Эскиз нового патрульного корабля проекта 6615 для БОхр ВМС Норвегии (c) LMG Marin AS
Служба береговой охраны ВМС Норвегии (Kystvakt) - одна из самых эффективных среди аналогичных структур во всем мире, а может и самая-самая, с учетом всех основных показателей её деятельности, таких как количество и объем решаемых задач, площадь контролируемых акваторий, выделяемое финансирование, а также наличные силы и средства, основу которых составляют всего 15 патрульных кораблей и десяток небольших катеров.
В немалой степени высокая эффективность службы связана с выбранной системой эксплуатации кораблей БОХР двумя сменными экипажами, за счет чего резко возрастает коэффициент оперативного использования, когда каждый корабль проводит на патрулировании в море не менее 200 суток в году. Очевидным недостатком этого являются очень высокие требования к технической готовности и срокам ремонта кораблей, когда малейшие сбои приводят к перенапряжению всей системы. Нельзя сказать, что такое происходит слишком часто, но достаточно регулярно.
Недавно норвежские СМИ со ссылкой на представителей службы БОХР в очередной раз возбудились тем фактом, что завершение работ по модернизации трех ФР БОХР типа "Нордкап" перенесено на более поздний срок, в связи с банкротством верфи Noryard BMV (Берген). При этом в прошлом году на программу модернизации и продления сроков эксплуатации ФР БОХР типа "Нордкап" уже были перенаправлены денежные средства в размере 260 млн норв. крон (около 32 млн. долларов), предназначенные на программу закупки новых ПК БОхр.
По закону парности одна проблема часто тащит за собой на хвосте другую. 19 октября истекает срок аренды у компании Fosnavåg shipping ПК БОХР "Олесунн" и в министерстве обороны заявлили, что они
не намерены продлевать контракт.
ПК БОХР "Олесунн" (KV Ålesund) выводится из боевого состава флота после 20 лет эксплуатации. В прошлом году из 857 дней патрулирования в дальней зоне всей службы БОХР этот корабль выполнил 330 (с) Arkivfoto: Kystvakten
В соответствии с опубликованным 17 июня правительственным планом военного строительства общее количество кораблей БОХР сократится с 15 до 13 единиц - кроме вывода из БС "Олесунна"
планируется передать ВМС ПК БОХР "Магнус Лагаботе" (KV Magnus Lagabøte) в качестве корабля управления противоминных сил (вместо
выведенной из боевого состава флота ПБ "Валкириен, прослужившей 21 год).
Понятное дело, от таких новостей общественность напряглась и приготовилась устроить народным избранникам очередную обструкцию. Но в правительстве не лыком шиты, и чтобы сбить волну возмущения, любителям обсуждений подкинули жирную кость. В том же плане сообщалось, что три фрегата БОХР KV Nordkapp W320 (1981); KV Senja W321 (1981) и KV Andenes W322 (1982), построенных на верфях Horten verft, Solheimsviken verft (Берген) и Haugesund Mekaniske Verksted - предельный срок эксплуатации которых истекает к 2020 году - должны быть заменены сразу тремя новыми современными кораблями.
Фрегат БОХР "Анденес" (KV Andenes) в строю уже около 35 лет. По этому поводу министр обороны И. СЁРРЕЙДЕ выразилась предельно дипломатично: "Она уже очень, очень зрелая дама," - как и у англичан, у норгов "корабль" женского рода (с) Foto: Petter Brenni Gulbrandsen
Понятное дело, после такой новости об "Олесунне" большинство спорщиков благополучно забыло, и все принялись обсуждать перспективы новой программы.
Собственно, программа не то, чтобы совсем новая, и даже не одна она была поначалу, а две, но обо всем по порядку.
Программа строительства одного патрульного корабля дальней морской зоны усиленного ледового класса с вертолетом на борту по новому проекту 6615 была утверждена решениями норвежского Стортинга на 2013-2014 гг. для замены в 2018 году головного ФР БОХР типа "Нордкап". Общая стоимость проекта оценивалась в 2,743 млрд. крон.
Поскольку оба систершипа "Нордкапа" были всего чуть-чуть моложе старшего братца, для их замены планировалось несколько позже построить еще два новых корабля меньшего водоизмещения в рамках будущего проекта 3049. Но перспективы второй программы оставались предельно туманны. Правительство обещало вернуться к обсуждению этого вопроса когда-нибудь потом - своевременно, или несколько позже. При ожидаемых сроках строительства в период до 2023 года время вроде бы еще было.
С проектом 6615 дело обстояло чуть лучше. Осенью 2013 года парламент подтвердил свое решение и компания LMG Marin AS разработала проект нового корабля.
(c) LMG Marin AS
Основные ТТХ ПК БОхр проекта 6615: длина наибольшая 136,4, ширина 19 м, осадка - 6,2 м, водоизмещение стандартное - 7300 т, полное - 9800 т, главная энергетическая установка - дизель-электрическая, система динамического позиционирования - носовая винторулевая колонка, одно носовое и два кормовых подруливающих устройства тоннельного типа, вертолетная площадка и ангар и для одного вертолета NH90, грузовая палуба, три малых плавсредства, система РХБЗ (ФВУ), вооружение - одна носовая 57-мм АУ "Бофорс", 12,7-мм пулеметы или боевые модули "Си протектор" компании "Конгсберг". Вооружение корабля может быть дополнено легким ЗРК малого радиуса действия (ПЗРК) и ПКР "Пингвин" или NSM.
(c) LMG Marin AS
(c) LMG Marin AS
(c) LMG Marin AS
(c) LMG Marin AS
Заказ на строительство планировалось разместить уже в четвертом квартале 2015 года. Надеюсь, вы догадались, что гладко было только на бумаге?
Как указывалось выше, в 2015 году все выделенные на проект 6615 средства в авральном порядке перекинули на статью модернизации и продления сроков эксплуатации "Нордкапов". А по проекту 3049 финансирование вообще составило ровно 0 норв. крон, то есть, ни о каком проектировании или тендере речи вообще не шло. Были известны только самые общие сведения о новом корабле: длина 125 метров, дедвейт 2500 тонн, дизель-электрическая силовая установка, скорость до 20 узлов, возможность нести на борту вертолет NH-90.
Вот с таким не самым радужным бэкграундом наступил 2016-й, когда озвучили решение о сокращении надводных сил БОХР. И тут правительство сделало прекрасный финт, практически одновременно с этим объявив, что, во-первых, программа 3049 отменяется, а для замены ФР БОХР "Нордкап" построят не один, а целых три ПК проекта 6615, тем самым сразу в четыре раза увеличив возможности операций в арктических льдах (пока такой возможностью в ВМС Норвегии обладает один только ПК БОХР "Свальбард"). Во-вторых, все новые корабли будут строиться на норвежских верфях. В-третьих, планируется ускорить реализацию программы, начав ее полномасштабное финансирование уже в следующем году, с тем, чтобы получить первый корабль в 2018-м.
О наполеоновских планах продолжения программы 6615 объявили 29 сентября во время посещения премьер-министром Эрной Сульберг, министром обороны Ине Эриксен Сёрейде и министром финансов Сивом Йенсеном фрегата БОХР "Анденес" в Бергене (с) Foto: Emil Weatherhead Breistein / NTB Scanpix
Отказавшись в свое время от полноценного вступления в ЕС, тем не менее, Норвегия не возражала против участия в едином экономическом пространстве Евросоюза и паспортно-визовой системе Шенгенской зоны, для чего приняла на себя обязательство исполнения европейского законодательства. В частности, это требовало участия в национальных тендерах всех желающих из других стран ЕС. Очень скоро это привело к тому, что деньги госзаказов утекали из страны, а национальное судостроение начало все более очевидно стагнировать. Последние военный корабли, построенные в Норвегии - все тот же "Свальбард" (2000), один ПК БОХР "Харстад" (2005) и три ПК БОХР тпа "Баренцхав" (2009-2010). Не считать ведь таковыми носовые и кормовые секции корпусов фрегатов типа "Ф. Нансен"? Серию из пяти ПК БОХР типа "Норнен" строили поляки,
основные конструкции пяти "Нансенов" - испанцы,
новую "Марьяту" - румыны. В общем-то, с ЕС это уже не связано, но и новый корабль комплексного снабжения для ВМС Норвегии сейчас достраивают буквально на другом конце света -
в Южной Корее.
Согласитесь, в условиях перманентного финансово-экономического кризиса оставить деньги госзаказа дома и поддержать национальную промышленность - сильный политический ход. За это и сокращение численности кораблей БОХР могут спустить на тормозах. Собственно, так оно и вышло.
Хотя Норвегия по правилам Европейской экономической зоны в общем случае обязана разрешить международным компаниям принять участие в конкурсе, правительство считает, что статья 123 позволяет им обойти это требование в качестве исключения при военных закупках, которые имеют жизненно важное значение для национальной безопасности. Не исключаю, что кто-то из европейских партнеров даже подаст на норвежцев в суд, но перспективы тяжбы здесь довольно хорошие.
К участию в конкурсе будут привлечены верфи норвежских судостроительных заводов Kleven, Ulstein и Vard, которые потенциально способны выполнить заказ. Каждый корабль обойдется казне около 2 млрд. а весь контракт оценивается в 6-8 миллиардов.
(продолжение следует)