В продолжение
темы: Благодаря помощи коллег сразу нашлись ключевые слова, по которым поисковик вывалил буквально горы информации. После разгребания этих завалов нарисовалась общая картинка, которую можно описать словами, вынесенными в заголовок. Впрочем, есть в нем изрядная доля пресловутого "журнализдзма" для привлечения дополнительного внимания далеких от темы случайных посетителей - свои и так прочитают, а остальным эдакая завлекалочка будет. Если же объективно, то процессы "опустынивания" происходили повсеместно и по одним лекалам. Просто, когда медленно знакомишься с какой-то темой, по ходу пьесы воспринимаешь ее закидоны более спокойно - как будто лягушку варят. Например, за сходным сценарием с ПВО Норвегии ваш покорный слуга наблюдал лет 15 с гаком и давно привык. А в случае со Швецией пришлось заглотить все сразу за пару дней, и впечатление это произвело… Вот именное такое и произвело. В общем, смотрите сами.
Прежде всего, нужно договориться об определениях. То, что в большинстве источников называют интегрированной системой или автоматизированной системой боевого управления ПВО всей Швеции, фактически ей не является, так как в ней совершенно не представлены ни
войсковая ПВО армии, ни флотская ПВО военно-морских сил. Понятно, что где-то и как-то там вверху и внизу они должны были взаимодействовать, и обязательно должны будут, с учетом постановки новых ЗРК RbS 103 (MIM-104 Patriot PAC-3+) на вооружение именно сухопутных войск. Но вот проблемы эти отчего-то раньше совсем не освещали, будто их решение считалось кагбэ само собой разумеющимся и самозарождающимся, как мыши в грязном белье. После беглого просмотра создается впечатление, что ВВС раньше вообще не обращали внимания на армейские ЗРК RbS 97 (MIM-23 Hawk PIP III), да и до сих пор их не замечают, хотя с ностальгией вспоминают некогда в 1963-1978 гг. бывшие их родными, чисто Вэ-Вэ-Эсовскими ЗРК Rb 68 Bloodhound II. Впрочем, подобная местечковость в отношениях между видами вооруженных сил вполне традиционна и интернациональна. Но с учетом сегодняшней темы следует всего один вывод: в приложении ко всей описываемой ниже совокупности сил и средств ВВС для того, что у них называется автоматизированной системой управления боевыми действиями авиации и контроля воздушного пространства (ledningssystem för flygstridsledning och luftbevakning) больше всего подходит название радиотехнические войска ПВО. Не идеально, но… В общем, за неимением гербовой, пишем на пипифаксе.
Итак, в своё время Швеция с полным основанием могла хвастаться самой передовой в мире системой автоматизированного управления ПВО Stril-60, которая не в опытно-конструкторских работах и прототипах, а в самых что ни на есть серийных изделиях и строевых частях ещё в 1980-х внедрила ту самую пресловутую систему сетецентрических действий, когда каждый отдельный истребитель-перехватчик и расчет ПВО могли в режиме реального времени обмениваться всей информацией об обстановке, которую видели на своих экранах и индикаторах не только вышестоящие штабы, но и операторы соседних подразделений. В 1990-х началось внедрение новой системы Stril-90 - дальнейшее эволюционное развитие ее предшественницы с учетом совершенствования элементной базы и компьютерных технологий. Но примерно тогда же началась и постепенно нарастала деградация, которую с полным основанием можно характеризовать термином "опустынивание".
Судите сами:
Sektor Syd (F 10/Se S), Sektor Mitt (F 16/Se M), Sektor Nedre Norrland (F 4/Se NN), Sektor Övre Norrland (F 21/Se ÖN)
Rrgc/F och Rrgc/T - Radargruppcentral fortifikativ och transportabel
В общем, внедрение системы Stril-90 сначала отложили, а потом и вовсе отменили в пользу гораздо менее амбициозной Stril-2000, которую впоследствии переименовали в StriC (Stridsledningscentral). С точки зрения технологий это был несомненный прогресс, но количественно решили отказаться от изначально заложенного многократного дублирования и резервирования, оставив минимум миниморум. В ходе последовавшего погрома под лозунгами реструктуризации, оптимизации и сокращения чрезмерных расходов
сначала в 2004-2005 гг. убрали подвижные ЦУО SOC mobile / Rrgc/T (Sector Operations Cell - Mobile / Radargruppcentral - transportabel). С 1998 и до середины 2000-х для управления ПВО авиационных флотилий (flygflottilj) оставались шесть ЦУО AOC (Air Operations Centre), из которых три полноценных StriC и три сокращенных Le (Ledningscentral). После завершения "полной компьютеризации" планировали в 2007-м оставить только четыре из них, модернизировав до уровня
C2StriC.
На практике же решили ни в чем себя не ограничивать, и вообще оставили
всего два - ЦУО Болста (Bålsta) и ЦУО Хяэстведа (Hästveda). Более того, существовали планы к 2012-му закрыть и их, персонал выпустить на поверхность из душных горных подземелий и собрать все функции управления и оповещения в едином, единственном и совершенно новом ситуационном центре Мяэлардален в Вяэстеросе (Mälardalen, Västerås), где недавно построили современное наземное здание из стекла, бетона и пластика. В ответ на это военные и примкнувшая к ним парламентская оппозиция так разбушевались, что в апреле 2011-го правительствe все-таки пришлось признать очевидное: ЦУО должны быть разнесены географически и при этом конструктивно защищены фортификационными сооружениями. Поэтому тогда приняли решение пока оставить все, как есть, а там пришел 2014-й и следующие за ним годы, в связи с чем никто больше с предложениями подобных инициатив не рисковал вылезать.
В 2017 году
сообщили о вводе в эксплуатацию наиболее современной версии C2StriC 6.0.
Но это мы забежали немного вперед.
Еще 1 января 2009 г. все оставшиеся силы и средства РТВ ПВО ВВС, а с ними около 90 человек оставшегося персонала свели под единым командованием в батальоне управления ПВО. В его состав вошли несколько подразделений из столичного региона и одно на юге страны. Сначала, когда батальон только формировали, его включили в состав училища управления и оповещения / боевого управления и наблюдения за воздушным пространством
(Stridslednings- och luftbevakningsskolan/StrilS, Uppsala) - одного из четырех в составе академии ВВС Швеции (Luftstridsskolan/LSS, Uppsala). Но в 2021-м батальон переподчинили штабу 16-й "уппландской" воздушной флотилии (F 16 - Upplands flygflottilj, Uppsala), после чего у него появился и существует поныне свой собственный номер - 161-й батальон управления ПВО (
161:a stridslednings- och luftbevakningsbataljonen -
161.Strilbataljonen).
До настоящего времени именно он отвечает за военный контроль воздушного пространства Швеции, а также за координацию действий и боевое управление ВВС. Для этого у батальона есть мобильные возможности, которые при необходимости позволяют за счет собственных ресурсов перебрасывать и изменять конфигурацию расположения радио- и радиолокационных станций.
Изначально в состав батальона входили четыре роты: две стационарные боевого управления, одна подвижная радио- и радиолокационная, а также рота охраны. Но в прошлом 2023 году начали формировать пятую роту, ещё одну подвижную радио/радиолокационную. Пока 161.Strilbataljonen только формировался и был просто отдельным батальоном, роты в нем нумеровались незатейливо - 1-я, 2-я, 3-я и 4-я. В составе училища управления и оповещения/академии ВВС все стало намного серьезнее, поэтому добавили единичку: 11-я, 12-я, 13-я и 14-я. А с присвоением почетного 161-го номера появились 1611-я, 1612-я, 1613-я, 1614-я и примкнувшая к ним 1615-я роты.
Ну, вот как-то так получилось:
Если бы расформировали оба ЦУО, а их остатки собрали в Мяэлардалене, то все значки собрались бы в круге радиусом менее 20 км
1611-я и 1612-я роты боевого управления (1611:a och 1612:a Stridsledning- och luftbevakningskompani - 1611. och 1612. Stridsledningskompaniet)
Под названием 1611-й роты боевого управления скрывается ЦУО "Гриззли" в Болста (Bålsta, 20 км к северо-западу от Стокгольма), который еще 60 лет назад стал самым первым шведским центром ПВО нового типа. Его начали строить в 1961-м и ввели в эксплуатацию в 1964-м. ЦУО считался особо секретным объектом, и до конца 1990-х шведы изо всех сил скрывали его местонахождение и назначение. В марте 2001-го на нем отключили аппаратуру АСУ ПВО Stril 60, на смену ей пришла новая система StriC, в связи с чем изменили название с LFC Puman на StriC Björnen, а в 2010-м он вообще стал StriC Grizzly.
ЦУО в Болсте на протяжении многих лет был организован как отельное подразделение в составе различных авиационных флотилий, ближайших к Стокгольму (F 8 в Баркарбю, F 1 в Вяэстеросе, F 16 в Уппсале). Потом были воздушное командование "Центр" (Mellersta flygkommandot - FK M) и училище/академия ВВС в Уппсале (F 20), пока в 2009-м вместе со штабом 161-м батальона уже в виде роты этот ЦУО не примкнул к 16-й "уппландской" воздушной флотилии (F 16 - Upplands flygflottilj, Uppsala)
Foton © Niklas Ehlén, Combat Camera (2014) / Mats Nyström, Försvarsmakten (2018)
Stridsledningscentral Mitt / StriC Mitt - StriC Grizzly (F 16, Bålsta)
1:a C2-kompaniet Mitt
11. Stridsledningskompani
1611. Stridsledning- och luftbevakningskompani
1612-я рота боевого управления - это ЦУО "Кобра" в Хяэстведа (Hästveda, 100 км к северо-востоку от Мальмё). Построенный в 1965-1966 годах, сначала он назывался LFC Kobran, потом StriC Kobran. Тоже до конца 1990-х был засекречен, но потом туда даже журналистов водили, хотя и осторожно. Центр расположен на глубине 50 метров скальной породы в горном массиве и представляет собой три четырехэтажных подземных сооружения общей площадью около 10 000 кв. метров, на которых можно разместить от 100 до 200 рабочих мест.
Этот ЦУО менял подчинение чуть реже - флотилия F 10, воздушное командование "Юг" (FK S - Södra flygkommandot), училище/академия ВВС и теперь за его эксплуатацию вместе с мобилизационным аэродромом Хяэстведа отвечает 17-я "блекингская" авиационная флотилия (F 17 - Blekinge flygflottilj, Ronneby).
Foton © Niklas Ehlén / Combat Camera (2014)
Stridsledningscentral Syd - StriC Syd / StriC Kobran (F 17, Hästveda)
2:a C2-kompaniet Syd
12. Stridsledningskompani
1612. Stridsledning- och luftbevakningskompani
1613-я и 1615-я подвижные радио- и радиолокационные роты (1613:a och 1615:a rörligt radar- och radiokompani - 1613. och 1615. Rörligt radar/radiokompani) обе имеют пунктом постоянной дислокации авиабазу Уппсала (F 16).
В задачи рот входит расширение, насыщение и восстановление радиолокационного поля, а также зоны покрытия авиационной и военной радиосвязи за счет развертывания мобильных систем.
В каждой роте в постоянной готовности всего два взвода: 1-й радиолокационный (131. och 151. Radarpluton) и 2-й радио/радиорелейный (132. och 152. Radio- och Radiolänkpluton). Наверняка есть ещё парочка, а то и четыре взвода резерва (мобилизационных).
На фото ниже развертывание РЛС
PS-870/T (Transportabel) (аудиофоном к этой фотоподборке должна звучать
старая-добрая песня):
132-й и 152-й радио/радиорелейные взводы обеспечивают тактическую связь в сетях системы
RAS90/TARAS (Radiosystem 90 / TActical RAdio System), которая пришла на замену SRa 80 (Strilradiosystem 80). Ее внедрение началось в середине 1990-х для дуплексной открытой/закрытой голосовой связи и двустороннего обмена данными между тактическими авиационными командными центрами, авиабазами и летательными аппаратами. Аппаратуру RAS90 установили в ЦУО (Tactical Air Command Centre), оборудовали самолеты и вооружили мобильными радиостанциями наземные части.
Что за техника у них - секретно. На фото видны только стандартные сборные мачты.
Транспортируемые 30-метровые мачты: слева - Tp-mast 30m/T, справа - Fackverksmast 30m MT
В рамках программы RAS 90/TARAS еще в 2002 году планировали заказать шведской компании Aerotech Telub AB деcять комплектов новых мобильных радиостанций TMR 90 (transportabel markradio) с аппаратурой идентичной JTIDS/MIDS (960-1215 МГц, 100-200 Вт).
Но в связи с реструктуризациями и оптимизациями в 2004-м контракт отменили после производства и в целом успешных испытаний одного предсерийного образца. Сообщалось, что "в связи с внешними обстоятельствами TMR 90 заменили другой аппаратурой". С учетом такой обтекаемой формулировки, сразу ясно: решили закупить станции Link 16 у иностранного производителя, возможно, с частичной локализацией - одна из антенн на фото выше очень похожа на старые
TMR 30 и TMR 40.
Так и есть: примерно в 2006 году служба материально-технического обеспечения ВС Швеции FMV (Försvarets materielverk) начала поиск вариантов закупки аппаратуры Länk 16/Link 16. В сентябре 2009-го FMV заключила с Thales of France контракт на поставку неназванного количества станций NMS L16 (Network Management Station). Центральный элемент системы - процессор интерфейса передачи данных DLIP (Data Link Interface Processor) стандарта JRE/MIDS (Joint Range Extension / Multifunctional Information Distribution System). Все заказанные системы в соответствии с графиком поставила Thales UK
в июле 2012 года. Что касается их назначения, то Thales с потрохами
сдали подельников: "Новая система позволит шведским носителям станций Link 16 безопасно обмениваться тактической информацией с национальной системой управления и оповещения, <…> используя данные от истребителей, а также из других источников, включая самолеты ДРЛО и наземной разведки <…> Программа закупок требовала поставить центральные станции NMS и ряда подвижных радиостанций, которые можно разместить по всей Швеции, для покрытия национального воздушного пространства с управлением операциями Link 16 из центрального пункта <…> Процессор DLIP предлагает значительно расширенные возможности за счет эффективной интеграции с текущей системой управления и оповещения Stric".
В общем, это он и есть, тот самый TARAS.
Простой поиск не выдает никаких приличных картинок. Тогда просто для примера: Норвегия с начала 2000-х закупила через Thales Norway быстроразвертываемые полностью автономные контейнерные станции Link 16, которые собирали на месте совместно с национальными компаниями TAM A.S. и Det Norske veritas (DnV).
Контейнеры оборудованы собственным малошумным дизель-генератором, а также эффективной системой обогрева, вентиляции и кондиционирования воздуха
Вряд ли у шведов что-то принципиально иное
С конца прошлого года для сетей Link 16 ВС Швеции началось внедрение терминалов программно-опеределяемого радио системы MIDS-JTRS (Joint Tactical Radio System).
Ну, и кроме всего прочего, радио- и радиорелейные взводы 1613-й и 1615-й рот еще могут разворачивать ретрансляторы военной транковой/мобильной телефонной связи
FTN - Digital (Försvarets telenät).
1614-я рота охраны управления ПВО (1614:a strilförsvarskompani - 1614. Strilförsvarskompani). Это подразделение минимально связано с сегодняшней темой, но раз уж начали, будем грызть кактус до победного конца. Впрочем, есть как минимум один поcтоянный читатель, которому будет интересно именно это (не будем показывать пальцем, хотя это
mr_aug ))).
Итак, 1614-я рота - крупнейшее подразделение службы безопасности ВВС. Фактически является ротой военной полиции, цель деятельности которой - защита от действий, угрожающих подразделениям 161-го батальона, как на стационарных объектах на земле и под землей, так и на полевых позициях…
…а дальше как-то очень быстро набралось текста и картинок едва ли не больше, чем непосредственно про РТВ. По зрелому размышлению пришлось-таки всю эту красоту убрать в долгий ящик
до лучших времен.
И в заключение об источниках информации о воздушной обстановке для ЦУО. Упомянутые выше мобильные двухкоординатные РЛС PS-870 являются только одним из элементов этой системы, причем вспомогательным, а основу ее составляют стационарные радиолокационные посты.
Что касается типов и численности шведских РЛС, то их "отрицательный рост" был таким:
С начала 1990-х ВВС Швеции сняли с вооружения 29 РЛС:
1993 - 9 PS-65 (на вооружении с 1965-го, производитель CSF/France, антенна - Selenia/Italy, 2D/IFF, дальность 300 км, частота/диапазон - 1,3 ГГц/L-band, импульсная мощность 2,3 МВт)
1999 - 15 PS-15 (1967, Selenia/Italia, 2D/IFF, 200 км, 5,5 ГГц/C-band, 1 МВт)
2008 - последними вывели 5 PS-66 (1970, Thomson CSF/France, 3D/IFF, 400 км, 3 ГГц/S-band, 20 МВт)
В результате к настоящему времени у ВС Швеции остались 52 РЛС трех типов:
16 PS-860 (1980, ITT Gilfillan/USA, 3D/IFF, 300 км, 3 ГГц/S-band, 180 кВт)
28 PS-870 (1988, ITT Gilfillan/USA, 2D/IFF, 100 км, 5,5 ГГц/C-band, 44 кВт)
8
PS-861 (с 2008, ITT Gilfillan/USA, 3D, 450 км, 3 ГГц/S-band, 180 кВт)
Таким образом, вместо выведенных из эксплуатации 29 устаревших РЛС на вооружение приняли всего 8 относительно новых PS-861 (более современная модификация PS-860).
Но шведы не унывали, рассчитывая на помощь в освещении воздушной обстановки от 27 гражданских РЛС управления воздушным движением ATS (Air Traffic Service). Из них 11 - двухкоординатные 2D, то есть они не могут определять высоту цели:
6 PS-810 (1972, Selenia/Italy, 2D, 200 км, L-band)
5 PS-825 (1971, Selenia/Italy, 2D, 200 км, L-band)
16 MSSR (1989, Cossor/UK, 3D, 500 км)
А на особо опасных направлениях и при выходе части наземных РЛС из строя в наращивании радиолокационного поля с 1994 года должны были помогать четыре самолета ДРЛОиУ S 100B Argus / Saab 340 AEW&C:
Однако такое их количество после окончания Холодной войны посчитали избыточным, поэтому в 2003-м два самолёта сначала передали в аренду Греции, после их возвращения в 2008-м все машины прошли глубокую модернизацию, но все равно аж четыре казалось слишком много, поэтому в 2012-м одну пару окончательно продали в Таиланд. Впрочем, недавно появилась у шведов
внезапная оказия получить два суперсовременных самолета ДРЛО S 106 GlobalEye, но это им практически случайно повезло.
Всё? Ага, всё.
Впрочем, сами шведы считают важнейшим элементом своей ПВО еще и два самолета радиоэлектронной разведки S 102B Korpen. В принципе, это натягивание совы на глобус, хотя… С учетом уровня развития средств связи у наиболее вероятного противника лишними они точно не будут.