той же схеме достается от DA-20 "на орехи" и морякам, и армейцам.



DA-20 и РЛС "Артур" на одном снимке. Батарея управления артиллерийского батальона мбр "Север" отрабатывает свои действия в условиях РЭБ во взаимодействии с 717-й эскадрильей (август 2017 года) найдено у коллеги 477768

А вот и собственной персоной герой нашего романа сегодняшнего материала:




Младший братец "Хугина" и "Мунина", третий "Фалкон" с бортовым номером 0125 - во всех смыслах "белая ворона" в семье. Свой первый полет он совершил в 1976-м, то есть, ровно через десять лет после старших.










Чести иметь собственное имя он не удостоился, но неофициально называется "Королевский самолет" (Kongeflyet) и используется как VIP-транспорт для членов королевской семьи и правительства страны, включая премьер-министра, министра обороны и главкома вооруженных сил.




В свое время были его пассажирами и сидели в этих креслах премьер-министр Йохан Йорген ХОЛЬСТ и председатель ООП Ясир АРАФАТ при подготовке к проведению мирных переговоров в Осло, Ари БЕН и принцесса Марта Луиза после их свадьбы в Тронхейме, не говоря уж о короле Харальде и королеве Соне во время их многочисленных поездок по самым дальним уголкам Норвегии.

Кроме того, как указывалось выше, 0125-й регулярно использовался для калибровки средств привода и посадки на военных аэродромах Норвегии.




В 1988-1995 три самолета Dassault DA-20 Falcon составляли авиаотряд "В" (B-ving - не путать ving и luftving) 335-й транспортной авиаэскадрильи с базированием на АвБ Гардермуен.

В 1995 году отряд "B" выделили в отдельное подразделение, перевели на АвБ Рюгге и дали номер расформированной ранее 717-й истребительной эскадрильи. Под названием FEKS/717 skvadron, то есть 717-я эскадрилья Центра РЭБ вооруженных сил (Forsvarets EK-støttesenter) "Фалконы" базировались в Рюгге с 1995 по 2014 год.



На авиабазе Рюгге (2012)



…и в Гардермуене (2016)

В связи с подготовкой к закрытию АвБ Рюгге в 2014-м "Фалконы" вновь вернули в Гардермуен, где они снова оказались на одном аэродроме с 335-й эскадрильей, хотя пока еще как отдельное подразделение. Командиры обоих - подполковники, только у одного в хозяйстве целых пять "Геркулесов", а у другого всего три "Фалкона" (пока еще три).




Всего в эскадрилье сейчас 31 человек: 12 в техническом отделе и 19 в оперативном, из последних примерно половина летчиков, а остальные - системные операторы.
















Расформирование 717-й авиаэскадрильи анонсировалось давно и включено в долгосрочный план развития ВС Норвегии на 2017-2034 гг. Конкретных сроков пока нет, только период 2020-2024 гг., когда на вооружение должны поступить новые патрульные самолеты Р-8А "Посейдон" американского производства, способные частично восполнить потерю возможностей двух специализированных самолетов по линии РЭР и РЭБ.





717 squadron, Lu​ftforsvaret, Норвегия, РЭБ, da-20 falcon, forsvaret

Previous post Next post
Up