Продолжение, начало
см. здесь Шведский король Карл Густав 29 января 2011 года вручает флаг нового подразделения начальнику специальных операций генерал-лейтенанту Салестранду (Generallöjtnant Jan Salestrand) (с)
Foto: Försvarsmakten В течение следующих двух лет шведских спецназовцев "утрамбовывали" в общую организацию, и наконец-то, 1 января 2011 на базе отряда СпН ВС Швеции (Specialförbandet) была образована по-настоящему единая группа специальных операций SOG (Särskilda Operationsgruppen швед., Special Operations Task Group англ.) путём слияния группы специальной разведки (SIG - Särskilda Inhämtningsgruppen) и специальной группы охраны (SSG - Särskilda Skyddsgruppen).
Главным образом, добиться этого удалось, убрав по-тихому особо рьяно сопротивляющихся, а для всех новичков ввели общую систему отбора и начальной подготовки. Только после этого их отправляли в соответствии с личными предпочтениями и продемонстрированными способностями в одну из двух рот, сформированных на базе прежних SIG и SSG. Но более подробно мы поговорим об этом в заключительной части цикла.
А между тем, обстановка в мире не становилась спокойнее, соответственно, работы у новой группы меньше не стало.
Ливия
В 2011 году шведское руководство в инициативном порядке приняло решение поучаствовать в операции НАТО против Ливии (Unified Protector/Libyen). Наиболее широкую известность получила отправка в зону конфликта истребителей-бомбардировщиков JAS39 "Грипен" ВВС Швеции. Менее известно, что в Италии в это же время действовала группа 10-го отряда ПсО (
но мы-то с вами знаем))).
Про SOG достоверной информации нет. Однако известно, что с начала года шведские спецназовцы активно носились на скоростных катерах по узким протокам между островами Стокгольмского архипелага, отрабатывая различные способы перехвата и досмотра судов.
О дальнейшей их деятельности ничего конкретного не говорилось. Но потом появились такие фото:
Шведская досмотровая команда перехватывает в Средиземном море лодку с беженцами из Ливии (с) Foto: Försvarsmakten
Только вы ничего такого не подумайте. Наверное, это просто какое-нибудь подразделение столичной морской полиции прислали на помощь партнерам.
Афганистан
В 2014-м наконец-то подошла к концу основная часть афганской эпопеи шведов. Начав в 2001-2002 гг. с небольшой миссии поддержки безопасности в столичном регионе Кабула, в конце концов, они познакомились едва ли не со всеми основными районами Афганистана. Поначалу Швеция предоставила группу своих военных в состав контингента Великобритании в Мазари-Шариф, а к марту 2006-го подразделения ВС Швеции действовали уже в четырех провинциях на севере Афганистана. Хотя в сравнении с союзниками ее боевые потери оказались и не столь велики, тем не менее, королевство заплатило за причастность к большой международной политике пятью жизнями своих солдат и офицеров.
После подорвавшихся на фугасе в 2005 году
лейтенантов Бергквиста и Линдбома из SSG, в феврале 2010 года погибли двое, а в октябре того же года - еще один:
Слева-направо: Kapten Johan Palmlöv (31), Löjtnant Gunnar Andersson (28), Sergeant Kenneth Wallin (22)
Вообще, 2010-й стал пиковым
по потерям для всей коалиции. Потом постепенно началось снижение, параллельно с уменьшением активности действий МССБ ISAF - все уже понимали, что пора оттуда сваливать.
26 июня 2014 базовый лагерь Скандинавско-Балтийского контингента "Северное сияние" (Northern Lights) был торжественно передан представителям афганских властей.
Один из последних известных снимков группы SOG в Афганистане (примерно 2012-2013). Обратите внимание на шевроны нового образца (с) Foto: Försvarsmakten
С сентября 2014 года шведский вклад в поддержку правительства этой страны состоит из около 50 человек, большинство из которых находятся в штабах оставшихся международных сил ISAF, или в качестве советников афганских сил безопасности. Есть ли среди них спецназовцы? Наверняка сказать нельзя, но и полностью исключать тоже.
Думаете на этом зарубежная эпопея SOG закончилась? Как бы не так. Складывается такое впечатление, что скандинавы "подсели" на миротворческие операции, как на тяжелый наркотик. Не успели они выпутаться из передряг одной "горячей точки", как тут же нашли себе новую.
Мали
Совет Безопасности ООН 5 июля 2012 года принял резолюцию 2056, в которой определил, что ситуация в Мали представляет собой угрозу для международной безопасности и мира в регионе.
Шведское правительство с энтузиазмом отнеслось к возможности в очередной раз приподнять свое международное реноме. С первого квартала 2013 года 11 шведских военных входят в состав Скандинавско-Балтийской тренировочной группы (Nordic Baltic Training Team) в городе Куликоро, которая действует в рамках так называемой Учебной миссии Европейского союза (EUTM Mali).
Практически одновременно с этим 25 апреля 2013 года резолюцией 2010 Совета Безопасности была учреждена Многопрофильная комплексная миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Мали МИНУСМА (MINUSMA - Multidimensionnelle Intégrée des Nations Unies pour la Stabilisation au Mali) с целью поддержки политических процессов в этой стране и обеспечения безопасности. Миссии было предложено оказывать поддержку переходным властям Мали в стабилизации положения в стране и осуществлении "дорожной карты" переходного периода, уделяя основное внимание крупным населённым пунктам и линиям коммуникаций, защите гражданского населения и созданию условий для предоставления гуманитарной помощи.
Если отойти от красивых фраз дипломатического протокола, то ситуация складывалась следующим образом. После уничтожения странами НАТО режима Каддафи, перестали существовать любые силы, способные хоть как-то сдерживать ситуацию в стране. Разросшиеся банды, которым стало тесно в границах Ливийской пустыни, со скоростью степного пожара стали расползаться по и без того неспокойному региону под флагами тех или иных племенных союзов, прикрываясь идеологией различных исламских религиозных течений.
Поэтому 30 мая того же года в риксдаг ушло очередное предложение правительства о расширении участия шведских военных в операциях на территории Мали, а 18 июня того же года парламент дал свое согласие на это. В марте следующего года шведское правительство сообщало о том, что расходы на операцию МИНУСМА в 2014 году не превысят 370 млн. крон (44 млн. долларов), а в 2015 году не будут превышать 378 млн. крон (45 млн. долларов). Однако, в правительственном письме от 19 декабря 2014 года, говорится, что в целом на операцию МИНУСМА планируется потратить до 660 млн. крон (79 млн. долларов).
Со второй половины 2015-го шведская миссия именовалась MALI 02. После очередного продления мандата, в 2016 году идет уже МALI 04. В течение всего этого времени шведский контингент в операции МИНУСМА включает около 250 военнослужащих. Основная часть из них находится в составе сводного подразделения разведки (батальонная войсковая разведка/спецназ, отделение БЛА, около 30 человек РЭР из роты РЭБ полка связи и управления LedR в Энчёппинге). Деятельность их обеспечивается небольшим подразделением логистической поддержки. Основной пункт дислокации контингента - полевой лагерь "Нобель" (Nobel) близ столичного аэропорта Тимбукту. Часть офицеров входит в состав штабов сил ООН различного уровня. В случае необходимости при обострении обстановки количество шведских военных может быть увеличено до 400.
Лагерь "Нобель", Тимбукту, Мали, 2013 (с) Foto: Mikael Klein / Försvarsmakten
Аэропорт Тимбукту (с) Foto: Combat Camera / Försvarsmakten
Foto: Mats Nyström/Combat Camera/Försvarsmakten
(с) Foto: Jimmy Croona/Försvarsmakten
(с) Foto: Martin Von Krogh/Expressen
(с) Foto: Richard, PIO /
blogg.forsvarsmakten.se Что характерно, не видно больше никаких "Тойота-Лендкрузер", хватит баловаться (с) Foto: Gustav Dahlgren/Försvarsmakten
(с) Foto: Anna Norén/Combat Camera/Försvarsmakten
Про 10-й отряд ПсО в Мали пока ничего не слышно, но не вызовет особого удивления, если и они там появятся. Такие душеспасительные беседы по линии их ведомства официально проходят (с) Foto: Combat Camera / Försvarsmakten
Первый раз официально бойцы SOG
появились в Мали весной 2015-го, когда признали, что ситуация там складывается очень неуютная, мягко говоря. Спецназовцы должны были обеспечить и организовать возможно более надежную защиту шведским военным.
К тому времени по количеству боестолкновений с участием подразделений ООН и погибших при этом, операция МИНУСМА стала одной из самых опасных текущих миссий. С начала 2013 года и до весны 2015-го были убиты 44 миротворца. Только в одном инциденте в октябре 2014 года девять военных из Нигера погибли в результате нападения на автоколонну. В 2016-м общее число убитых в ходе военных действий достигло уже 75 человек.
В стране до сих пор не подписано мирное соглашение между враждующими группировками, и, будем честными, вряд ли на это можно надеяться в ближайшее время. У малийского правительства нет ни желания, ни способности решать существующие в стране проблемы. Слабо контролируемые государственные границы
региона Сахеля позволяют бандам почти беспрепятственно мигрировать с востока на запад и обратно, а с севера экстремистам всегда обеспечен приток свежих сил из Ливии.
В такой обстановке Швеция откровенно прикрутила краник потока информации из Мали. А чем хвастаться посреди той кровавой каши, в заваривании которой сами приняли посильное участие? Общую атмосферу хорошо характеризует статья ветерана войск ООН, пожелавшего скрыться под псевдонимом "Голубые береты 1994" (Blå basker 1994) - это
у них там традиция такая, в стране развитой демократии и свободы слова. Если кого удивляют существующие реалии и появляются сомнения, лучше оставаться неузнанным. От греха подальше.
"Странное малийское молчание" Странная какая-то стоит тишина дома. Начинает казаться, будто и правительство, и штаб обороны стыдятся той операции, разрешения на участие в которой, как поговаривают, Швеция с таким нетерпением ждала когда-то в Совете Безопасности ООН.
По сравнению со шведскими операциями в Боснии, Косово и Афганистане почти гробовое молчание.
Нет, конечно, у вооруженных сил есть
блог "Мали", есть у операции и
своя собственная страница на сайте. Там везде такой приглушенный тон. Почти комфортный. Наверное, чтобы не будоражить общественность. Ничего вы там не узнаете о реальной жизни солдат, которая гораздо более опасная и напряженная, чем может себе представить читатель.
Окружение там всегда нужно рассматривать как враждебное. Не в последнюю очередь, для собственной безопасности. Там никогда нельзя расслабиться и отдохнуть. Даже температура враждебна. Всегда от 35 до 50 градусов.
Многие погибли. Наверное, уже около сотни солдат ООН из африканских стран. Швеция является одной из немногих западных стран в МИНУСМА, которая поставила на карту ООН свое имя.
Есть там еще и Французский Иностранный легион. Но он ведет свою собственную войну, сродни другим таким же, исключительно для защиты французских интересов в добыче минералов.
Откуда молчание в этом деле, пожалуй, самом сложном и рискованном со времен шведской миссии ООН в Конго в начале 60-х годов?
Вооруженным силам не может быть позволена монополия на репортажи со шведской тихой войны.
Где средства массовой информации? Ведь Тимбукту в Мали - это не конец света. Ну, почти…
По стилю написанное "голубым беретом" сильно выбивается над общим фоном. Прямо таки, "фирменный рубленый слог"
vrochek)))
Справедливости ради, бывают и в блоге "Мали" приличные материалы. Не сенсационные, конечно. Нормальные. Например, общую атмосферу в стране неплохо передает
"Населенная пустыня". Но если в целом, "голубой берет" прав. Знаете на что больше всего похоже по общей атмосфере статей? На статьи советских газет и репортажи Центрального телевидения из Афганистана. Школьникам гуманитарку раздают, с местными властями беседуют, с полицейскими улицы патрулируют. Тишь да благодать.
Посмотрим, что из этого выйдет.
Потырено у коллеги
mr_aug в
SOGГенерал-лейтенант Деннис Гилленспорре (Швеция), командующий силами миссии МИНУСМА, во время визита на базу миротворцев Гвинеи в городе Кидаль, Мали, 20 мая 2021 года.
Командующий стоит по центру, с пистолетом на груди. Слева от него охранник, судя по экипировке, член SOG, спецназ армии Швеции. Еще один SOG-овец виден вдали слева. Это люди неотступно следуют за генералом повсюду.
UPD Это оказалась не группа SOG, а
116-я телохранительная рота Деннис Гилленспорре (56 лет), в прошлом начштаба ВС Швеции и командир SOG, с 2018 года возглавляет силы МИНУСМА.
Генеральный секретарь ООН каждый год продлевает мандат командующего. Текущий действителен до октября 2021 года.
Камо грядеши?
В целом, следует отметить, что ВС Швеции все чаще принимают участие в военных операциях на территории мусульманских стран. Причем про них сказать никак нельзя, что "втянуты". Везде и всюду это целиком и полностью национальная инициатива.
Вне рамок продолжающейся операции МИНУСМА наиболее известна сейчас еще и поддержка усилий США и Франции
против ИГИЛ в Ираке. Но на самом деле участие ВС Швеции в международных операциях гораздо шире. Давайте коротко пробежимся по основным позициям.
Афганистан. После вывода основного контингента в стране продолжают действовать около 50 человек штабных офицеров, военных советников и инструкторов.
Ирак. На севере страны находятся около около 35 инструкторов для обучения иракских военных и курдских ополченцев. В случае необходимости их количество может быть увеличено до 85 человек.
Мали. Шведский контингент состоит из сводного разведывательного отряда, штабной группы и подразделения обеспечения численностью около 250 военнослужащих. Большая часть из них базируется в полевом лагере "Нобель" близ столичного аэропорта Тимбукту. В случае необходимости из численность может быть увеличена до 400 человек.
Ближний Восток. Вклад в Швеции в деятельность одной из старейших постоянных миссий ООН на Ближнем Востоке составляет шесть офицеров. Их задача в сотрудничестве с представителями других стран заключается в контроле выполнения мирных соглашений между Израилем, Ливаном и Сирией, а также между Израилем, Египтом и Иорданией.
Пакистан. Пять-шесть шведских офицеров наравне с наблюдателями ООН от других стран следят за выполнением режима прекращения огня между Индией и Пакистаном вдоль демаркационной линии в штатах Джамму и Кашмир. Для соблюдения беспристрастности штаб - квартира миссии ООН с мая по октябрь находится в Индии (Сринагар), а в ноябре-апреле - в Пакистане (Исламабад).
Сомали. В настоящее время ни у каких иностранных государств нет постоянного контингента на территории Сомали. Но в прилегающих к берегам этой страны акваториях ВМС ЕС и НАТО проводят операции по пресечению морского пиратства. Швеция периодически принимает в них участие кораблями своих ВМС с вертолетами и боевыми катерами на борту.
Также шведские военные присутствуют в Боснии и Герцеговине, Косово, Демократической Республике Конго, Южной Корее и Южном Судане. Теоретически в любом из этих мест могут появиться и бойцы из SOG. Даже там, где официально находятся всего несколько наблюдателей. Например, проскакивала информация, что шведские спецназовцы светились в Ливане, Боснии и Герцеговине. Разумеется, неофициально, то есть через парламент решение об их отправке туда не проходило. Технически проведение непродолжительных разовых акций Швецией возможно в рамках "тайных операций".
На фоне такой активности, да еще с учетом прежних операций в Конго (Заир) и Чаде, следует признать, что этой скандинавской стране пока удивительно везет. Общее количество безвозвратных боевых потерь до настоящего времени составило "всего" пять человек - все в Афганистане. При том, что в трусости их никто ни разу не обвинял, в тех же операциях и в то же время, но еще до начала Малийской эпопеи, союзники шведов потеряли более 170 человек, а в ходе МИНУСМА - еще 75.
У меня складывается впечатление, что на таком фоне появилось некоторое "головокружение от успехов". И вот уже особого резонанса не вызвало даже заявление очередного анонимного источника, что в ходе боев Афганистане SOG "только за последние годы ликвидировали несколько десятков противников"... Как же так? Без суда и следствия? Теперь уже и депутаты риксдага в большинстве своем спокойно воспринимают тот факт, что "тайные операции" ССО могут без их санкции проводиться в любой стране мира: "Надо, так надо. А что мы можем поделать?" И вот, насмотревшись фильмов и сериалов "Праспецназ" даже простые обыватели начинают все более решительно выдвигать идеи, типа: "А не пора ли отправить наших парней в Мали и вызволить Йохана Густафссона, которого в ноябре 2011 года похитила в Тимбукту "Аль-Каида?". И все такое в том же духе.
Кого как, а лично меня подобная легкость несколько настораживает. Больно расслабились. Но тут уж хозяин - барин. Это их собственные тараканы, пусть сами с ними разбираются.
А поскольку за границами страны пока рассказывать больше нечего, возвращаемся в Европу. До конца современной истории ССО Швеции нам остался всего один шаг.
(продолжение следует)