Как и
анонсировалось ранее, вчера 29 марта Норвегия подписала контракт на покупку пяти базовых патрульных самолетов Р-8 "Посейдон".
Озвученная стоимость контракта составила 9,8 млрд. крон (1,15 млрд. долл.). Но это только часть суммы, потому что в пакете с основным договором идут дополнительные, отдельно на закупку специальных радиоэлектронных систем и поискового оборудования (например, РГАБ) по линии разведывательных служб двух стран, а подробности таких договоров открыто озвучиваются редко. По этому поводу оппозиционные партии уже начали холивар в парламенте, мол, союзнички вроде бы обещали хорощую скидку, а по факту выходит намного дороже.
Компания "Боинг" передаст норвежские самолеты властям США в 2021-2022 гг. Затем машины передадут Норвегии по программе межправительственных военных программ FMS (Foreign Military Sales). Первый Р-8 "Посейдон" должен быть поставлен в Норвегию начале 2022-го, а остальные до конца того же года. После доработок по национальным требованиям новые самолеты передадут ВВС, в составе которых они заменят шесть Р-3С/N "Орион" 333 паэ и три DA-20 "Фалкон" из 717 таэ.
На этапе предварительного обсуждения закупки много дискуссий в Норвегии вызывала неспособность Р-8 длительно вести патрулирование на малых высотах. Хотя по сравнению с базовой модификацией "Боинг-737" у "Посейдона" значительно усилена конструкция крыльев, но, как и у гражданского прототипа, двигатели остались оптимизированными для работы на больших высотах. С целью компенсации этого недостатка на вооружение ВВС Норвегии кроме самолетов должна поступить и новая противолодочная торпеда с возможностью ее применения с высот не менее 10 000 метров. Она разрабатывается по программе HAAWC (High Altitude Anti-submarine warfare weapon capability) и представляет собой эдакий гибрид УАБ и малогабаритной торпеды Мк54. Боеприпас доставляется в точку погружения по данным GPS, планируя при этом с большой высоты при помощи выдвижных аэродинамических поверхностей. Возможен пуск в диапазоне высот 250-15000 метров на удалении от цели до 90 км. К настоящему времени НИОКР по программе HAAWC дошли до этапа бросковых испытаний с целью демонстрации возможности безопасного разделения с носителем. Принятие на вооружение ожидается в 2020 году, то есть, не менее чем за год до поставок самолетов в Норвегию.
Слева - вариант от Lockheed Martin, справа - Boeing
По поводу возможности вооружения "Посейдонов" управляемыми ракетами NSM/JSM национальной разработки Норвегия не выдвигала обязательного требования.
- Совершенно очевидно, что мы с высокой степенью вероятности увидим JSM интегрированной с P-8, но потом. Сейчас мы этим пока не занимаемся, - заявили в Kongsberg. Не исключено, что первой это сделает Австралия, которая тоже принимает участие в развитии JSM, а свой первый из двенадцати P-8 она уже получила осенью прошлого года. Тогда Норвегия сможет воспользоваться уже готовыми наработками партнеров-антиподов.
Австралия, как и США, планирует использовать свои "Посейдоны" в комплексе с беспилотной авиационной системой MQ-4C Triton - морской версией дальнего разведывательного БЛА RQ-4 Global Hawk компании Northrop Grumman. Норвегия тоже долго приглядывалась к этим беспилотникам, каждый из которых за 14 часов полета способен пролететь более 8 тысяч километров (4 400 морских миль), то есть, облететь всю границу морской экономической зоны страны.
Но удовольствие получается слишком дорогое. Впрочем, нет ничего невозможного, если и здесь американские коллеги подсобят.