Если верить
неумолимо тикающему счетчику, прибытие первых самолетов ожидается именно 10 ноября - в день 73-й годовщины образования Королевских ВВС.
И хотя командование ВВС предостерегает от жесткой привязки этого события к точной дате в связи со сложнопредсказуемыми и затяжными неблагоприятными погодными условиями на побережье Норвегии в данное время года (чего уж там про осень говорить, если и
летом не все гладко бывает), тем не менее, подготовка к перелету ведется по планам, рассчитанным именно для этого срока.
В частности, проводятся переговоры на обеспечение перелета F-35 через Атлантический океан самолетами заправочной авиации для пополнения запасов топлива в воздухе. Скорее всего, для этого привлекут танкеры ВВС США. Но в будущем Норвегия в данном вопросе планирует получить определенную независимость от союзников и партнеров - как это ни покажется странным на первый взгляд - за счет объединения с ними общих усилий.
Впервые обсуждение такой возможности началось под эгидой Европейского оборонного агентства EDA (European Defence Agency) в далеком уже 2011 году, когда по итогам операции НАТО против Ливии выявилась критическая зависимость ВВС стран Евросоюза/европейских стран блока от самолетов-заправщиков ВВС США. Мало того, что весь совокупный потенциал заправочной авиации европейцев количественно меньше американского в несколько раз, так у них ещё к тому времени одни ветераны в строю оставались - в общей сложности всего около 40 самолётов девяти типов, ЕМНИП с четырьмя различными систем топливозаправочной аппаратуры, без обеспечения их совместимости.
В марте 2012 года десять стран, из которых девять членов ЕС (Бельгия, Греция, Испания, Венгрия, Люксембург, Нидерланды, Польша, Португалия и Франция) и примкнувшая к ним Норвегия, подписали декларацию о намерениях совместно развивать парк топливозаправочной авиации. В ноябре того же года уже восемь европейских стран НАТО (Бельгия, Венгрия, Дания, Испания, Италия, Люксембург, Польша и Португалия) подписали меморандум о взаимопонимании по совместному использованию национальных средств транспортно-заправочной авиации. В декабре 2013-го данный вопрос был внесен в перечень приоритетных оборонных программ ЕС. В декабре 2014-го оставшиеся трое Польша, Норвегия и Нидерланды, при содействии ЕDА пришли к соглашению о совместной закупке четырёх многоцелевых транспортных самолетов-заправщиков. К январю 2015 года завершилась оценка предложений на поставку самолетов-заправщиков, в результате которой выбор сделали в пользу самолёта A330 MRTT (Airbus 330 Multi Role Tanker Transport).
Но, как водится, с первого раза ничего у них не срослось, потому что ровно тогда же Польша с Норвегией вышли из программы из-за ограничений своих оборонных бюджетов.
Дальнейшие консультации и переговоры продолжались под активным американским давлением и уже при ведущей роли ФРГ. За следующие два года произошло ещё немало "слияний и поглощений" (с некоторыми из их перипетий
можете ознакомиться в блоге у коллег
bmpd), пока всё это не завершилось 16 февраля на министерской встрече НАТО в Брюсселе подписанием очередной декларации о намерениях. В рамках нового соглашения остались Германия, Норвегия и страны Бенилюкс. Но Бельгия почти сразу в очередной раз вылетела, а оставшиеся участники наконец-то обязались создать и развивать в сотрудничестве с Францией и концерном "Эйрбас" так называемый Объединенный потенциал европейской заправочной авиации НАТО. Договор предусматривает совместное использование транспортно-заправочных A330 MRTT.
Обеспечивать новую совместную программу вначале будут
пять французских машин этого типа, а к 2020-му их количество должно увеличиться до восьми, включая два А330 MRTT, заказанных Нидерландами и Люксембургом. Общий годовой ресурс полетов на заправку запланирован в объеме 5500 часов, распределение которых между странами-участниками будет пропорционально вкладу каждой в финансирование программы. Конкретные долевые значения уточнят позднее, при подписании юридически обязывающего договора в развитие меморандума.
UPD:
В продолжение темы - 29 июня 2017 года министры обороны Германии и Норвегии подписали меморандум о взаимопонимании по присоединению к Европейскому многонациональному флоту транспортно-заправочных самолетов Airbus. Бельгия выразила намерение вернуться в программу и присоединиться к ней в начале 2018 года.
Эскизное изображение одного из совместно закупаемых Нидерландами и Люксембургом самолетов-заправщиков Airbus A330 MRTT, которые предполагается эксплуатировать под эгидой НАТО (с) министерство обороны Нидерландов
Потенциальную возможность дозаправки в воздухе истребителей F-35A с танкеров типа A330 MRTT и совместимость топливозаправочной аппаратуры обеих машин впервые проверили в сентябре 2015 года, когда за четыре часа успешно провели 59 стыковок при помощи системы Boeing A330 MRTT (ARBS), включая пять фактических передач топлива суммарно на 19 600 кг.
Всего за время "командировки" в США с 23 сентября по 26 октября австралийский транспортник-танкер выполнил 12 вылетов на дозаправку, произведя 479 "сухих" и 24 "мокрых" стыковки, передав при этом в общей сложности 95 тонн топлива, тем самым успешно завершив сертификацию на совместимость с F-35A.
Испытание возможности дозаправки в воздухе американского F-35A от австралийского КС-30А (A330 MRTT) над АвБ Эдвардс (шт. Калифорния, 29 сентября 2015 г.)
А в заключение еще один момент.
Как
я уже говорил, у меня вызывают определенный скепсис регулярные громкие радостные крики ура-патриотов об "очередном провале американского супер-истребителя". Но есть у программы JSF и реальные проблемные вопросы, на которые следует обратить внимание. Особенно если они звучат не так громко, но от настоящих профессионалов, знакомых с положением дел не по публикациям в этих наших интернетах.
Вот, например, генерал-майор Мортен КЛЕВЕР (Morten Klever), руководитель норвежского отделения программы JSF,
"выразил серьёзную озабоченность" по поводу готовности "Локхид-Мартин" обеспечить эффективное и своевременное логистическое сопровождение эксплуатации F-35.
Он не сомневается в способности специалистов компании решить такую задачу. Но считает, что уже сейчас нужно создавать запасы наиболее активно расходуемых ЗИП, а также деталей, узлов и агрегатов, чаще других требующих ремонта и замены. Однако его анализ ситуации с обслуживанием пока еще относительно немногочисленного парка новой техники на АвБ Люк показывает, что на протяжении последнего времени раз за разом повторяются одни и те же проблемы, которые могут значительно усугубиться с началом все более активного использования сразу нескольких сотен машин этого типа на 30 авиабазах в одиннадцати странах по всему миру.
Дело в том, что принцип "наилучшей цены" у программы F-35 относится не только к производству, но и к техническому обслуживанию. Организация техподдержки будет существенно отличаться от традиционной, например, принятой для текущего обслуживания F-16: самолет будет крайне редко покидать национальную территорию для обслуживания, регламента и ремонта.
В большинстве случаев узлы и детали должны быть заменены на месте, а неисправные для проведения ремонта придется возвращать на центральное производство в той стране, которую выбрали в ходе открытого тендера среди всех государств-участников программы, с учетом уровня приоритетности партнерства. Формирование общей структуры обслуживания таково, что каждая из стран-пользователей не должна предоставлять всю дорогостоящую инфраструктуру и знания специалистов, необходимых для поддержания и модернизации таких сложнейших машин, как боевые самолеты пятого поколения. И это очень хорошо. Плохо только то, что при таком подходе не учитывается разница в процедурах военных закупок в соответствии с местным законодательством. Как то оно там ещё всё выйдет, когда дело до практики дойдет?
Следует напомнить, что когда управление многонациональной программы F-35 (JPO - Joint Program Office) в ноябре 2016-го объявило первый раунд распределения контрактов, норвежские компании не получили ни одного. Все 65 первых договоров на техническое обслуживание 774 отдельных компонентов распределили между предприятиями авиакосмической промышленности Великобритании, Нидерландов и Австралии - стран-партнеров первого уровня. Увы, но Норвегия относится только к третьему, стало быть и номер её в очереди соответствующий...
В вопросах обеспечения эксплуатации "Локхид-Мартин" будет уже не столько производителем, сколько регулятором работы всех многочисленных фирм-субподрядчиков. Но по мнению генерала, концерн пока "не проявляет достаточного рвения" в данном вопросе. Первые партии ЗИПа должны быть уже на пути в Норвегию, но ничего этого нет и в помине. Подобная методология логистики не какое-то откровение, уникальное для данной конкретной программы - это нормальная практика. Речь идет о банальном управлении рисками. Не хотелось бы получить еще один никому не нужный скандал, которых и так с избытком вокруг F-35.
Норвежское руководство не торопится с претензиями в адрес "Локхид-Мартин", давая им возможность подготовить обоснованный официальный комментарий, ограничившись пока прямым и честным ответом о явных проблемах программы JSF в интервью для Aviation Week - sapienti sat. А в качестве дополнения генерал М. КЛЕВЕР счел нужным пояснить, что у них нет сомнений, насколько невероятно ценным в ближайшие годы станет потенциал F-35 для всех вооруженных сил страны. Но плотный график достижения к 2019 году начальной оперативной готовности первой эскадрильи F-35 ВВС Норвегии заставляет потребовать у "Локхид-Мартин" гарантий своим клиентам, что эксплуатация их парка самолетов этого типа будет организована надлежащим образом.
ИМХО такая "неофициальная", но "серьезная озабоченность" стоит гораздо больше, чем очередное официальное сообщение из офиса программы JSF об очередной же выявленной небольшой проблеме на этапе испытаний и доводки машины.
Кстати, именно в этой связи, и чтобы два раза не вставать - генерал уже
поспешил успокоить всех интересующихся, что недавние проблемы с некоторыми симптомами кислородного голодания у отдельных пилотов F-35 никоим образом не касаются норвежских летчиков. Никто из них никаких таких проблем ни разу не испытывал.