Инцидент над Баренцевым морем

Sep 17, 2017 13:13




В русскоязычном сегменте сети почти незамеченным прошел 30-летний "юбилей" события, которое в своё время наделало немало шума - столкновение советского истребителя Су-27 и норвежского базового патрульного самолета Р-3В "Орион". С тех пор практически всю доступную информацию от свидетелей с "этой" стороны давно собрали на сайте "Яплакалъ" и вряд ли там можно добавить хоть что-то новое. Иных уж нет, а те далече (цэ). Коллега chervonec-001 добросовестно выложил у себя все это в одном псто, аккурат к годовщине.

Но никто и никогда не слышал остальных участников инцидента, так сказать, мнение другой стороны конфликта. Издание норвежского министерства обороны Forsvarets forum поможет устранить эту досадную оплошность. Под катом неизвестные детали, интересные подробности и несколько новых-старых фотографий.



Столкновение

Пылесос принял на себя главный удар после столкновения советского истребителя с норвежским "Орионом" на высоте 13 500 футов.

(c) Torbjørn Løvland, Christian Nørstebø (foto)

Эти бывшие и действующие офицеры одними из первых в НАТО увидели крупным планом новый советский истребитель Су-27 "Фланкер". Но рутинная миссия над водами Баренцева моря тем осенним днем 30 лет назад могла закончиться катастрофой. Норвежский самолет с собственным именем "Бернт Балхен" (Bernt Balchen) и с экипажем из десяти человек получил пробоину после того, как истребитель вступил в контакт с пропеллером на крыле "Ориона".



Ровно пол-экипажа, не считая собаки. Слева-направо: Стейнар БРЭТХЕН, Кнут ОЛСЕН, Инге КНУДСЕН, Кристиан ШОНФЕЛЬДТ и Карл-Виктор БОТТОЛЬФСЕН




13 сентября 1987 года, воскресенье - десять норвежских офицеров с "Ориона" хорошо помнят тот день. Большой четырехвинтовой самолет с номером 602 на киле выполнял полет, обычный для времен холодной войны в Европе, как две капли воды походивший на многие другие, выполнявшиеся с целью наблюдения и разведки.

Они патрулировали на высоте 13 500 футов в международном воздушном пространстве к северу от полуострова Рыбачий.

Внезапно прямо рядом собой они увидели новинку и гордость советских ВВС, двухдвигательный истребитель Су-27. Казалось, он неподвижно завис у левого крыла "Ориона".

- Советский всадник подошел к нам так резко и близко, что я просто уверен был - он с ходу врежется в нас. Но в конце маневра между нами всё ещё оставалось несколько метров, - рассказывает бортинженер Карл-Виктор БОТТОЛЬФСЕН.



По тем временам Су-27 был новейшим типом самолета, и экипаж норвежского "Ориона" впервые смог получить хорошие изображения истребителя с расстояния всего 25 метров. Тогда между пилотами F-16 и Р-3В шло настоящее соревнование, кто из них сможет получить лучшие снимки русских машин. Советский летчик также показал нижнюю часть своего самолета со всеми ракетами на подвеске.

- Самолет был отлично виден через блистер, который используется для фотографирования, - продолжает БОТТОЛЬФСЕН.

Перехваты друг друга совершались регулярно, но обычно расстояние между плоскостями составляло от 30 до 100 метров, в зависимости от типа самолета. Сближение производилось чтобы осмотреть и идентифицировать того, кого будешь сопровождать, или - в худшем случае - для предупреждения о нарушении территориальных границ.



Вплотную: советский истребитель Су-27 и его пилот Василий ЦЫМБАЛ перед самым столкновением




Выпуск шасси. Истребитель сначала летел рядом с левым крылом. Затем пилот дал крен вправо и прошел прямо под носом у "Ориона". Это уже классифицировалось как столкновение, так как между самолетами в тот момент оставалось всего полтора метра.

Через несколько минут советский всадник вернулся на прежнюю позицию у левого крыла. Но с учётом его предыдущего маневра норвежский экипаж совсем не устраивала такая ситуация. Пока истребитель находится на безопасном расстоянии, командир экипажа лейтенант Ян САЛЬВЕСЕН снизил скорость, сбросив обороты двигателей и выпустив шасси, чтобы показать пилоту истребителя, что он слишком близко.

Русский истребитель исчез, но вернулся через несколько минут.

Теперь он маневрировал у правого крыла "Ориона". Пилот, которым как впоследствии стало известно, был старший лейтенант Василий ЦЫМБАЛ, помахал рукой норвежцам пока те фотографировали его и снимали на камеру. Он даже снял перчатки. Долгое время полет так и продолжался, на расстоянии всего нескольких метров между машинами. "Орион" летел, не меняя высоты, курса и скорости, но прекратил постановку гидроакустических буев.

И в этот момент пилот "Сухого" вдруг отстал на несколько метров назад, а затем резко прибавил обороты, клюнул вниз, проскользнул под правым крылом "Ориона" и вынырнул перед его носом.

Во время этого маневра его правый киль зацепило винтом внешнего правого двигателя норвежского самолета.

- Наш пропеллер сломался, а куски его ударили по другому двигателю и фюзеляжу "Ориона, - говорит Ян-Арне ТВЕРБАК, оператор РГБ в том полете.



Пылесос пережил тяжелый шок: нагрузка при столкновении оказалась чрезмерной для него



Экспонат: вышедший на пенсию по инвалидности, теперь он коротает дни в музее авиабазы Аннёйя

Запах и тряска. - Пылесос, который стоял в шкафу, вылетел оттуда, пробитый осколком пропеллера. К счастью, никто из нас не пострадал, - вспоминает ТВЕРБАК. Как оператор буев, он сидел примерно посередине самолета, лицом по направлению полета, чуть дальше в хвост от места попадания. - Помню, сразу после удара я подумал: "И правда, вся моя жизнь пронеслась перед глазами за несколько микросекунд". Кто-то крикнул: "Он попал в движок". Второй оператор РГБ Стейнар БРЭТХЕН ответил: «Черт, все-таки довыдрючивался!»

- Просто невероятно, что осколок попал в пылесос, не повредив при этом никакие жизненно важные части самолета, - удивляется Кристиан ШОНФЕЛЬДТ, бывший тактическим координатором в том полете.

- При первом сближении вплотную советского всадника мы обсудили как действовать, в том числе подумывали, не стоит ли нам спуститься к поверхности моря. Но тогда мы пришли к единодушному мнению, что, вероятно, было бы безопаснее лететь прямо, не меняя курса и с постоянной скоростью. В следственной комиссии не верили нам, когда мы рассказывали, насколько близко был советский самолет. Но потом они увидели снимки, - с улыбкой говорит ШОНФЕЛЬДТ.

В интервью NTB командир Ян САЛЬВЕСЕН рассказал, что самолет начало сильно трясти, потому что один пропеллер сломался, а второй погнулся, и это вызвало крайний дисбаланс. Лопасти винта вращаются почти со скоростью звука, из-за чего кабину заполнил неприятный визг.



Остановленный двигатель: на фотографии с норвежского F-16 отчетливо видны повреждения лопасти у ближнего пропеллера (с) Foto: Forsvaret

30-сантиметровая дыра. - Когда дверь шкафа распахнулась и оттуда вылетел пылесос, я также увидел там дневной свет. Лучи пробивались через дыру от обломка винта. А еще из шкафа валил туман, - вспоминает Кнут ОЛСЕН, который тогда был оператором РЛС.

- Через некоторое время я добрался до пилотской кабины. Поначалу приборы вроде бы не показывали ничего плохого. Однако вскоре второй пилот увидел, что четвертый двигатель поврежден и еще через десять секунд остановил его. В самолете не было паники, но мешал сильный шум в кабине. Мы надеялись, что фюзеляж остался невредим, и мы не потеряем давление. Но когда в кабину вошел оператор вооружения Инге КНУДСЕН и показал найденный им обломок винта, стало понятно, что пробоины все-таки есть. Поэтому мы сами сбросили давление в кабине, чтобы предотвратить распространение повреждений. Кроме того, мы выполнили процедуру аварийной остановки двигателя и сосредоточились на наблюдении за двигателем №3, который тоже мог быть поврежден, - продолжает свой рассказ БОТТОЛЬФСЕН, который к тому времени уже третий год летал бортинженером на "Орионах".

Послеполетный осмотр показал, что в корпусе самолета образовалась пробоина длиной 30 сантиметров. Командир экипажа САЛЬВЕСЕН решил опускаться до 10 000 футов (что эквивалентно высоте более 3000 метров), чтобы не было проблем с кислородным голоданием.

Заглянули смерти в глаза. В момент столкновения Ян-Арне ТВЕРБАК анализировал данные буев.

- Конечно, это очень драматично, когда два самолета сталкиваются в воздухе, и нам просто повезло. Но все прошло очень быстро, - размышляет ТВЕРБАК. Его общий налет составлял 7500 часов, когда он всё таки покинул Аннёйю через два года после инцидента в Баренцевом море.

- Несколько томительных секунд нам казалось, что это конец. Мы даже рассматривали возможность аварийной посадки на воду, и оператор РЛС Кнут ОЛСЕН начал подбирать место поближе к рыболовным судам, куда можно было направить машину, если бы пришлось приводняться. Но командир быстро выяснил, что можно продолжать полет, - рассказал Кристиан ШОНФЕЛЬДТ.

Самолет передал сигналы бедствия на радиолокационный пост в Вáрдё и доложил в штаб регионального командования "Север" вооруженных сил в Северной Норвегии в Рейтане. Взяли курс на Банак, ближайшую норвежскую авиабазу. Оттуда выслали для сопровождения дежурное звено из двух норвежских F-16. Они встретились над Вáрдё, а потом "Орион" без дальнейших проблем приземлился в Банаке.



Дежурное звено F-16 норвежских ВВС сопровождало поврежденный "Орион" до аэродрома Банак

Кинопремьера в Осло. В те времена, когда еще не было Интернета и мобильных камер, пленки со снимками срочно переправили в Осло специальным рейсом F-16, что позволило военному и политическому руководству оперативно ознакомиться с ними.

- Командир корабля дал небольшую пресс-конференцию, потом нас всех подхватил другой "Орион", на котором мы и вернулись на Аннёйю. Там нас встретил начальник базы и командир эскадрильи. Но все поскорее торопились к телевизору в столовой, чтобы посмотреть, что говорят о столкновении в новостях.

- Потом были разбор полета, беседы со священником и осмотр специалистами авиамедицины. Но никакого динамического наблюдения у психолога, как это практикуется сегодня.

- В то время моя старуха только-только устроилась на работу и не находила себе места. А вообще-то, та ночь принесла ещё не одну драму, - вспоминает БОТТОЛЬФСЕН.

- В Норвегии впервые узнали, куда мы летаем. Мои родители, как и многие другие люди во всем мире, задавались вопросом, что же на самом деле произошло в воздухе к востоку от полуострова Варангер. Тот же вопрос задал и Ганс Вильгельм ШТАЙНФЕЛЬД в эфире ежедневных новостей, - говорит Стейнар БРЭТХЕН.



Пробоина в фюзеляже: командир Ян САЛЬВЕСЕН (слева) и бортинженер Карл-Виктор БОТТОЛЬФСЕН (с) Foto: Forsvaret






Тот самый обломок винта: командир Ян САЛЬВЕСЕН (вверху) и бортинженер Карл-Виктор БОТТОЛЬФСЕН (с) Foto: Forsvaret

Сменили номер. Русский с номером 36 тоже успешно добрался до Колы. Об этом свидетельствовали данные норвежского радиолокационного наблюдения. Позже ему изменили номер на 38, а на фюзеляже под фонарем кабины нарисовали так называемый знак убийцы в виде "Ориона".

"Орион" с собственным именем "Бернт Балхен" позднее продали в Испанию, когда Норвегия закупила более современную модификацию самолетов этого типа в 1989 году.

- Я много размышлял о том, почему русские так поступали. Мы знали, что, когда на север приходили французские и английские корабли, они делали много странного, что сильно раздражало русских. Возможно, мы появились именно после одного из таких эпизодов, вот на нас и вылился весь их накопившийся гнев, - делится своими мыслями ТВЕРБАК.

Однако основная теория столкновения заключается в том, что российский пилот переоценил возможности своего самолета и не смог исправить допущенную ошибку. Хотя пилот и был опытным, но это был совершенно новый тип самолета.

Над самолетом в полете создается область пониженного давления, что может привести к эффекту присасывания, когда две машины оказываются друг над другом. Следственная комиссия не нашла нарушений в действиях норвежского экипажа.



Воспоминания: тот самый пылесос и фотографии 30-летней давности. Слева-направо: Карл-Виктор БОТТОЛЬФСЕН, Кристиан ШОНФЕЛЬДТ, Стейнар БРЭТХЕН, Кнут ОЛСЕН и Инге КНУДСЕН




Русская медаль. В то время министром иностранных дел был Торвальд СТОЛТЕНБЕРГ, и он вызвал на ковер советского посла.

Сначала тот все отрицал. Но через некоторое время советская сторона выразила сожаления и принесла извинения, когда выяснилось, что норвежцы снимали инцидент на инфракрасную камеру. Правда, там не было момента самого столкновения, потому что в это время меняли пленку.

Русского пилота наградили медалью за то, что он совершил тем воскресным утром почти 30 лет назад. А у норвежцев техники сами сделали мемориальную доску с куском сломанного пропеллера на базе Аннёйя!




Около 20 лет назад коллега Инге КНУДСЕНА познакомился с сыном Василия ЦЫМБАЛА на семинаре в Трóмсё, где тот выразил желание встретиться с членами норвежского экипажа.

- Мы обсудили это предложение, но обнаружили, что никто из нас не горит желанием встречаться с родственниками тех, кто чуть не убил нас. Несмотря на этот инцидент и некоторые другие менее серьезные эпизоды, я думаю, что на протяжении многих лет россияне по сути "жалели" нас, хотя мы постоянно собирали информацию о них. Нас назыаали "Маленькая рыбка", потому что мы ловили информацию, - рассказал ШОНФЕЛЬДТ.

- Но "Орионы" также участвовали и в спасательных операциях на севере, например, в случае с круизным судном "Максим Горький" и в других спасательных операциях. Это ведь были не беспилотники какие-нибудь, и тогда русские воспринимали нас совсем по другому, - подчеркивает Инге КНУДСЕН.

Потом кое-кто из экипажа испытывал что-то вроде кошмаров после столкновения, но 333-я эскадрилья из-за этого не прекратила полеты, и вскоре парни снова оказались в воздухе. Однако жена одного из них так решительно отреагировала на случившееся, что ее муж вынужден был покинуть свою часть.

Экипаж "Ориона" 13 сентября 1987 года:

1. Командир лейтенант Ян САЛЬВЕСЕН (Jan Salvesen). Сейчас ему 55 лет, он все еще служит в вооруженных силах, но отказался от интервью в Forsvarets forum.
2. Второй пилот фенрик Мортен РОЗЕНЛУНД (Morten Rosenlund), 53 года, продолжает служить.
3. Штурман лейтенант Лассе ЛИНДАЛЕН (Lasse Lindalen), 59 лет, вышел в отставку.
4. Бортинженер лейтенант Карл-Виктор БОТТОЛЬФСЕН (Karl-Viktor Bottolfsen), 55 лет, сейчас майор, служит в 139-м авиакрыле на АвБ Бардуфосс.
5. Тактический координатор лейтенант Кристиан ШОНФЕЛЬДТ (Christian Schønfeldt), 59 лет, ныне полковник штаба ВВС.
6. Оператор РГБ капитан Стейнар БРЭТХЕН (Steinar Bråthen), 66 лет, вышел в отставку.
7. Оператор РГБ лейтенант Ян-Арне ТВЕРБАК (Jan-Arne Tverbak), 67 лет, в отставке.
8. Оператор РЛС лейтенант Кнут ОЛСЕН (Knut Olsen), 63 года, теперь на пенсии.
9. Оператор вооружений фенрик Инге КНУДСЕН (Inge Knudsen), 54 года, сейчас майор 133-го авиакрыла.
10. Оператор связи фенрик Гейр ФУРЁ (Geir Furø), 54 года, ныне уже подполковник, сотрудник норвежской военной миссии НАТО в Брюсселе.

PS: По неподтвержденной информации летчик-истребитель погиб, утонув в 2000-х годах в России.







Комментарии:

1. В переводе максимально сохранён несколько эклектичный стиль норвежского текста.
2. Как видно, перед написанием статьи норвежцы тоже посетили соответствующую тему на форуме "Яплакалъ", откуда и почерпнули некоторую малоизвестную информацию.
3. Видимо, байки про слив топлива с "Сушки" и приведение "Ориона" из-за столкновения в неремонтнопригодное состояние с последующим списанием машины - фантазии рассказчиков.
4. Если судить по схеме маневрирования, примерно по тому же ведомству проходят и страшные сказки про "«Орион» не патрулировал. Он целенаправленно работал над фарватером выхода наших лодок на боевое дежурство"... Так как «Орион» будет «болтаться» у границы неизвестно сколько времени, он просто зашел снизу под «Орион» и закрыл тому обзор всей аппаратуры". Большинство читателей даже примерно не представляют, где на море проходит граница, что такое международные воды и почему нельзя закрыть обзор аппаратуры "Ориону" на высоте почти пяти километров. Я уж молчу про определение фарватера и почему подводные лодки не ходят по нему на боевое дежурство.
5. Участники обеих сторон тех событий кардинально противоположно интерпретируют снижение скорости и выпуск шасси "Орионом". Норги хитрят, или действительно есть такой условный сигнал? Казалось бы, опытный пилот истребителя-перехватчика должен был знать о его существовании.
6. В целом, общий минорный настрой норвежского повествования кардинально отличается от бравурных интонаций, характерных для описания той же истории на русском.


Lu​ftforsvaret, norway, СФ, p-3 orion, Норвегия, СССР, 333 squadron, инциденты, forsvaret, Россия

Previous post Next post
Up