Как и анонсировалось
в прошлый раз, быстро все это не закончится. Кратко напомню финал первой серии:
В результате скандальной огласки обстоятельств закупки тракторов "Холдер" гражданское политическое руководство министерства обороны Норвегии получило дополнительный довод для подкрепления своей позиции в продолжающемся споре с военными коллегами по поводу реорганизации и сокращения в 2016 году службы тыла "Фло" (FLO - Forsvarets logistikkorganisasjon). После скандала "Нигерийских катеров" вооружённые силы полностью лишили функции распределения примерно половины всего военного бюджета страны по закупкам ВВТ и материально-технических средств. Для этих целей организовали в прямом подчинении МО Норвегии новое Агентство материально-технического обеспечения "Фма" (Forsvarsmateriell - FMA нор., Norwegian Defence Materiel Agency - NDMA англ.), заодно сократив более чем на 60% численность персонала службы "Фло".
Транспортеры Fresia Atlas TT
А ещё в министерстве обороны скромно отметили, что уже почти решили проблему - в декабре 2016 года для замены тракторам "Холдер" агентство "Фма" заключило новый контракт с компанией "Хессельберг" (Hesselberg) на поставку 24 аэродромных транспортёров "Фрезия" модели "Атлас-ТТ" (Fresia Atlas TT), из которых 12 предназначены для буксировки
новых поисково-спасательных вертолётов AW101, а ещё двенадцать - для истребителей F-35, когда и те, и другие начнут поступать в войска. Первые три новые машины "Фрезия" должны доставить в Норвегию уже к середине февраля с.г. В отличие от тракторов "Холдер", транспортёры "Атлас-ТТ" оснащены двигателем бóльшей мощности, имеют постоянный полный привод 4×4 и способны буксировать на прицепе груз массой от 5 до 8 тонн.
В целом, я не буду сильно спорить, если кто-то скажет, что представители правящей парламентской коалиции вполне могли сами организовать первоначальную утечку в прессу обстоятельств нарушения условий конкурса в 2008 году при закупке тракторов "Холдер", чтобы дискредитировать своих политических оппонентов в преддверии предстоящих в 2017 году очередных парламентских выборов. Дополнительно таким способом подтверждалась правильность и безальтернативность жестких и непопулярных в вооруженных силах страны решений по реорганизации и сокращению службы тыла "Фло".
Но такие пули - всегда со смещённым центром тяжести. Вскоре вновь открывшиеся обстоятельства стали выгодны уже политическим оппонентам правящей коалиции и ведомственным противникам руководства министерства обороны. И об этом наш новый рассказ.
Журналисты
Klasskampen обнародовали нелицеприятные подробности новой сделки. Так, сразу после подписания контракта 22 декабря 2016 года второй проигравший претендент, компания "Блю аэроспейс" (Blue Airspace) из Флориды, подала в суд о признании незаконными результатов тендера из-за нарушения закона о государственных закупках.
Мортен ЭСЛИ (Morten Åsli) из компании "Блю аэроспейс" имеет 19-летний опыт службы пилотом в ВВС, а затем работы в управлении материально-технического обеспечения министерства обороны
По мнению представителей компании, формально, они должны были выиграть в конкурсе хотя бы только потому, что представленный ими образец единственный из всех претендентов имел квалифицированное предложение по отдельно прописанному обязательному дополнительному требованию возможности работать с использованием авиационного топлива F-34 для самолётов и вертолётов ВВС Норвегии. Транспортер "Атлас-ТТ" компании "Хессельберг" такой возможности не имеет, хотя в запросе на участие в конкурсе прямо указано: "поставщик должен предоставить письменную гарантию, что двигатель может работать на F-34".
Дополнительно вскрылся целый ряд других пикантных подробностей:
1) Представители агентства "Фма" провели с сотрудниками "Хессельберг" закрытую встречу, которая могла носить согласительный характер, потому что в тот же день состоялось подписание контракта.
2) В официально оформленном "Фма" протоколе закупок оказалось изменено с "нет" на "да" значение ответа в пункте требований по топливу F-34.
3) В тендерной документации еще одно обязательное дополнительное требование предусматривало поставку первых трёх транспортёров уже в декабре 2016 года и "Блю аэроспейс" была готова к этому. А первые тракторы "Атлас-ТТ" будут доставлены только в середине февраля с.г.
4) В "Блю аэроспейс" столкнулись с тонко завуалированной угрозой, когда представители агентства "Фма" предостерегли их от обращений в суд, чтобы не столкнуться с "неприятностями" при возможных в будущем закупках. По словам М. ЭСЛИ, в основном, именно из-за этого юристы компании решили не просто идти на судебное разбирательство, но и придать широкой огласке его обстоятельства, хотя поначалу надеялись решить возникший спор интересов в рабочем порядке.
5) Оказывается, в "Блю аэроспейс" давно знакомы и с техникой "Хессельберг", и с нравами, бытующими в системе военных закупок Норвегии. На прошлом конкурсе девять лет назад уже действовало обязательное требование по топливу F-34 и закупленные "Холдеры" даже, якобы, им тогда соответствовали. Но проигравший в 2008 году и победивший в 2016 году "Атлас-ТТ" точно не соответствовал этому ни тогда, ни теперь. В то время, как в "Блю аэроспейс" за прошедшие годы приложили значительные усилия, чтобы обеспечить двигателям своей аэродромной техники реальную возможность многотопливности. Просто, посчитали её реально весьма полезной для военной техники. И наконец, несмотря на смену названия, подчинения и проведённую реорганизацию, как утверждает Мортен ЭСЛИ: в агентстве "Фма" новый конкурс проводили те же самые люди, которые в службе "Фло" организовывали предыдущий в 2008 году...
Может мне пора новый тэг вводить "аэродромные трактора"? По-русски это даже в рифму звучит с "нигерийские катера". В предвыборные годы такие скандалы быстро не затухают, так что запасаемся попкорном.
(продолжение следует)