Вертолет Westland Sea King Mk43B спасательной службы Норвегии
Если кто-то считает, что бардак с закупками цветет и пахнет только в Индии и Канаде, то он ошибается. Тем или иным образом на эти грабли наступали все. Например, в Норвегии несколько военных программ заметно выделяются на общем фоне своими "выдающимися" сроками реализации. В первую очередь, к ним относятся катер "Шольд" и ракета NSM, печально знаменитые F-35, а также примкнувшие к ним пара вертолетов и самоходная гаубица.
В той или иной степени в последние годы по всем направлениям дело наконец-то сдвинулось с мертвой точки. Первые два номинанта вылетели из списка раньше всех, а про "Лайтнинги" писать откровенно неинтересно, причем и их, и новых ПКР я уже
как-то касался в
своих заметках. Поэтому постараюсь вкратце осветить истории трех оставшихся. А первым на очереди станет новый поисково-спасательный вертолет.
Вертолетная спасательная служба (Redningshelikoptertjenesten) в Норвегии создана в 1967 году после гибели годом ранее шедшего в Данию парома "Скагеррак". Тогда всех 144 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа успешно эвакуировали на берег силами всего одного датского спасательного Sikorsky S61A, купленного в 1965-м. После такой впечатляющей демонстрации вертолеты сразу признали неоценимым ресурсом для поисково-спасательных операций на море. В министерстве юстиции (местный аналог МВД + МЧС) без проволочек в качестве временной меры сначала арендовали два вертолета у гражданского оператора, а потом довольно быстро (по нынешним временам) организовали и провели конкурс, где среди четырех претендентов победил Westland Sea King Mk43B. В 1972 году приобрели десять новых машин этого типа и в 1973-м передали их в оперативную эксплуатацию 330-й эскадрилье ВВС.
Westland Sea King 060 & 062 on a testflight over Yeovil & Somerset in 1972 before the delivery to Norway later that year
Позднее докупили два вертолета для восполнения безвозвратных потерь - в 1978 и 1992 годах. Еще два дополнительно были приобретены в 1996 году, так что с тех пор в Норвегии 12 "Си Кинг".
"Си Кинг" ПСС Норвегии на АвБ Рюгге
Обратите внимание на слова "с тех пор". Несложные расчеты показывают, что большая часть авиационного парка вертолетной спасательной службы Норвегии находится в эксплуатации уже 44 года. Немудрено, что 4-5 "Си Кингов" сейчас постоянно прикованы к земле, находясь на ремонте или техническом обслуживании.
"Си Кинг" ПСС Норвегии на АвБ Эрланн
Для их замены существует программа закупки новых спасательных вертолетов, которой норвежские остряки давно придумали альтернативное название TTULT, как аббревиатуру от "Ting Tar Unødvendig Lang Tid". Нетрудно догадаться, что здесь игра слов - фразу можно перевести и как "Нечто, принятие чего слишком затянулось", и одновременно "Давно уже ненужная вещь". А еще в букмоле есть схожее по написанию с TTULT прилагательное "tullt" - глупый, дурацкий, нелепый.
Вот вам краткая история программы "Ттулт". Еще в 1997 году парламентский комитет Фостервола впервые во всеуслышание заявил, что спасательные вертолеты "Си Кинг" нуждаются в замене чем-то более современным. На основе этого доклада в министерстве юстиции "всего" через четыре года разработали в и направили в парламент отчет №44 (2001-2002) "Перспективы вертолетной спасательной службы". Там документ рассмотрели и в мае 2001-го решили созвать при министерстве юстиции Форум вертолетных экспертов (Helikopterfaglig Forum), который и должен был выработать рекомендации по будущему спасательных вертолетов Норвегии.
На разработку и обсуждение "Отчета о спасательных вертолетах" Форуму понадобилось "всего" два года. В июне 2003 года огласили их решение - на фоне закупки для ВВС Норвегии 14 новых вертолетов NH-90 по программе сотрудничества северных стран NSHP (Nordic Standard Helicopter Procurement) для вооружения ими кораблей БОхр и фрегатов ВМС страны, наиболее целесообразным посчитали предусмотреть в контракте опцион, чтобы потом купить еще десять таких же машин, но в поисково-спасательном варианте.
Потом
программа NSHP начала всё явственнее буксовать, и на одном из очередных заседаний Форума в 2007 году вдруг выяснилось, что NH-90 перестал удовлетворять требованиям Министерства юстиции. Правительство тут же и отказалось от опциона, а минюст в августе того же года объявил о новой программе NAWSARH (Norwegian All Weather Search And Rescue Helicopter - норвежский всепогодный поисково-спасательный вертолет). Для уменьшения издержек к проекту решила присоединиться Исландия и в ноябре 2007 подписали соглашение о совместной закупке.
Потерпите, нам осталось не так много.
В августе 2008 года опубликовали запрос о предоставлении информации для проведения тендера. В июне 2011 года правительство приняло к исполнению парламентский законопроект №146 (2010-2011) "Закупка новых спасательных вертолетов в период 2013-2020 годов". В октябре 2011-го объявили о предварительных планах приобретения в общей сложности 25 вертолетов, включая и машины для Исландии. В феврале 2012-го назвали компании, которым предложили прислать тендерные заявки. В июле того же года наконец-то объявили и самих кандидатов конкурса: Agusta Westland EH-101 Merlin, Eurocopter EC225 Super Puma, NH Industries NH-90 и Sikorsky Aircraft SH-92.
Решайте сами, зачем тянули целых два года, если претенденты были известны
ещё в 2010-ом.
Конкурс шел ни шатко, ни валко, пока под самое Рождество в качестве новогоднего подарка не получил изрядного ускоряющего пинка, когда один из старичков "Си Кингов" из-за неисправности сел на вынужденную в труднодоступной местности на склоне горы Дивгагяйся (
Divgagáisá) в районе Порсангера. Доставленные к месту посадки техники определили, что в полевых условиях ремонт провести не смогут, поэтому для эвакуации машины вынуждены были пригласить зарубежных специалистов.
Эвакуация на аэродром Банак поврежденного норвежского вертолета "Си Кинг" российским вертолетом Ми-26 (декабрь 2012)
Сама по себе ситуация не самая приятная, но то, что это сделали именно русские вызвало натуральный баттхерт в среде местных гиперпатриотов (эта категория практически ничем не отличается в любой стране мира, только с определенным национальным колоритом).
Справедливости ради, по мере сил норвежские летчики старались соответствовать общемировым трендам. Например, в 2009 году очумелые ручки из НИИ "Ффи" установили на всех 12 "Си Кингах" самопальную ОЭС, разработанную на базе коммерческой цифровой видеокамеры высокого разрешения/низкого уровня освещенности Canon HV30 - опция, давно уже считающаяся обязательной для любого уважающего себя вертолета.
А между тем наступил новый 2013 год, приближались очередные парламентские выборы и кресло под тогдашним премьер-министром и будущим генсеком НАТО Йенсом СТОЛТЕНБЕРГОМ ощутимо качалось, потому что шансы коалиции социалистов и "зеленых" повторить свой прошлый успех таяли просто на глазах.
Буквально с первых чисел января функционеры программы NAWSARH в Ставангере получили и разослали тонны бумаг, объехали заводы всех четырех компаний-производителей, пока не решили что проект наконец-то "созрел". Министерство юстиции скромно сообщило, что на все исследования, доклады и поездки они потратили более 100 миллионов крон (более 16 млн. долл.), и никто не мог внятно объяснить, почему это заняло так много времени. Многие ждали подписания контракта летом, потому что осенью были выборы. Правительство хотело, чтобы у него была видна хоть какая-то энергия и хоть в этом "слегка" затянувшемся процессе закупки, который всего-то занял каких-то 16 лет, но если быть добрым, то "всего" шесть лет по программе NAWSARH. И ведь это далеко не конец. Если решение будет принято, то потребуется еще 4-6 лет, прежде чем новые спасательные вертолеты примут в эксплуатацию.
Как и ожидалось, на выборах "красно-зеленые" проиграли "бело-синим", поэтому окончательное решение легло уже на правительство Эрны СУЛЬБЕРГ. В середине ноября 2013-го подвели итоги, а в декабре только что переименованное Министерство юстиции и общественной безопасности Норвегии заключило контракт с итальянско-британской компанией Agusta Westland на поставку новых вертолетов AW101 Merlin модификации AW101-612. Она разрабатывалась на базе итальянской модели AW101-611, за счет чего планировалось добиться существенной экономии. Сумма первоначального контракта составила 6,25 млрд. крон (1,01 млрд. долл.).
Согласно его положениям до 2020 года должно быть поставлено 16 вертолетов в поисково-спасательном варианте, которые будут производится на предприятии в Йовилле (Великобритания). Дополнительные условия контракта включают строительство соответствующей инфраструктуры, передачу сопутствующего оборудования и техническое обслуживание. Кроме того, предусматривается опцион на поставку еще шести машин в многоцелевой версии. Вступление в силу этого пункта зависит от своевременности выполнения условий действующего контракта. Срок поставки первых двух вертолетов назначен на 1 апреля 2017 года. Действуя в оперативном подчинении министерства юстиции и общественной безопасности Норвегии, как и прежде, новые поисково-спасательные вертолеты организационно будут входить в состав 330-й эскадрильи, то есть, фактически их эксплуатацией и обслуживанием будут заниматься норвежские ВВС. После замены все вертолеты "Си Кинг" планируется списать к 2020 году. Ожидаемый срок службы AW101 "Мерлин" должен составить 30-40 лет.
Ожидаемые сроки ввода новых вертолетов
в боевой состав 330 ваэ ПСС ВВС Норвегии
№
отряда
авиабаза/аэродром
ввод
в эксплуатацию
3
Сула
апрель 2018 г.
4
Эрлан
октябрь 2018 г.
1
Банак
апрель 2019 г.
2
Будё
октябрь 2019 г.
5
Рюгге
май 2020 г.
6
Флюрё
ноябрь 2020 г.
Еще одна группа вертолетной спасательной службы - два вертолёта Eurocopter Super Puma AWSAR в распоряжении губернатора Шпицбергена.
Формально он арендует их у норвежского оператора воздушной скорой помощи. Причина использования здесь гражданских машин -
Договор о Шпицбергене" (1920).
Первый норвежский поисково-спасательный вертолет AW101 "Мерлин" в полете. Обозначение менять пока не стали, несмотря на переименование компании в "Леонардо". На машину уже нанесены опознавательные знаки Министерства юстиции, но ВВС пока нет © Agusta Westland / Leonardo
Вертолет может перевозить более 30 человек © Agusta Westland / Leonardo
Внутреннее оборудование пассажирской кабины © Agusta Westland / Leonardo
Экипаж -2-6 человек
Количество пассажиров - более 30 человек
Массо-габаритные характеристики:
Длина - 22,8 м
Длина фюзеляжа - 19,53 м
Диаметр несущего винта - 18,59 м
Диаметр рулевого винта - 4,01 м
Максимальная ширина фюзеляжа - 2,8 м (без спонсонов)
Высота - 6,62 м (с хвостовым винтом)
База шасси - 6,98 м
Колея шасси - 4,55 м
Масса пустого - 10 500 кг
Нормальная взлётная масса - 14 600 кг
Максимальная взлётная масса - 15 600 кг
Масса полезной нагрузки на подвеске - 5 443 кг
Масса топлива во внутренних баках - 3 406 кг
Силовая установка:
3×турбовальных двигателя "Rolls-Royce Turbomeca" RTM322-01/08
Мощность двигателей - 3 × 2 100 л.с. (3 × 1 566 кВт (взлётная))
Габариты грузовой кабины:
Длина - 7,09 м
Ширина - 2,49 м
Полезный объём - 29,0 м²
Лётные характеристики:
Максимально допустимая скорость - 309 км/ч
Крейсерская скорость - 278 км/ч
Практическая дальность - 1 129 км
Динамический потолок - 4 575 м
Статический потолок:
с использованием эффекта земли - 2 225 м
без использования эффекта земли - 1 128 м
AW101 способен проводить поисково-спасательные операции в любых метеоусловиях на удалении до 450 морских миль (830 километров) от аэродрома базирования. Максимальное время патрулирования достигает 5 часов, а при использовании дополнительного топливного бака увеличивается еще на час.
Вертолет спроектирован по традиционной схеме с пятилопастным несущим и четырехлопастным рулевым винтами, с трехдвигательной силовой установкой и убирающимся в полете трехстоечным колесным шасси с носовой стойкой. В конструкции фюзеляжа вертолета и всей машины в целом широко применяются композиционные материалы. Для всех трех вариантов вертолета (палубный, транспортно-десантный и поисково-спасательный) были созданы унифицированные металлические носовая и центральная части фюзеляжа.
Бортовой сдвижной грузовой люк, который, не смотря на каплевидные фонари в передней части фюзеляжа, может раскрываться на ширину 2,5 м, что позволит поднимать на борт вертолета носилки.
Компания разработчик предоставляет пакет первоначального обучения летного/технического персонала и технического обслуживания рассчитанный на 15 лет. Также, для обучения личного состава в 2016 году в Норвегию будет поставлен комплексный тренажер AW101.
Норвежские вертолеты будут оснащены РЛС кругового обзора
Osprey AESA с разнесенной по периметру фюзеляжа антенной из трех ФАР производства компании Selex ES, четырехканальными системами автоматического управления, поисковыми прожекторами, подъемниками с лебедками и полностью интегрированной авионикой.
Первый норвежский вертолет AW101 выкатили из цеха в мае 2016 года. Здесь он совершает первый полет ещё в заводской окраске
Желающим странного большего и не боящимся гугл-переводчика:
Июнь 15,
Март 16,
Май 16,
Сентябрь 16, и
Ноябрь 16.
Ну, а мимо такой красоты я сам никак пройти не мог - кликабельно:
(продолжение следует)