ПКА "Август Нэрё" на заводских ходовых испытаниях в Балтийском море - пока еще со шведским флагом © Foto: Dockstavarvet AB
В соответствии с действующими представлениями командования ВС Норвегии о применении сил специальных операций (ССО), одной из их важнейших характеристик считается мобильность. В условиях перманентного недофинансирования последних лет проблемы накопились по всем основным направлениям ее обеспечения - по сухопутной, воздушной и морской составляющим. В меру сил руководство МО и ВС пытаются теми или иными купировать выявленные недостатки. О наземной и авиационной технике поговорим как-нибудь в другой раз. А пока посмотрим, что там у них с морской мобильностью - согласитесь, немаловажный аспект, с учетом особенностей физико-географических условий страны.
Если пока не рассматривать перспективу предстоящей передачи из ВМС в морской Хемверн быстроходных десантных катеров SB-90N, то подразделения Командования сил СпН ВМС (Marine Jegerkommando - MJK) можно считать неплохо укомплектованными быстроходными плавсредствами различных типов. А вот Командование сил СпН ВС/СВ (Forsvarets Spesialkommando/Hærens Jegerkommando - FSK/HJK) до недавнего времени не имело на вооружении современных быстроходных катеров за исключением надувных моторных лодок с жестким корпусом, которые имеют недостаточные показатели по мореходности и автономности для решения целого ряда задач, особенно в условиях открытого моря. В первую очередь это относится к обеспечению безопасности и предотвращению террористических атак на объектах разветвленной сети нефтегазовой инфраструктуры Норвегии в Северном и Норвежском морях.
Об острой необходимости в новых патрульных катерах (ПКА) командование ВС Норвегии заявляло еще в 2005 году. Как водится, на фоне проблем с бюджетным финансированием подготовка программы заняла всего каких-то 5-6 лет, началась она только в 2011 году, а разместили заказ на на постройку 2013 году. Подписанный в декабре контракт предусматривал строительство в течении 19 месяцев малой серии из двух единиц с опционом ещё на один катер. Общая стоимость программы составила около 70 млн. норв. крон (7,9 млн. долл.), включая поставку специального оборудования, запасных частей, инструментов и принадлежностей.
© Foto: Petter Håkanson
Головной катер передан заказчику в лице службы тыла "Фло" в октябре 2014 года и затем еще в течение гола проходил испытания в Норвегии. Второй катер (зав.№581) передан службе "Фло" 29 июня 2015-го.
Оба катера спроектированы и построены на верфи шведской компании Dokstavarvet AB. Это та самая, чьи
Stridsbåt 90 H(alv) (Strb 90H) или Combatboat 90 (СВ 90) с удовольствием юзают в Швеции, Норвегии, Греции, Малайзии и США, которые заслужили высокие оценки в ходе опытной эксплуатации в Германии и Великобритании, чей демилитаризованный вариант Interceptor Craft 16 M, проданный БОХР ПВ ФСБ РФ, был клонирован сразу в двух российских вариантах - проекты
03160 "Раптор" и
БК-16, а также расползается по миру другими многочисленными клонами - в Нигерии, Парагвае и нескольких странах Юго-Восточной Азии (как ни странно, только Китай пока не отметился в этом "почетном" списке).
Генеральный директор Dockstavarvet AB Андерс ХЕЛЛМАН (Anders Hellman) утверждает, что инженерам их компании удалось создать современный корабль с высокими техническими характеристиками. В частности, особенно подчеркивается, что достигнуты уникально низкие показатели уровня шума. Начальник командования сил СпН ВС/СВ полковник Фруд КРИСТОФЕРСЕН (Frode Kristoffersen) также отметил, что, исходя из технических характеристик катеров, специальные подразделения будут способны выполнять поставленные перед ними задачи на море более эффективно и качественно. Как водится, заявлено, что в настоящее время полный перечень решаемых задач и технических характеристик корабля не раскрывается. Тем не менее, нижеследующая табличка вполне позволяет получить общее представление:
длина максимальная, м
21,55
длина по КВЛ, м
18,21
ширина, м
4,36
осадка, м
2,55
водоизмещение, тонн
около 50
грузовместимость, тонн
8-10
максимальная скорость, узлы
около 50
главная энергетическая установка
2 дизель MTU 10V 2000 M94В можностью по 1599 л.с. (1193 кВт)
редукторы
2 х ZF 3000
движители
2 водомета V10 (MJP 450 DRB)
подруливающее устройство:
SH240 Sleipner Motor
палубный кран
PC Palfinger 2700 M
уровень шума, дБ:
рулевая рубка
десантное отделение
61
71
© Dockstavarvet AB
У завода-изготовителя проект получил обозначение IC 20 M. По норвежской классификации новые ПКА относятся к классу "сторожевой катер-перехватчик" (interceptor sikringsbåt) и предназначены для решения следующих основных задач:
противодиверсионное охранение боевых кораблей в ходе морских операций;
охрана объектов нефтегазовой отрасли;
обеспечение поисково-спасательных операций;
проведение водолазных работ.
При действиях совместно с другими катерами ССО, новые ПКА типа будут выполнять роль кораблей управления, так как за счет бóльшего водоизмещения и лучших условий обитаемости имеют возможность размещения на борту оперативной группы штаба командования ССО.
© Foto: Christian Nørstebø / Forsvaret Forum
Новый корабль может вместить до 20 человек личного состава в пассажирском отсеке, и 2-4 члена экипажа в рулевой рубке. В отличие от большинства использовавшихся до этого быстроходных плавсредств СпН, важной особенностью катеров нового типа считается возможность укрытия и обогрева во внутренних помещениях экипажа и пассажиров.
Основное палубное оборудование включает установленный на корме кран-манипулятор грузоподъемностью 3 тонны, гидравлическую лебедку и коллективные спасательные средства (два надувных плота "Викинг").
Радиоэлектронное вооружение включает РЛС MDS-61R, радиостанции УКВ-диапазона, а также навигационную систему SeaCross с авторулевым AP70 Simrad и GPS-приемником G2B ComNav.
Штатного вооружения изначально не предусмотрено, но в соответствии с тактико-техническим заданием, при постройке катеров конструкция рубки была соответствующим образом усилена, чтобы иметь возможность установки на ее крыше дистанционно-управляемого модуля вооружения "Си Протектор" с 12,7 мм пулеметом.
Click to view
Еще в 2010-м планировалось, что головному катеру дадут название "Макс МАНУС" (Max Manus), в честь
лейтенанта роты СпН "Линге". Но в 2013-м приняли решение, что серии будут присваивать имена норвежских моряков, принимавших активное участие во Второй Мировой войне в качестве переправщиков для разведчиков и диверсантов роты Линге на маршруте из Великобритании в Норвегию. Обратными рейсами они вывозили беженцев, заподозренных оккупантами и коллаборационистами в сотрудничестве с союзниками. Головной катер решили назвать в честь
Августа НЭРЁ - одного из наименее известных, почти незаслуженно забытого капитана
"Шетландского автобуса".
И впрямь, история вышла не очень красивая. Именно А. НЭРЁ "открыл" тот самый маршрут в январе 1941 года и до мая 45-го успел совершить рейсов больше, чем
Лиф "Шетландец" Ларсен - самый
распиаренный из всех капитанов "автобуса".
Август НЭРЁ в 1945 году
После войны Августа ждал интернациональный "стандартный набор" большинства ветеранов - неустроенность, озлобленность на систему, попытки утопить проблемы в алкоголе... Некоторое время он даже рассматривал возможность эмиграции в Австралию. К счастью, в августе 49-го Август женился, и скоро необходимость кормить семью отодвинула все остальные его проблемы на второй план. В поселке знали, что он участвовал в войне, но никто не подозревал, что НЭРЁ - настоящий герой той войны. А он уже успокоился, и не старался себя выпячивать.
Август НЭРЁ (слева) со своим боевым товарищем в музее Sunnmøre на фоне мотобота "Хеланд" (Heland) - одного из кораблей их
"Шетландской бригады", 1970-е годы
Август НЭРЁ умер в 1977 году, но в 2013-м всё ещё оставалась жива его вдова.
Капитан Томас АДАМ из Спн ВС/СВ в мае 2013-го от имени вооруженных сил Норвегии официально известил вдову капитана Агот НЭРЁ, что как того и заслужил ее муж, имя его теперь будет увековечено в названии нового корабля. В мае 1945-го капитану НЭРЁ было всего 25 лет - на этом фото ему на год меньше, чем внуку Штеффену © Foto: Svein Nordal
© Foto: Dockstavarvet AB
Спущенный на воду весной 2015 года будущий ПКА "Август Нэрё" прошел заводские ходовые испытания на Балтике, после чего был доставлен в Норвегию. Акт приемки специалистами службы тыла "Фло" подписан 29 июня, после чего начались госиспытания. Церемония крещения прошла 16 октября на набережной Фоснавог (Fosnavåg), административного центра муниципалитета Херёй (Herøy) провинции Мёре-ог-Румсдал (Møre og Romsdal). Крестной матерью катера стала вдова капитана Агот HЭРЁ, которой к тому времени уже исполнилось 90 лет.
Будущий ПКА "Август Нэрё" 15 октября 2015 года в Фоснаваге, за день до крещения (фото пользователя Gisle с сайта
skipsfarts-forum)
Сама церемония крещения прошла безо всякой помпезности, что называется, в теплой дружественной обстановке.
Очень символично - мотобот "Хеланд" встречается со своим капитаном через 70 лет после войны © Foto: Christian Nørstebø / Forsvaret Forum
Далее фото с церемонии Бьорна ХАЛВОРСЕНА © Foto: Bjørn Halvorsen
"Хеланд" и "Нэрё" заходят в порт
"Август Нэрё" швартуется к причалу. Капитан Томас АДАМ - официальный историограф СпН Норвегии
Начальник командования сил СпН ВС/СВ Норвегии полковник Фруд КРИСТОФФЕРСЕН рапортует вдове капитана Агот НЭРЁ
Депутат норвежского парламента Арнульф ГОКСЬЁР (Arnulf Goksøyr)
Ветеран войны Jakob Strandheim (95) и ветеран СпН Joackim Rønneberg (96)
Крестную мать поздравляют с успешным разбиванием бутылки шампанского
На борту "Хеланда"
Праздник закончен, можно расходиться
Вдова капитана и крестная мать корабля Агот НЭРЁ в рубке ПКА "Август Нэрё" © Foto: Christian Nørstebø / Forsvaret Forum
И пара небольших видео:
Click to view
Click to view
К сожалению, со вторым катером все прошло как-то совсем келейно. Ни одной фотографии пока нет. Известно только, что командование сил СпН ВМС провело церемонию его крещения 28 октября того же года в Бергене под названием "Петтер Сален" (Petter B. Salen). Имя Петтера Биргера САЛЕНА известно в Норвегии
намного лучше Августа НЭРЁ. К концу войны он переквалифицировался в боевого пловца и готовился к проведению диверсий против германских кораблей в портах Норвегии. Но не успел, поэтому сразу по окончании военных действий наоборот, занимался тралением немецких мин. Стоял у истоков современной водолазной службы норвежского флота и подразделений подводных диверсантов СпН ВМС.
В соответствии с разделением зон ответственности ПКА "П. Сален" закреплен за командованием сил СпН ВМС Норвегии с районом патрулирования в северной части Норвежского и в Баренцевом морях. Второй ПКА "А. Нэрё" передан в состав командования сил СпН ВС/СВ с основным районом патрулирования в Северном море и в южной части Норвежского.
Окончательное решение по постройке третьего катера в серии пока не принято. С одной стороны, денег всегда не хватает, а 30 миллионов крон на дороге не валяются. С другой, спецназовцы всегда на особом счету и если очень попросят, для них найдут - были уже прецеденты, причем совсем недавно (но об этом в другой раз). Так что, все будет зависеть от того, как новые катера себя зарекомендуют, и насколько тяжко станет ССО Норвегии после передачи Хемверну SB-90.