В продолжение
темы.
Как-то всё шло чересчур благостно, чтобы продолжаться в том же духе до самого конца. Хотя на фоне предыдущих злоключений программы замены поисково-спасательных вертолетов нынешняя проблема выглядит сущей безделицей, всего лишь досадной заминкой: поставка заказчику первого AW101 "Мерлин" отложена на несколько месяцев.
Второй из 16 новых норвежских спасательных вертолетов типа AW101 (борт. №0264) на заводском аэродроме Йовиля в юго-западной Англии. Машина уже окрашена в цвета вертолетной спасательной службы министерства юстиции Норвегии, но без опознавательных знаков национальных ВВС (с) FOTO: Jan-Petter Helgesen
Как мы помним в декабре 2013 года Министерство юстиции и общественной безопасности Норвегии заключило контракт с итальянско-британской компанией Agusta Westland. Согласно его положениям до 2020 года этой скандинавской стране должны поставить 16 новых вертолетов AW101 Merlin в поисково-спасательном варианте. Кроме того, предусматривался опцион на поставку еще шести машин в многоцелевой версии. Вступление в силу этого пункта зависит от своевременности выполнения условий действующего контракта. Срок поставки первых двух вертолетов назначили на 1 апреля 2017 года.
Но пасхального подарка не получилось. Представители Leonardo Helicopters (ех-Agusta Westland) известили заказчика, что поставка задерживается. И тут же поспешили подсластить пилюлю: мол, уже летом Норвегии передадут сразу две машины (см. фото выше) и при этом окончательная стоимость программы будет намного ниже, чем планировалось. Примерно на 4 млрд. крон или около 500 млн. долларов по текущему курсу.
В декабре 2013 года сумма первоначального контракта составила "всего" 6,25 млрд. крон (1,01 млрд. долл. в ценах 2013-го). Но дополнительные его условия кроме опциона включали еще и строительство соответствующей инфраструктуры, передачу сопутствующего оборудования, техническое обслуживание и т.п. Поэтому в 2015-м подписали окончательный вариант соглашения, уже на 18 млрд. крон (2,3 млрд. долл.). И вот, теперь объявили, что эта сумма может сократиться до 14 миллиардов.
В первую очередь, официальный комментарий Leonardo Helicopters связывает это с тем, что норвежская модификация AW101-612 разрабатывалась на базе "уже знакомой и проверенной, утвержденной в прошлом году" итальянской модели AW101-611. Но кроме этого ещё и "хороший контроль расходов, точность поставок и тесное сотрудничество между Министерством юстиции и предприятием Leonardo Helicopters в Йовиле».
Что ни говори, отличные у них там психологи, умеют представить неудачу почти как победу ;) А мы с вами посмотрим, как там у них дальше дело пойдёт:
Ожидаемые сроки ввода новых вертолетов
в боевой состав 330 ваэ ПСС ВВС Норвегии
№
отряда
авиабаза/аэродром
ввод
в эксплуатацию
3
Сула
апрель 2018 г.
4
Эрлан
октябрь 2018 г.
1
Банак
апрель 2019 г.
2
Будё
октябрь 2019 г.
5
Рюгге
май 2020 г.
6
Флюрё
ноябрь 2020 г.
(продолжение следует)