В
прошлом материале коллега
ezyk091978 вплотную подошел к программе BAS 90 / Basbataljon 85 и даже cлегка "потоптался" по ней, осветив в общих чертах основные положения. В свою очередь, не вижу смысла рассказывать обо всем подробно, потому что потребуются
недюжинные усилия, но они не имеют смысла - все это давно уже всего лишь отблеск былой славы, растаявшей как дым. Освоивших онлайн-перевод отправляю на соответствующую страничку
шведской Википедии, где все расписано довольно подробно. Желающие более краткой и англоязычной версии могут
посмотреть здесь.
Ну, а мы сразу перенесемся в конец 90-х, когда должна была начаться реализация программы BAS 2000, еще более амбициозной, чем концепция BAS 90 - с бóльшим количеством взлетно-посадочных полос и возможностью маневра на значительно бóльших площадях.
В связи с такими нетривиальными достоинствами её отменили еще на этапе подготовки, как чересчур дорогую и "не соответствующую требованиям современных операций" - считалось, что к тому времени уровень угрозы стал ниже, чем был в 1993 году.
Вместо этого занялись разработкой BAS 04 / Flygbasbataljon 04. Частично она основывалась на положениях BAS 2000, потому что подготовка к ее реализации уже началась. И уж больно многообещающие возможности в нее были заложены. Апробацию BAS 04 провели в 2000 году, а завершено все должно было быть к концу 2003-го.
Главная особенность новой концепции - минимальная зависимость от наземной инфраструктуры. В немалой степени этому способствовала конструкция нового основного истребителя ВВС Швеции JAS-39A/B "Грипен", напичканного приборами встроенного контроля и прочими хитростями по принципу "все свое ношу с собой". Конструкторы "Сааб" посчитали возможным ради этого нагрузить боевой самолет, причем истребитель, несколькими десятками лишних килограммов. На земле - минимум колесных тележек, большая часть оборудования и приспособлений - переносные, крепящиеся к самому самолету, даже легкий трап в кабину пилота. Зато теперь расчет из пяти-шести человек наземного технического персонала при двух машинах (не специальных, а обычных внедорожников) с прицепами готовят один самолет к вылету не более, чем за 10 минут. Прекрасное представление о том, как происходит обслуживание дает следующее видео:
Click to view
В рамках BAS 04 более чем в два раза сокращалась и штатная численность батальона аэродромного обслуживания (Flygbasbataljon), которая теперь составляла 122 офицера, 550 рядовых и 42 гражданских служащих (вместо прежних 1500-2700 для Basbataljon 85). Каждый БАО обеспечивал одну эскадрилью, а за счет модульной организации мог быть разделен на две части, обеспечивая полеты сразу с двух аэродромов, сохраняя при этом единую организацию. Рассчитанные на гораздо меньший срок активных действий, чем 80 суток у их предшественников, тем не менее, они могли длительно и непрерывно обеспечивать полеты в повседневном режиме.
Безусловно, столь гибкая структура при необходимости позволяла без особых проблем производить модернизацию ВВТ, а в случае угрозы - в короткие сроки нарастить силы по мобилизационному развертыванию. Единственным и достаточным требованием по наземной инфраструктуре оставалась только ВПП. Но ведь их еще по BAS 90 понастроили с избытком для текущих потребностей, отчего и те уже и простаивали. А на экстренный случай, как считалось, всегда оставались не менее и даже более многочисленные АУД, к работе с которых ВВС страны тогда были прекрасно подготовлены. Отчего-то казалось, что эта способность сохранится сама собой. Но об этом пока никто не задумывался. Гораздо больше всех радовало, что система BAS 04 идеально подходит для участия в международных операциях за пределами национальных территорий. А тогда с этим все шведские политики носились, как с писаной торбой - для повышения внешнеполитического имиджа страны перед иностранными партнерами.
Начиная с 2002 года один БАО находился в в 30-суточной готовности к развертыванию за пределы страны для участия в международных операциях, а также одна истребительная эскадрилья (в разведывательном варианте) и один транспортный самолет С-130 "Геркулес.
А запущенный механизм "оптимизации" все набирал обороты и ВВС Швеции последовательно прошли через несколько масштабных сокращений. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем семь раз, мнэ-э-э, прочитать. Сложившаяся к 2007 году ситуация наглядно видна на рисунке
17-я и 21-я авиационные флотилии F17 и F 21, каждая имеют в своем составе по две эскадрильи JAS39 "Грипен" и по одной учебной со старичками SAAB-105.
7-ю авиационную флотилию F7 с многочисленными подразделениями, большей частью обеспечивающими подготовку летчиков "Грипенов", всю собрали в Сотэнес, включая учебную эскадрилью все с теми же SAAB-105 и эскадрилью транспортных и специальных самолетов. Закрыли Malmslätt, Visby, Hagshult, Halmstad.
Единственное небольшое расширение за почти 10 прошедших лет - создание вертолетной флотилии, да и то, за счет расформирования тактической авиации СВ. Основные вертолетные подразделения посадили на освободившейся после F12 АвБ Кальмар (Malmen). 1-й и 3-й отряды F4 пользуются совместно с гражданскими аэропортами Kallax и Ronneby.
Обратите внимание на Vidsel и Jokkmokk на самом севере страны - про них как бы забыли, они оставались в подвешенном состоянии.
И тут грянули известные события нового 2014 года. Не касаясь политических аспектов, военные всех стран кинулись перетряхивать свои ресурсы. Про АУД как-то разом вспомнили все - сначала
белорусы, за ними
русские, а там и
американцы подтянулись.
APD: Оказывается, белорусы вспомнили об этом еще раньше - в 2007 году. А потом периодически
освежали общие навыки. Ну, а северокорейцы вообще об этом
никогда не забывали.
Северные "нейтралы" оказались в середине списка. В сентябре 2015-го ВВС Швеции и Финляндии провели совместное учение "Баана-2015" (
Baana 2015). Замысел учения разрабатывали военные обеих стран в рамках апробации новых оперативных концепций применения ВВС. При этом впервые за все время проведения тренировок типа "Кросс бодер трейнинг" (Cross Boarder Training) целью учения стала отработка маневра силами ВВС одной страны на территорию другой, с последующим совместным использованием в качестве полевого аэродрома АУД в районе н.п. Рануа (Ranua).
От ВВС Финляндии к участию в учении привлекались истребители F-18 "Хорнет", учебно-боевые самолеты "Хок", транспортный самолет C-295 и самолет связи PC-12NG "Пилатус".
Тут-то внезапно и пригодилась сохранившаяся "палубность" конструкций "Хорнетов" - видно, что второй F-18 рулит со сложенными крыльями для уменьшения габаритов.
Click to view
От ВВС Швеции принимали участие JAS-39С "Грипен" из 21-й флотилии F21.
Click to view
В отличие от финнов, вся авиация которых действовала только в режиме "взлет-посадка" - отрабатывая одних летчиков и группы управления полетами - шведы решили блеснуть своими домашними заготовками по действиям БАО на неподготовленных ВПП.
Как позднее признавались в самих вооруженных силах Швеции - хотя когда-то были почти мировыми лидерами по использованию АУД, внезапно оказалось, что за 25 лет эта способность каким-то странным образом была в значительной степени утеряна. В частности, например, сохранившиеся наличные запасы ВВСТ не позволяют даже обеспечить наземный технический персонал потребными им автотранспортными средствами. Посмотрите на фото выше - видите синий микроавтобус? Это все, что удалось наскрести по сусекам вместо прежних внедорожников, постоянно мелькающих на первом видео. И ведь это штатный БАО, а не мобразвертываемый…
Сделав соответствующие выводы, решили повторить эксперимент на родной земле, подготовившись чуть получше для чего летчики "Грипенов" из 21-й флотилии и техники 32-й авиационно-технической роты (32:a flygunderhållskompaniet)
весной этого года провели
собственное учение на АУД в районе Видсель (Vidsel) на севере страны.
В качестве нового автотранспорта выбрали лучшее из того, что смогли найти - микроавтобусы "Мерседес-Спринтер"
(Personbil 8), закупленные ранее для миссии KFOR в Косово, некоторое количество которых осталось на складах.
Результаты назвали удовлетворительными, признали необходимость восстанавливать былые навыки, для чего пообещали сделать такие учения регулярными, причем в следующий раз кроме Видселя считают необходимым задействовать ещё и Ёккмокк (Jokkmokk).
апрель 2016: Возвращение в Ёккмокк
Текст и фото Louise Levin / F21
Единственный способ увеличить способность военных на практике. Поэтому винты F21 от амбиций и недавно открыл Йоккмокке базу для практики и вернуть национальную способность работать с krigsbas.
Будучи в состоянии работать в разных местах, чем основной базы в Лулео является важной частью национальной обороны. Поэтому важно, чтобы выйти на наших военных базах Йоккмокк в этом случае.
- Мы покажем, что есть желание и возможность получить ресурсы, чтобы открыть Йоккмокке базу и практику здесь.
Он приходит к предоставлению возможности здесь и сейчас. С помощью этого упражнения, мы развиваем нашу основную концепцию в соответствии с нашим видением и политическим руководством, говорит руководителей учебных и главный эскадрилья Карл-Йохан Edstrom.
Krigsbasövningen был проведен в конце апреля и боги погоды не были включены, когда Йоккмокк база будет открыта для практики после нескольких лет покоя. Типичная погода апреля с солнечными лучами в один прекрасный день и снег во второй день. Нет проблем для полеводства рано утром увидел, что система взлетно-посадочной полосы была очищена снег и готов к Грипена позже утром мог приземлиться.
Сотрудники даже призвали офицеров запаса, отвечающий за управление воздушным движением, были на месте за день до первых двух JAS 39 Gripen самолет приземлился здесь.
Как флотилии не практикуется Йоккмокке базы с 2005 года - с одним исключением в порядке осуществления военно-воздушных сил в 2013 году - разработали специальные процедуры и контрольные перечни обновляются.
В течение дня krigsbas упражнения длились приземлились Gripen для быстрой дозаправки в Йоккмокк базе.
В то время как работа собирался сделать самолет-разведчик ориентации войны основания для использования в будущем. Осуществление Йоккмокк базы увеличилась оперативного потенциала для решения наших задач с развитием тактики является частью.
- Первый шаг к более прикладными форм и полей профессионализма повышения доступности наших подразделений здесь и сейчас.
Но мы еще не удовлетворены. Мы должны практиковать более крупные составные части и более устройств.
- Это не займет много, чтобы получить от базы. Персонал проделал невероятную работу, говорит Карл-Йохан Эдстрем.
сентябрь 2016: Учение "Баана-2016" проходило с понедельника по пятницу 26-30 сентября, ежедневно с 9.00 до 23.00 с перерывом на 17.00-18.00
Click to view
И в этом году в гости к финнам снова прилетали
шведские JAS-39 "Грипен".
2020: