Продолжение, начало
см. здесь Предтечами современных подразделений СпН Швеции называют две структуры вооруженных сил, обе созданные в 1952 году и базирующиеся в г. Карлсборг - парашютно-десантная школа (Fallskärjägarskolan - FJS), а также развернутая на ее базе и созданная по образцу американских "рейнджеров" и английских "коммандос" разведывательно-диверсионная парашютно-десантная рота (Fallskärmsjägarna - Fskj) 32 разведывательного батальона ISTAR из состава лейб-гвардии гусарского (разведывательного) полка K3 (Livregementets husarer - K3).
И хотя то, что основное "гнездо" сил специальных операций (ССО) Швеции находится в Карлсборге никто не ставит под сомнение, тем не менее, был у них еще один "предок". Гораздо более близкий родственник, хотя и совсем не прямой.
Во времена Холодной войны пока еще более-менее нейтральная тогда Швеция планировала воевать только на своей территории, обороняя себя от единственного вероятного противника - СССР. При этом считалось, что значительную угрозу ей будут представлять диверсионно-разведывательные группы (ДРГ) советского СпН, для борьбы с которыми предназначалась так называемая Jägarbefälsgruppen (переводится как-то вроде "группа сержантов-разведчиков"). Хоть и относилось она к подразделениям высокой готовности, но принцип ее комплектования резервистами на каком-то этапе был признан недостаточным с точки зрения профессиональной подготовки, чтобы справиться с высококвалифицированным противником.
Ладно бы еще нужно было просто стоять в карауле, сидеть в засадах или гоняться по лесам за ДРГ. Для физической защиты лиц и объектов высшего военно-политического руководства страны от страшного русского spetsnaz таких умений уже было мало. Решили, что лучше всего со спецназовцем справится только другой спецназовец, поэтому нужно иметь свое специальное подразделение, созданием которого незамедлительно и занялись.
В конце 1980-х на базе парашютно-десантной школы FJS и роты Fskj в Карлсборге приступают к формированию специальной группы защиты SSG (Särskilda Skyddsgruppen). Само название подчеркивало пока еще оборонительный характер основной направленности ее деятельности. Изначально группа рассматривалась, как элемент единых сил ВС Швеции. Межвидовой характер четко отражен в официальной эмблеме группы - меч, крылья, якорь, парашют. Подчинялась группа напрямую главнокомандующему вооруженными силами страны.
Нагрудный знак SSG (слева) и кокарда на берете (справа)
Как водится, шведы подошли к такому делу обстоятельно, поинтересовавшись для начала, а как у других? В Норвегии признались, что много ценного почерпнули у своих коллег из 22-го полка САС Великобритании (SAS - Special Airborne Service). И тогда шведы наладили настолько тесное взаимодействие по этому вопросу с англичанами, что группа SSG стала единственным в мире иностранным подразделением специального назначения, которое в полном составе прошло курс подготовки САС.
Для службы в группе отбирали военнослужащих из подразделений примерно схожей направленности - парашютисты-десантники, боевые пловцы, морская пехота, арктические и береговые егеря. Вначале с отличниками их боевой подготовки и местного аналога политической проводили собеседование, ограничиваясь только туманными многозначительными намеками относительно цели разговора. Убедившись, что кандидат им подходит по морально-волевым качествам, проводили его психологическое тестирование, экзамены по физподготовке, и только затем переводили в группу, подписывали контракт и начинали основную подготовку. При довольно приличной по тем временам численности вооруженных сил с призывным принципом комплектования, именно такой подход долгое время обеспечивал максимально возможную тайну проводимых мероприятий.
Особо не торопясь, завершили все организационно-штатные мероприятия и довели группу до уровня полной оперативной готовности к 1994 году, выйдя на общую численность от 80 до 100 человек.
Только практически одновременно с этим третья планета Солнечной системы вошла в затяжную фазу социальной и экономической турбулентности. И на группу SSG в полной мере повлияли все последовавшие концептуальные и геополитические сдвиги 1990-х.
Во-первых, правильность решения о создании национального специального подразделения продемонстрировал бурный рост террористической угрозы. Медленно, но неотвратимо она все ближе подползала к границам страны. Опыт стран, которые уже реально столкнулись с этой проблемой (в том числе, и России), наглядно демонстрировал, что спецназ может стать эффективным инструментом борьбы.
Во-вторых, к этому же периоду относится развертывание активного сотрудничества Швеции с НАТО по программе "Партнерство ради мира". Среди прочего, это подразумевало и переход на стандарты Альянса, где к тому времени ССО давно уже рассматривались в качестве важного военного инструмента. И отнюдь не оборонительного.
В связи с этим в программу подготовки и планы использования группы SSG постоянно вносились коррективы.
Много слез пролито о том, каким тяжким катком 1990-е - 2000-е прошлись по Российской армии и Военно-морскому флоту. Понятное дело, своя рубашка ближе к телу. Но ровно то же самое и про те же времена может в любой европейской стране рассказать их военный - из тех, кому за державу обидно. Не миновали ветры перемен и вооруженные силы Швеции. За следующие два десятилетия они вместе со всеми прошли через жесточайшую мясорубку урезания бюджетов, сокращения численности, перманентных реорганизаций, реструктуризаций, слияний и поглощений, изменений оперативных планов, стратегических концепций, и прочая, и прочая… Сказать, что все это пошло только на пользу - погрешить против истины. Но, как бы то ни было, они более-менее успешно пережили эпоху великих перемен. Если попытаться мыслить позитивно, то можно сказать, что по каким-то направлениям возможности даже расширились. Например, за счет принятия на вооружение новых образцов В и ВТ с внедрением в военное дело передовых технологий.
Что касается нашего конкретного направления по ССО, то на их дальнейшую судьбу наибольшее влияние оказали переход на контрактную армию, все то же сотрудничество с НАТО по программе "Партнерство ради мира", интеграционные процессы в ЕС и расширяющееся участие Швеции в международных военных операциях. Все это привело к тому, что в 2001 году все в том же Карлсборге на базе уже упомянутой выше
роты Fskj начали создавать отдельное подразделение высокой готовности, собственно, практически так и названное - парашютно-десантная рота быстрого реагирования (FJS IK - Fallskärmsjägarskolans Insatskompani). Из вышесказанного нетрудно догадаться, что задумывалось оно как предназначенное для действий за границами национальной территории Швеции, а формировали его, переводя из одной роты в другую срочников, согласных подписать контракт. Ничего не напоминает? Но, в отличие от прежних спокойных лет, теперь времени на раскачку почти не оставалось, и до начальной оперативной готовности новую роту довели всего за год. Уже в 2002-м они встретились за границей с соседями-коллегами из SSG, с которыми потом почти не расставались. Как говорится, и в горе, и в радости.
2001
Здесь сразу следует отметить, что высокая секретность и прямое подчинение непосредственно главкому вооруженных сил долгое время позволяли группе SSG действовать на территории Швеции и за ее пределами под прикрытием определения "тайные операции". Поэтому неизвестно ничего о том, чем они занимались до 2001 года, когда небольшое подразделение SSG было замечено в лагере Виктория, где дислоцировался шведский воинский контингент в Косово. Решаемые ими задачи не разглашаются до сих пор. Но считается, что часть из них была как-то связана с радиоэлектронной разведкой.
2002
Именно в 2002-м началась афганская эпопея ССО Швеции. Поступивший 10 апреля запрос в парламент на отправку в эту страну группы SSG наделал немало шуму. А пока СМИ перемывали им косточки, именно бойцы SSG обеспечивали безопасность и личную защиту афганского короля Мохаммада Захир Шаха, вернувшегося в страну из изгнания в Италии.
В дальнейшем в Афганистане на принципе ротации постоянно находилась часть личного состава и группы SSG, и роты FJS IK в составе МССБ ISAF по плану миссии НATO, заодно параллельно оказывая поддержку американцам в их операции "Несокрушимая свобода" (Enduring Freedom).
Также SSG продолжала свое участие в операциях НАТО на Балканах (Босния и Герцеговина, Косово и Македония). Они совершил несколько боевых выходов, главным образом, для ведения специальной разведки. Благодаря этому подразделения постепенно совершенствовали свои навыки для участия в более сложных мероприятиях, параллельно отрабатывая организацию взаимодействия с партнерами из НАТО.
В этом же году в состав КФОР впервые вошли и бойцы роты FJS IK.
2003
Хотя служба в Афганистане и на Балканах постепенно превращалась в рутину, первым по-настоящему громким делом была операция "Артемис" (Artemis). Она и для ЕС стала за пределами Европы первой и самой крупной самостоятельной военной миссией, проводившаяся под общим руководством Франции.
Тогда около 80 шведов от группы SSG и роты FJS IK были в срочном порядке переброшены в Конго (Заир), где вошли в состав сводного отряда ССО вместе с бойцами французского спецназа из CPA10 (Le Commando Parachutiste de l'Air nº10) и 1er RPIMa (1er régiment de parachutistes d'infanterie de marine) для проведения операции по умиротворению враждующих сторон, четыре года планомерно уничтожавших друг друга из-за межэтнического конфликта в провинции Итури. К тому времени они совсем уж было приготовились окончательно решить свой национальный вопрос в соответствии с заветами Алоизыча.
Главная задача заключалась в том, чтобы остановить массовые убийства и стабилизировать ситуацию в районе вокруг города Буниа, через аэродром которого перебрасывались основные силы контингента ООН и гуманитарные грузы.
За подробностями отправляю всех на страничку
англоязычной "Вики".
Click to view
Как утверждается, ситуация в районе проведения операции "Артемис" оказалась одной из самых сложных среди всех, где довелось побывать до этого шведским вооруженным силам. В ходе боестолкновений было уничтожено "в целях самообороны" не менее 20 повстанцев. А самым незабываемым своим опытом скандинавы назвали встречу с детьми-комбатантами. Это стало очень опасным знакомством. В чем-то даже пострашнее взрослых бойцов - в конце концов, ведь к встрече с теми они всегда готовились, а эти...
Первое боестолкновение состоялось 11 июля в деревня Мияла (Miala).
На фото командир подразделения SSG, тогда еще подполковник Ханс Альм (Hans Alm) позирует на фоне горящих в селении домов (с) SVT
Обратите внимание на ретушь поверх винтовки. Это непосредственно относится к тому вопросу, с которого все начиналось: какими автоматами вооружены шведские спецназовцы? А вот еще:
Официальная встреча министра обороны Франции М. Эллиот-Мари с личным составом группы SSG в ходе операции ООН в Конго в 2003 году. Справа фотография 2008 года, уже без ретуши на лицах и оружии
На специализированных военных форумах от души поржали над шведской маскировкой, без труда опознав по оставшимся деталям немецкую штурмовую винтовку G36 (
Heckler & Koch Gewehr 36). Вероятно, на снимке с командиром тоже она, хотя на верхних фото почти все бегают с Ak5 (
Automatkarbin 5). Видимо, тогда германской новинкой только-только вооружили SSG, а парашютисты из FJS IK пока еще использовали стандартное вооружение.
Здесь все та же мадам Эллиот-Мари награждает уже полковника Альма за эффективное боевое содружество с французами (с) SVT
Интересно, что незадолго до отправки в Конго, Франция заявила, мол, если что - они вполне могут обойтись и без помощи скандинавских коллег. Но именно руководство Швеции настаивало на своем участии, так как это был первый шанс протестировать и оценить SSG в широкомасштабной международной миссии, а заодно и приподнять свой вес на уровне Евросоюза. И поскольку в грязь лицом не ударили, один из бойцов SSG позже намекал журналистам, что успешное их участие в операции "Артемис" впоследствии обеспечило Швеции "значительно больше внимания за столом переговоров в Брюсселе". И хотя непонятно, о чем конкретно идет речь, выглядит это вполне правдоподобно.
В общем, можно считать, что скандинавы помогли французам, а те помогли шведам. Но, как известно, ни одно доброе дело не остается безнаказанным. Такая интернациональная дружба им еще аукнется…
И, разумеется, в 2003 году был еще и Афганистан. Можно, я не буду каждый раз упоминать о нем, если в очередном году не случалось чего-то экстраординарного? Просто нужно иметь в виду, что они там сидели аж до самого вывода в июне 2014 года. Судя по фото того времени, где все с АК5, это бойцы FJS IK. А SSG со своими G36 пока еще изо всех сил береглась от объективов камер.
2004
17-18 марта во время беспорядков в Каглавице (Caglavica) близ Приштины (Косово) начался форменный снайперский террор. Когда все "приличные" способы борьбы с ним оказались бессильны, применили "нетрадиционные" методы, подключив к делу группу SSG. Заместитель командира батальона КФОР предоставил им "любые разрешения стрелять в Косово по всем, кого посчитают нужным", - и довел эту информацию по своим каналам до местных. Видимо, те что-то такое знали про SSG, потому что после объявления в течение одного часа миротворцам сдали более 30 снайперских винтовок Драгунова СВД.
2005
Черный год в истории шведского спецназа и всех вооруженных сил страны.
25 ноября конвой из пяти машин возвращался на шведскую базу близ Мазари-Шариф после встречи с местным населением во время конной игры бускаши. До базы оставалось всего сто метров, когда с крыши одного из соседних домов дистанционно привели в действие самодельное взрывное устройство. В результате автомобиль "Тойота-Лендкрузер" был полностью уничтожен, при этом пострадали все четверо ехавших в нем бойцов SSG. Их срочно эвакуировали вертолетом, но из-за тяжелых травм 28-летний лейтенант Йеспер Линдбом (Löjtnan Jesper Lindblom) через десять часов умер в госпитале в Кабуле. Находившийся в критическом состоянии 30-летний лейтенант Томас Бергквист (Löjtnan Tomas Bergqvist) был переправлен далее в госпиталь в Германию, затем в больницу в Швеции. Но врачи не смогли его спасти и он скончался 9 декабря 2005 года.
Йеспер Линдбом и Томас Бергквист
Два спецназовца стали первыми боевыми потерями ВС Швеции за почти двести лет истории страны, со времен
шведско-норвежской войны 1814 года.
И вновь возвращаясь к вопросу, с которого все начиналось. На опубликованных после гибели Линдбома его
незаретушированных фото видно все ту же "Хеклер и Кох" G36.
Символично, что именно в год гибели бойцов SSG начался кардинальный пересмотр концепции применения ССО в Афганистане. Поскольку у шведов всюду "Военная тайна!", сами они особо эту тему не освещали. Зато ей много внимания уделяли союзники, в частности, Норвегия и США. А тут уж никакая секретность не поможет скрыть, как тесно шведы сотрудничают с ними.
Слева - нарукавный шеврон 82-го объединенного оперативного формрования МССБ (
Combined Joint Task Force 82); справа - неофициальная кокарда для берета шведских спецназовцев в составе 10-ой группы ССО сухопутных войск США (
10th Special Forces Group)
Например, от самих норгов известно, что именно в 2005 году у них прошло головокружение от первых успехов борьбы с талибами. Месяц за месяцем некоторые ждали, что вот-вот будет достигнута желанная победа. Это оказалась далеко от истинного положения дел. Запад в очередной раз в значительной степени недооценил роль местного фактора на Востоке. Поэтому пришлось признать, что повстанческая деятельность росла, а население упорно отказывалось от сотрудничества с войсками ISAF. Именно после этого акцент в ведении боевых действий был смещен с широкомасштабных наступательных операций в сторону так называемых противоповстанческих действий и психологических операций.
С последними вы уже должны быть знакомы по статьям
о 10-м отряде ПсО ВС Швеции. С некоторыми реалиями службы шведов в Афгане можно ознакомиться
по ссылке. А про норвежских спецназовцев может быть тоже когда-нибудь расскажу в соответствующем цикле, если руки дойдут.
(
продолжение следует)