АСУБ СВ Норвегии. Часть 2: "Мария" - рожденная из "железа", дыма, пламени и пены морской

Jul 16, 2016 20:32



Продолжение, начало см. здесь

В начале 2000-х в компании "Талес" (Tales) разработали для вооруженных сил специализированный цифровой модуль. Не мудрствуя лукаво, его так и назвали цифровой модуль DM (Digital Module).



Терминал DM8 - уже восьмая модификация цифрового модуля компании "Талес"

Оснащенный монохромным экраном и собственным процессором, за счет архитектуры Plug & Play этот терминал мог использоваться в качестве дисплея в составе других систем (например, в том же NORTaC-C2IS ТЫЦ ТЫЦ) или он сам стать основой для отдельной электронной системы.



Норвежский самоходный 82-мм миномет на базе БТР М-113: 1) блок положения TALIN 3000 на стволе; 2) выносной прицел на базе цифрового терминала DM7А

Вся электронная начинка модуля размещалась в брызгозащищенном и ударопрочном корпусе, важной особенностью которого были не самые выдающиеся массогабаритные характеристики и возможность автономного питания. И вот здесь начинается самое интересное. В "Талес" интуитивно ухватили сразу два будущих общемировых тренда. Сначала они предложили использовать модуль в качестве того, что впоследствии назовут планшетным компьютером - в НИИ "Ффи" с большим интересом отнеслись к новинке и тут же принялись искать, куда ее пристроить. Открывшиеся перспективы впечатляли.

А тем временем, не дожидаясь высочайшего официального разрешения и изобретения самого термина "Котс", в "Талес" изо всех сил принялись апгрейдить DM, максимально быстро сертифицируя по военным стандартам все доступные к установке внутрь него компьютерные новинки, стараясь при этом не сильно отстать от темпов обновления коммерческого рынка. По меркам начала 2000-х задача была не из легких, но они с ней справились. В процессе этого модуль обзавелся стереодинамиками, ЖК-экран сначала превратился из монохромного в цветной, а затем стал и сенсорным - с электронным пером. Постоянно росла производительность процессора, объем оперативной памяти и производительность аккумулятора. Ну, мне кажется, вы должны помнить, как оно тогда было. При этом прибор упорно стремился по возможности сохранять прежний внешний вид и расположение органов управления. Благодаря этому терминалы DM теперь вполне можно считать чем-то вроде официального военного бренда Норвегии. Вы почти наверняка увидите кого-нибудь из их семейства, просто разглядывая картинки по запросу Military Photo Norway Army (англ.) или Norske Forsvaret Hæren (нор.). Но дальше сами, все сами.

А мы вернемся на 10 лет назад и посмотрим, что стало вторым истоком.

В 1995 году королевские ВМС Норвегии лицензировали разработанную компанией "Телеплан Глоб" (Teleplan Globe) геоинформационную систему "Мария" (MARIA) и решили ее использовать в качестве единственного приложения электронных карт на борту всех своих кораблей и судов. Этот программный продукт оказался настолько удачным, что несколько лет спустя МО Норвегии сделали ГИС "Мария" стандартным для большинства своих систем, включая АСУ боевого управления оперативного командования вооруженных сил NorCCIS II (Norway Command and Control Information System). Развивая и закрепляя успех, "Телеплан Глоб" выполняет большой объем работ по доработке программного обеспечения для министерства обороны Норвегии на основе общих и специальных военных требований к ГИС. Значительная часть таких требований заключается в разработке интерфейсов для сопряжения ГИС с различными источникам данных, а также аналогичными модулями систем управления союзных и коалиционных сил (НАТО, "Нордефко"). Несомненным признанием успеха такой деятельности в 2002 году стал выбор NorCCIS II в качестве системы военного управления с наилучшей совместимостью среди всех стран Альянса по итогам ежегодной демонстрации совместимости систем военного назначения (JWID - Joint Warrior Interoperability Demonstration).

Забегая немного вперед, скажу, что сейчас в Норвегии разработаны и внедрены четыре основных версии семейства специализированных программных приложений ГИС "Мария": одна тактическая и три вышестоящих командных уровней (та самая, которая используется в NorCCIS II). При этом общее количество лицензионных ПО "Мария" для потребителей в ВС Норвегии, США и некоторых странах Европы уже превышает 3000 копий.

Официальная страница ПО ГИС "Мария"

Но вернемся в тот самый 2006 год, который отчего-то оказался во многом определяющим для судеб норвежских АСУБ. Одновременно с принятием на вооружение NORTaC BMS, и проведением ее сравнительных испытаний с французской "Финдерс", компания "Телеплан Глоб" по заказу министерства обороны Норвегии взялась модифицировать ПО ГИС "Мария" и интегрировать ее на тактический терминал DM, который к тому времени "Талес" уже смогла разогнать до производительности, ранее просто немыслимой для мобильных систем. В общем тут вам сразу и "Котс", и "Мотс", как говорится, в одном флаконе.

Программа получила название FACNAV (Forward Air Controller NAVigation) и предназначалась для вооружения специализированной аппаратурой передовых авианаводчиков, корректировщиков артиллерийского огня и наблюдателей JTAC/FAC/FO (Joint Terminal Attack Controllers/ Forward Air Controllers/ Forward Observer). Как водится, первые же прототипы новой системы тут же отправили на испытания в войска. Попробуйте угадать с одного раза, куда? Правильно:



Предыстория этого, без шуток, эпохального события настолько поучительна, что я просто обязан остановиться на этих почти драматических событиях поподробнее. Дадим слово самим участникам и действующим лицам.

Это было когда-то

…Когда я в середине девяностых годов занимался организацией непосредственной огневой поддержки на Балканах, приходилось наводить каждый самолет вручную по радио и с помощью бумажных карт.



Бинокль и компас, карта и карандаш, радиостанция и вот такая вот хитрая конструкция - это единственное, на что могли рассчитывать авианаводчики в течение долгих лет

Понятное дело, всё это занимало много времени, прежде чем пилот находящегося в воздухе истребителя мог принять обстановку по наземным целям. Когда я говорю "много", это может доходить до получаса. Не раз случалось так, что силы ООН подвергались атакам боевиков, а на организацию их авиационной поддержки уходило слишком много времени. Мы тогда обсуждали, как бы можно было ускорить этот процесс, используя цифровые системы. Все, на что мы могли рассчитывать тогда в этом направлении - простые программы MS DOS, которыми обрабатывали данные по целям, снятые с карты. Кроме этого, у нас уже были лазерные дальномеры. Мне казалось, что процесс пойдет намного быстрее с внедрением цифровых карт.

В 1998 году я познакомился с парнем из "Локхид-Мартин", который работал по F-16. Это был старый пилот "Кобры", он хромал, после того, как его несколько раз сбивали во Вьетнаме, и у него было много боевого опыта. Хороший парень. В компании он занимался вопросами передачи данных с земли на самолет. И в его команде был другой парень, который просто взял пиратскую копию гражданской навигационной системы "Фугави" (Fugawi), создал ее компьютерную версию, адаптировал ее для системы передачи данных на модем F-16, да и подключил к нему.

Я сразу загорелся желанием получить это. Они же смотрели с дальним прицелом. Норвегия к тому времени уже полностью расплатилась за покупку своих F-16, поэтому в "Локхид-Мартин" были заинтересованы в поставках дополнительного оборудования для самолетов. Готовы были рассмотреть и вариант сотрудничества с норвежскими компаниями. Но я сказал, что меня не интересует вся эта политика, просто хочу, чтобы эта технология работала. Тогда мне дали тестовую версию модема с программой MilX и я поехал домой в частном порядке.

После 11 сентября 2001 года казалось, что мое предложение должно заинтересовать спецназовцев. Ведь их тогда почти сразу отправили в Афганистан, и как никто другой, они должны были понимать необходимость в качественном управлении огневой поддержкой. Я пообщался со своими знакомыми в министерстве обороны и в штабе сухопутных войск, всем предлагая купить шесть систем MilX (по числу F-16, привлекавшихся к операции "Эндьюринг фридом" в Афганистане на начальном ее этапе - А.К). Мне казалось, что военные разрабатывают свои системы слишком медленно, а ускорить этот процесс можно с использованием каких-то гражданских технологий (Кто сказал "Котс"? - А.К).

До конца 2001 года мы таскались с MilX везде, где только можно, вплоть до самого Афганистана. Система, которая давала пользователю способность наведения авиации с помощью электронных карт - по сути, была всего лишь коммерческим приложением, которое легко можно купить онлайн. Сама лицензия стоила всего несколько тысяч. А за несколько сотен тысяч крон (в 2001 году 1 USD ≈ 6 NOK - А.К) мы бы сразу получили такие системы, которые - я уверен в этом - сделали бы нас почти мировыми лидерами в области цифровых технологий для авиационной поддержки наземных войск.

Очень быстро нам стало понятно, какое важное значение в этих сложных операциях имеет функция BFT. Ведь в зоне поражения не должно быть своих войск. Значит, нам нужна была система, которая может в любое время показать, где находятся наши, или мы могли бы поставить значки на карте, где им нельзя находиться. Так, как обстояли дела в реальности, было трудно правильно решить эту задачу - мы потеряли гибкость. Пришлось сосредоточиться на том, как можно передать информацию о местоположении и маршрутах движения наших сил.

Решили использовать GPS-канал MilX. Вычисенные по данным GPS маршруты движения стали передавать на КП и все отлично заработало. Ни у кого из союзников тогда не было ничего подобного. Мы же, по крайней мере, имели точные маршруты, и старались отслеживать их как можно дольше. Потом стали показывать американцам, где мы были, что мы сделали, что мы собирались делать. США тоже пытались разработать свою технологию для BFT, но она совершенствовалась очень медленно.

Их система была излишне громоздка. Он отлично работала на уровне вышестоящих КП, потому что ее иерархия была построена по нисходящему принципу "сверху-вниз". Данные отправлялись на спутник через штаб-квартиру в США. Но это не давало никакого эффекта низовым подразделениям. В лучшем случае, они получали ту же задержку в 20-25 минут. Существовала возможность напрямую передавать наши BFT-данные в систему к американцам, но тогда мы сами не видели эту картинку. И таким образом, возвращались туда, откуда пришли.

Не прекращались наши обсуждения того, как можно было бы автоматизировать систему MilX для BFT, навигации и наведения авиации. И тогда мы вступили в контакт с НИЛ "Нобл". Описали им суть проблемы, свои предложения и то, какая необходима помощь в развитии BFT с использованием штатных систем связи. В "Нобл" предложили нам обратиться в компанию "Ленко".

Примечание: В 2004 году компания "Ленко" (Lenco Software) разработала для системы CODS (Common Operating Decision System - общая оперативная система принятия решений ВС Норвегии) новый программный компонент, через который была реализована функция BFT, обеспечив экспорт в базу данных системы информации по маршрутам движения своих сил. Интересно, что при этом использовался формат той самой NORTaC, о которой мы поговорили в первой части. Очевидно, именно с учетом такого полученного опыта, "нобловцы" и рекомендовали компанию "Ленко" разработчикам FACNAV.

С ними мы потратили несколько миллионов, совсем небольшую по меркам министерства обороны сумму, чтобы разработать систему, которая обеспечивала BFT, обмен информацией и ее отображение.

Примечание: Судя по всему, при этом тратились личные сбережения - прямо как у Мюрена. Нет, понятное дело, что не о благотворительности речь идет, а в расчете на последующие госзакупки. Но, тем не менее, оцените подход. В наших палестинах ничего подобного кроме СР-10 на ум как-то сразу и не приходит.

Уже к концу 2005 года все это прекрасно работало. А весной 2006-го мы вышли на такой уровень, что были готовы предложить свой продукт потенциальным покупателям. Вот, только наша оригинальная система отображения не сопрягалась с другими пользователями. Нас тогда вызвали в Министерство оброны и в Военно-географическую службу вооружнных сил (FMGT - Forsvarets militærgeografiske tjeneste), где и сообщили, что отказываются покупать. Типа, они не могут поддерживать "движок" наших карт.

Мягко говоря, мы слегка разозлились. С самого начала мы рассматривали в качестве основы своей системы ГИС "Мария", и предлагали это, но нас никто не слушал. Потому что они тогда рассматривали ее исключительно как систему высшего командного уровня, не предназначенную для нас, простых пользователей на местах. А без доработок существующий пользовательский интерфейс был безнадежен для наших целей. И теперь, когда мы создали им реального конкурента, они вдруг проснулись. И сразу попросили нас попытаться сделать что-нибудь эдакое с "Марией". В мае 2006 года, наш представитель в Службе тыла (FLO - Forsvarets logistikkorganisasjon) сказал: "Если вы напишете несколько простых требований, тогда я посмотрю, что мы можем сделать". Мы написали, и во FLO соизволили с ними ознакомиться. После этого все наконец-то завертелось. Получив до этого опыт работы с несколькими различными системами, мы уже имели достаточно ясные представления, что нужно делать. Мы знали, чего хотим, вдоволь наэкспериментровавшись до этого и с MilX, и с CODS. Эти идеи были с нами, когда мы пришли в "Телеплан". Контракт подписали в августе 2006 года, а затем события понеслись вскачь…

Отсюда

Читая все эти перипетии в очередной раз убеждаюсь, как похожи военные всего мира, ЕВПОЧЯ. Как тут еще не вспомнить фильм "Войны Пентагона" 1998 года - про то, как армии США "впаривали" БМП "Бредли". Особыми художественными достоинствами картина не блещет, но хорошо иллюстрирует интернациональность проблем в системе закупок В и ВТ.

Впрочем, дальше все пошло более-менее ровно, хотя и не в последнюю очередь благодаря порядочности норвежских офицеров сил специальных операций (ССО). Если бы они тогда встали в позу… Ведь в конце 2005 года они уже приняли окончательное решение закупить мобильный терминал XAT системы CODS. Но в апреле 2006 года их вдруг внезапно приглашают в FMGT на расширенное совещание FSK/HJK, MJK, FLO/IKT и TRADOK, где "Телеплан" презентует свою разработку тактического варианта "Марии". Во второй части встречи представителя компании выставили, чтобы в тесном кругу обсудить сильные и слабые стороны XAT и FACNAV. Как обтекаемо говорят в таких случаях "стороны энергично обменялись мнениями, высказав ряд замечаний". Нет, посмотрите на все это с точки зрения спецназовцев: сначала им дали прототип, который они честно, в поте лица испытывали и доводили несколько лет, который очень ждут их ребята в афганских горах и считалось, что осталось только подписать соответствующий контракт. А вместо этого им теперь снова предлагают подождать еще немного и провести сравнительные испытания с тем, чего еще и в природе-то не существует. Когда наконец-то накал обсуждения несколько спал, и началась конструктивная дискуссия, представитель военно-географической службы высказал ту рекомендацию, что с точки зрения его ведомства было бы идеальным вариантом иметь единую стандартную ГИС на всех уровнях управления, для чего как нельзя лучше подходит выбор варианта "Телеплан". Но, к сожалению, решать не ему. Тогда слегка поостывшие представители СпН тоже признали, что на бумаге у FACNAV есть по крайней мере одно достоинство, которого нет у конкурента - возможность работать в лесу. В общем, из-за этих двух обстоятельств они согласились потерпеть еще немного. И, насколько я знаю, они потом ни разу об этом не жалели.

Контракт подписали в августе 2006 года, работы начались осенью 2006 года, в январе 2007-го прототип передали для испытаний в СпН Норвегии, а первые серийные образцы аппаратуры FACNAV были готовы уже в апреле 2007 года - всего через полгода!

Дальше система постоянно дорабатывалась в тесном сотрудничестве с ВС Норвегии и неоднократно проходила испытания в ходе учений и в условиях реальных военных действий в Афганистане. Компания "Талес" регулярно модернизировала электронную начинку тактического теминала, а в "Телеплан Глоб" делали значительный акцент на простоту эксплуатации, логичное и интуитивно-понятное управление, сходное с принципами использования современных переносных мультимедийных устройств (мобильных телефонов, карманных и планшетных компьютеров и т.п.).

А теперь давайте полюбуемся, что же у них в результате всего этого получилось.

( окончание следует)


facnav maria, forsvarets forskningsinstitutt (ffi), c4isr, Телеплан, network centric warfare, nettverks-basert forsvar (nbf), norway, сетецентрическая война, c2is, lenco software, Норвегия, thales, Тэйлз, norsk battlelab eksperimentering (noble), norccis, battlefield management system (bms), teleplan globe, forsvaret, geo information system maria

Previous post Next post
Up