© Foto: Forsvaret
После
первых двух душераздирающих вертолетных историй спустимся с небес на землю. И сначала окунемся в предания старины глубокой, чтобы потом не возвращаться к этой истории. А то, как обычно, упоминать то и дело придется, а рассказать руки никак не дойдут.
Итак, первыми норвежскими самоходками стали 75 мм трофейные германские Sturmgeschutz - StuG III, которые прослужили с 1946-го до середины 1950-х годов.
1-й танковый взвод 3-го драгунского полка СВ Норвегии на аэродроме Бардуфосс (конец 1940-х годов). StuG III на левом фланге строя
Но, строго говоря, к сегодняшней теме они не относятся, потому что это были не гаубицы, а пушки. Упомянул я их только как родоначальников всего семейства, ветка которых в Норвегии продолжилась потом 90-мм САУ
NM116 на базе M24 Chaffee, на которых благополучно и закончилась (АПД 19.06.17
Но не все оказалось так однозначно).
Что же касается самоходных гаубиц, то в мае 1957 года американцы передали союзникам в рамках военной помощи по плану Маршала первые четыре САУ M7 Priest 105-mm Howitzer Motor Carriaget, а в 1960 еще 22 таких же, которыми вооружили артиллерийский дивизион бригады "Север".
Самоходные 105 мм гаубицы M7 на полигоне "Хъёркин" © Source: Gamst, 1984/1, p.14
В конце 1960-х восемь M7 все еще находились на вооружении первой батареи и оставались единственными представителями самоходок в норвежской армии. Но вскоре и их убрали из войск первой линии из-за устаревания техники и постепенного выхода ее из строя. В 1969-1970 годах, после того, как на смену М7 в войска пришли 155 мм M109, оставшиеся 105 мм "Присты" еще несколько десятилетий оставались в эксплуатации в качестве стационарных орудий береговых фортов и батарей.
Постепенно их списали окончательно, и до наших дней сохранилась только одна норвежская САУ типа М7, установленная в 1983 году на вечную стоянку среди других экспонатов на Кавалерийской аллее лагеря "Рена" © Source: Norsk Artilleri-tidsskrift, 1997/2, p.27
В 2011 году эту машину восстановили на ходу по инициативе и при участии ветерана Эрика ОСТЛИ (Erik Østlie), служившего мехводом на "Пристах" в 1957-1958 годах © Source: Jostein Borkhus / Forsvaret
С тех пор этот "Священник" регулярно участвует в выставках и разного рода торжественных мероприятиях, например,
как здесь (слева на заднем плане).
В 1969-1971 гг. для замены буксируемым 155 мм гаубицам M114 Норвегия приобрела 126 САУ M109A3G того же калибра - и тех и других вы могли недавно видеть
там же. Разработанные в начале 1960-х в США, М109 активно использовались и строились по лицензии во многих странах мира. Норвежцы для себя выбрали машины германского производства под обозначением М109A3G.
Первая М109A3G в Норвегии 19 июня 1969 года © Foto: KV - Kongsberg Våpenfabrikk
Во второй половине 1980-х годов 56
из них модернизировали до уровня M109A3GN (или M109A3G/N). Самым главным при этом стала установка нового орудия L/39 со стволом соответствующей длины в калибрах и увеличенной до 28 километров дальностью стрельбы (другой вариант: в 1989-1990 замена башен).
Спустя почти 15 лет в 2003 году рассматривался вопрос о приобретении у Нидерландов 18 бывших в эксплуатации САУ PzH 2000 германского производства. Однако закупка этих боевых машин не состоялась по причине резкого роста цен в 2004 году, когда стоимость одной единицы достигла 50 млн. крон (6,15 млн. долларов). В результате этого отказа в 2006 году выделили 45 миллионов крон (5,5 миллионов долларов) на модернизацию 16 единиц из 56 остававшихся на вооружении САУ М109.
Наиболее заметные внешние отличия до модернизации (слева) и после (справа) - с кормы машин убрали редко используемые станины-сошники, вместо которых навесили два металлических короба. Два других, еще большего объема, появились позади башни. Они предназначены для хранения и перевозки всего того имущества, которое раньше приходилось распихивать во все возможные углы и щели боевого отделения машины. А на внутренней поверхности двери наконец-то появились крепления для личного оружия экипажа.
Но основные изменения касались большей части электронного и электрического оборудования - установка так называемого V0 радара для измерения начальной скорости снаряда, внутренняя переговорная система "Интерком", аппаратура голосовой и цифровой связи системы MRR (Multi Role Radio), новая ИНС и система позиционирования GPS.
Также появились система холодного запуска дизеля "Вебасто" и система охлаждения воздуха, дизель-генератор на 24 В / 200 А со встроенным ИБП (Uninterruptible Power Supply) и активным фильтром подавления помех LFR. Двигатель Detroit Diesel V8 на 440 лошадиных сил остался без изменений.
Новое обозначение этих машин - M109A3GNM.
Для начала сделали две предсерийные M109A3GNM, которые от души погоняли, испытывая на полигоне "Хъёркин" ©
Foto: Torgeir Haugaard / FMS
В течение одной недели каждая из них прошла около 2000 км - в два раза больше, чем среднегодовой пробег САУ в повседневных условиях. За исключением нового генератора все системы работали отлично, поэтому без особых задержек дали отмашку на модернизацию остальных. Все работы проводились на военном заводе "Бтв" в Бъёрквике (Bjerkvik Tekniske Verksted - BTV) и должны были быть завершены до конца 2007 года. С последней машиной специально подгадали так, чтобы сдать ее 4 декабря - в день Св. Барбары, покровительницы пожарных, горняков, альпинистов, садоводов, а заодно и примкнувших к ним ракетчиков с артиллеристами.
В этот день девять лет назад в Бъерквике была не самая лучшая погода © Foto: Christian E. Berghaim / Forsvaret
Таким образом, на вооружении ВС Норвегии до настоящего времени числятся 56 155 мм САУ М109. Из их общего количества 14 M109 A3GNM стоят на вооружении трех батарей самоходного артиллерийского дивизиона мбр "Север", а 42 единицы находятся на складах хранения мобилизационных резервов (40 A3GN и две A3GNM).
Именно в последней модификации фоток полно в сети - что при полном параде, что за работой
На территории лагеря "Сетермуен" © Forsvaret
Там же, но с изнанки службы © Forsvaret
Перед погрузкой для выезда на учение © Forsvaret
На полигоне Сетермуен зимой: Norske M109A3GNM under vinterøvelsen Joint Viking 17 i Finnmark © Ole-Sverre Haugli/Forsvaret
…и там же, но уже летом © Thor Håkon Bredesen / Hæren
Вот такое оно хреновое, северное лето © Forsvaret
На этом мы пока оставим норвежские М109, и наконец-то перейдем к планам их замены. Техника 1969-1971 годов выпуска постепенно устаревала морально и физически, поэтому параллельно с планами их модернизации, начали рассматривать возможные варианты будущих закупок новых систем, которые должны были стоять на вооружении СВ Норвегии с 2010-2012 года в течение следующих 30 лет.
Как это ни странно, с концептуальной фазой разобрались очень быстро - прямо в том же 2006 году. В последнем туре конкурса остались два конкурента, оба колесные - САУ "Цезарь" (Франция) и "Арчер" (Швеция). Есть мнение, что выбор победителя определялся политическим решением, потому что в 2007 году Норвегия широко распиарила совместный со Швецией проект увеличения боеспособности вооруженных сил обеих стран посредством разработки и приобретения различных новых образцов вооружения и военной техники. Как считалось, сотрудничество в данной области позволяло значительно сократить расходы военного бюджета на разработку и материально-техническое обеспечение. Никому не покажется странным, что в конкурсе победил "Арчер"? САУ разрабатывала шведская компания BAE Systems Bofors и должна была закончить доводку машины "буквально вот-вот".
Один из двух первых прототипов САУ "Арчер" на выставке в день открытых дверей Боденского артиллерийского полка СВ Швеции - дату видите сами
В октябре 2007 года со Швецией подписали Меморандум о взаимопонимании. Программу "Проект 5439. Закупка самоходных артиллерийских установок" для замены САУ М109 норвежское правительство утвердило в 2009 году. Рамочная стоимость программы оценивалась в 2,2 миллиарда норвежских крон (257 миллионов долларов). Еще 24 САУ этого типа планировала купить Швеция. Предусматривалась совместная разработка и поставка для ВС Норвегии 24 САУ "Арчер" с
транспортно-заряжающими машинами, с новыми боеприпасами, в том числе дымовыми, осветительными и пр. Но главной "изюминкой" проекта должен был стать снаряд Excalibur шведского производства с высокой точностью при дальности стрельбы до 60 километров.
Не будем вдаваться во все подробности, достаточно сказать, что отношение к программе в Норвегии поначалу было более чем радушное, а настроение радужное - картинки красивые рисовали, схемы. Даже термин специальный для процесса замены придумали: "арчеризация" норвежской полевой артиллерии.
Но больше всего за серьёзность намерений говорит тот факт, что суммарно на программу норвежцы истратили около 550 млн. крон (67,7 млн. долларов), из них: 380 млн. крон (46,8 млн. долларов) - на НИОКР, а 170 млн. крон (20,1 млн. долларов) - для закупки двух предсерийных образцов.
Между тем, "вот-вот" "Бофорса" слегка затянулось - начать поставки САУ должны были еще в 2011 году и закончить в 2012-м, но возникли проблемы с доводкой системы. Поэтому два предсерийных образца всего лишь показали на "Колд риспонс-2012", но серийных машин не увидели и в следующем году. В марте 2013-го разработчик сообщил, что задержка с поставкой составит около двух лет. Мол, подготовка четырех прототипов продолжается, их испытания спланированы на 3-4 квартал 2013 года, а поставки серийных машин начнутся примерно год спустя. То есть, в начале осени 2014 года.
Впрочем, будем честными - ничего экстраординарного пока не было. Что такое задержка современной военной программы на пару-тройку лет? Поэтому как гром среди ясного неба в декабре 2013 года прозвучало заявление минобороны Норвегии о выходе из программы "Арчер" и расторжении контракта из-за нарушений его условий поставщиком...
Поскольку событие это явно неординарное, хочу остановиться на обстоятельствах чуть поподробнее. В оборонном ведомстве крайне скупо комментировали свое решение. Основными причинами, обусловившими его, назывались:
• задержки в разработке системы и, как следствие, несоблюдение шведской стороной условий контракта по срокам поставок;
• неудовлетворительные отдельные технические характеристики САУ;
• изменение концепции применения СВ, которая предполагает использование более мобильных артиллерийских систем.
И если с первым пунктом все понятно, то второй и третий открывали широчайшее поле для инсинуаций. Самым надуманным выглядело утверждение о недостаточной мобильности САУ, так как "Арчер" был на то время и остается до сих пор одной из самых высокомобильных артиллерийских систем в мире. В экспертной среде выдвинули наиболее вероятное предположение, что "Арчер" имеет неудовлетворительную проходимость по глубокому снегу. Эту тему форсили настолько активно, что даже добились нового официального ответа, мол, с этой стороны к шведской самоходке нареканий нет.
Ссылаясь на общую конфиденциальность информации, в качестве небольшого примера сказали, что разработчик в течении нескольких лет не может устранить просачивание пороховых газов в кабину экипажа при стрельбе. Другим невыполненным системным требованием остается проблема с безопасной эвакуацией экипажа из машины при пожаре. А в отношении мобильности сообщили только то, что габариты САУ не позволяют перебрасывать ее по воздуху на борту основного транспортного самолета С-130 "Геркулес".
Заявление приняли к сведению, но при том все быстро сошлись во мнении, что реальной причиной отказа стали трудности с финансированием расходной части бюджета министерства обороны новым правительством Норвегии.
В общем, ситуацию лучше всего описывает известная фраза про скандал в благородном семействе. Министр обороны Швеции Карин ЭНСТРОМ многозначительно намекнула, что принятое Норвегией решение может повлиять на всё дальнейшее норвежско-шведское военное сотрудничество. Ее норвежская коллега Ине ЭРИКСЕН СЕРЕЙДЕ попыталась снизить накал страстей, пообещав что они продолжат свое участие в программе "Арчер", но отказываться от своего решения не собирабтся. Министерству обороны поставили задачу рассмотреть возможность продления до 2020 года сроков эксплуатации M109 и в срок до 2018 года произвести оценку новых вариантов закупки САУ. А там либо ишак помрет, либо падишах
Два скандинавских министра обороны - милейшие люди... Или леди? © Foto: Marita Isaksen Wangberg, FD
Между тем подходил к концу тихий 2013 год. В украинской столице радостно горели рождественские костры на Майдане. А через несколько месяцев на юго-востоке страны заполыхали уже целые дома, и это стало активно влиять на военные планы многих государств, включая закупки вооружений и военной техники. Не миновала чаша сия и скандинавов.
К тому времени уже лет десять, как все кому не лень рассуждали о слабости норвежской артиллерии. А то, что она - Бог Войны, если кто позабыл - со всей очевидностью напомнили военные действия на Донбассе. Из-за резкого ухудшения геополитической ситуации в Восточной Европе, а также на основе анализа опыта массового применения артиллерийских систем в конфликте на юго-востоке Украины, руководство Норвегии приняло целый ряд решений сразу по нескольким военным программам.
Что касается артиллерии, то для начала объявили о приостановке утилизации РСЗО М270А1 MLRS (Multiple Launch Rocket System). Принятые на вооружение Норвегии в 1998 году, эти системы были признаны непригодными к дальнейшему использованию всего через несколько лет эксплуатации в связи с
предстоящим присоединением Норвегии к Конвенции о запрещении кассетных боеприпасов. Выведенные в резерв, MLRS находились в консервации на длительном хранении в подземных складах все в том же Бъерквике. В соответствии с озвученными в конце 2013 года планами, утилизация пусковых установок должна была быть завершена до 2016 года. Новым решением срок складского хранения MLRS продлен до 2020 года. В Норвегии до сих пор нет единого мнения о необходимости и целесообразности возвращения к эксплуатации этих машин, о чём подробнее в другой раз.
Но это всё пока были только пассивные меры, так сказать. Реальная движуха наметилась, когда в 2015 году срочно выделили дополнительные 2,5 млрд. крон (312 млн. долларов) на реализацию экстренных мер по повышению боеготовности и боеспособности ВС Норвегии. Среди прочих, например, резко активизировались работы по РЛС засечки огневых позиций "Артур". О необходимости их модернизации до уровня модификации "С" решили еще в 2010 году. Как водится, особо сильно тогда пока не торопились и согласно плану военных закупок на 2015-2023 годы заключение контракта планировалось на 2017 год, а его выполнение - на 2021-й. Но уже в апреле 2015-го срочно подписали контракт с концерном "Сааб" на проведение модернизации всех двенадцати РЛС "Артур"… И об этом мы тоже поговорим потом,
после дождичка в четверг.
Шведские РЛС "Артур" модификации "С" © Foto: SAAB
Напомню, что согласно тому же плану закупок (2015-2023) текущее состояние программы "Проект 5439" предполагало объявление нового тендера в 2017 году с поставкой новых САУ после 2020 года, когда истекали предельные сроки эксплуатации старушек М109.
Но уже в апреле 2015-го служба тыла "Фло" объявила о проведении тендера для замены всех 56 САУ М109 (как 14 находящихся в настоящее время на вооружении, так и 42 из мобилизационного резерва), планируя завершить перевооружение еще до начала 2020 года. Предложения на участие в конкурсе направили четырем претендентам:
1) Немецкая компания Kraus-Maffei Wegman с САУ PzH2000
2) Южнокорейская Samsung Techwin с САУ К9 "Тандер" (Thunder)
3) Швейцарская RUAG Ground с новым вариантом дальнейшей модернизации САУ М109G
4) Французская Nexter с САУ "Цезарь" (CAESAR)
Первое, что бросается в глаза - к участию так и не пригласили шведский "Бофорс" с "Арчером", чего ожидали многие. Здесь уместно вспомнить ту прежнюю претензию про его несовместимость с грузовыми возможностями C-130. Посмотрите на рисунок:
Сравнивая массогабаритные характеристики перспективных САУ и грузового отсека "Геркулесов" мне одному кажется, что на его борту с некоторыми ухищрениями может транспортироваться только один из возможных претендентов? "Цезаря" можно запихнуть внутрь впритык по высоте, если снять крышу кабины. Это делается довольно быстро и реализовано не только родном шасси "Рено", но и на UNIMOG, как на фото ниже:.
Второй момент, который обращает на себя внимание - пока шведы продолжали грызть свой кактус "Арчера" (что вполне объяснимо, и о чем можно посмотреть в блоге у
bmpd раз,
два,
три), остальные скандинавы как по команде кинулись проводить свои конкурсы для замены САУ, выбрав при этом практически одинаковых претендентов. Казалось бы, вот она возможность наконец-то хоть как-то реализовать на практике те многочисленные разговоры о межгосударственной кооперации северных стран в области военных закупок, которые в теории должны уронить ниже плинтуса военные расходы.
Видео зимних испытаний 11-30 января 2016 года в Норвегии можно посмотреть
по ссылке. На полигоне в "Рене" присутствовали и наблюдатели от Дании с Финляндией. Опять много говорили о пресловутом сотрудничестве.
Первыми в июле свой окончательный выбор сделали финны, остановившись на K9 "Тандер" (
снова отправляю к коллеге bmpd). Но дальше что-то пошло не так, когда у датчан на финишную прямую вышли "Цезарь" и опять израильский "Элбит" (про это "опять" -
отдельная и презанятная история). Норги же в августе объявили, что у них вылетели "Цезарь" и PzH2000, и их осталось двое - "Тандер" и М109.
Во-первых, теперь при самом лучшем раскладе продолжать разговоры о "тесной скандинавской кооперации" смогут только в Финляндии и Норвегии.
Во-вторых, предлагаю еще раз посмотреть на диаграмму выше, чтобы признать, что скорее всего отказ Норвегии от закупки "Арчеров" имел некие иные причины, не особо афишируемые, но уж никак не пресловутая вместимость "Геркулесов".
Ну, а в-третьих,
на сайте Teknisk Ukeblad намекают, что победитель какбэ уже определен, только власти пока скрывают, как обычно. В подтверждение своих намеков приводится
вот такая фотография:
Представители компаний Hanwha Techwin и Prox Dynamics подписывают меморандум о взаимопонимании на выставке Eurosatory 2016 (июнь 2016)
Положения меморандума не раскрываются. Но если кто позабыл, то напомню, что "Прокс дайнемикс" - норвежская компания-монополист в производстве
сверхмалых БЛА "Блэк Хорнет". А в Норвегии договора о межгосударственных военных закупках свыше 50 млн. долл. в обязательном порядке сопровождаются подписанием встречных обязательств приобрести товаров и услуг на ту же сумму.
В общем, если для СВ Норвегии всё-таки купят САУ К9 "Тандер", то не удивляйтесь, что вскоре и у корейцев появятся "Черные Шершни".
Примечание: Если кто ещё не понял, на первом фото - та самая К9 "Тандер" на испытаниях в Норвегии (полигон "Остланне", лагерь "Рена", январь 2016 года)
(продолжение следует)