16 июня 2023 г. служба материально-технического обеспечения ВС Швеции FMV (Försvarets materielverk)
сообщила о подписании пакета договоров с итальянской фирмой Iveco Defence Vehicles (IDV) группы компаний Iveco о закупке до 3000 легких многоцелевых грузовых автомобилей повышенной проходимости Iveco MUV 4×4 (Military Utility Vehicle). Первый из этих документов - четырехлетнее рамочное соглашение FWA (Framework Agreement) на 2023-2027 гг. по проекту LMPV (Light Multi Purpose Vehicles) для закупки по фиксированным ценам до 3000 машин Iveco MUV 4×4 в 12 вариантах. Предусмотрена возможность двух последовательных продлений данного договора еще на три и два года. Также могут быть заказаны дополнительные варианты машин, если в будущем возникнет потребность в них. Второй документ - специальное рамочное соглашение FWA по техническому и сервисному обслуживанию всего парка Iveco MUV 4×4 ВС Швеции на срок до 12 лет. Третьим подписали первый твердый контракт на сумму около 850 млн. крон (73 млн. евро) для поставки почти 400 Iveco MUV 4×4 в вариантах автомобиля для перевозки личного состава (trupptransport), перевозки раненых (sjukvårdstransport) и бортового грузовика (flakbil). Первые машины передадут подразделениям вооруженных сил и Хемверна в четвертом квартале 2024-го, а основную часть заказа реализуют в следующем 2025 году.
Машины Iveco MUV 4×4 © Iveco Defence Vehicles
Новой техникой частично заменят в войсках произведенные в 1974-1984 гг. и всё ещё стоящие на вооружении рабочие лошадки Tgb 11 (Terrängbil 11 / Volvo Cross Country 4×4 С303) и Tgb 13 (Terrängbil 13 / Volvo Cross Country 6×6 С304).
Слева - Tgb 11, справа - Tgb 13 © Försvarsmakten
В зависимости от варианта исполнения автомобиль Iveco MUV 4×4 оснащают двигателями Euro 6 мощностью 175 л.с. либо Euro 3 на 146-175 л.с., что позволяет развивать на шоссе скорость до 110 км/ч с запасом хода до 600 км. Привод - постоянный полный 4×4 с центральным/передним/задним блокируемыми дифференциалами и раздаточной коробкой с валом отбора мощности, а также независимой системой передней подвески с торсионной балкой, которая обеспечивает сбалансированную внедорожную проходимость, управляемость и надежность. Автомобиль может преодолевать брод глубиной до 0,75 м. Все силовые агрегаты специально разработаны для работы при экстремальных температурах в диапазоне -32°С … +49°С. При допустимой массе до 7 тонн обеспечивается перевозка максимально до 4 тонн грузов или до 16 полностью экипированных военнослужащих, включая водителя и пассажиров в кабине. Машина имеет модульную конструкцию и по требованию заказчика может поставляться с различными вариантами полной массы, колесной базы, с одинарной или двойной кабиной, интегрированной баллистической защитой, различными вариантами кузова, грузовой кабины или пассажирского салона.
Image © Iveco Defence Vehicles
Чтобы соответствовать набору конкретных технических требований FMV, инженеры IDV разработали для проекта LMPV специальные решения и модификации транспортных средств для удовлетворения широкого спектра эксплуатационных и пользовательских требований шведских военных. В частности для шасси, кабины и кузова реализованы повышенные меры электромагнитной совместимости, что позволяет разместить в кабине и кузове различное электронное и связное военное оборудование с мощными системами электропитания. Также предусмотрены индивидуальные надстройки для различных версий машин и вариантов их использования.
Как указывалось выше, пока Швеция заказала 12 вариантов Iveco MUV 4×4:
• машина для перевозки войск (Troop Transport)
• машина для перевозки раненых (Medical 1)
• автомобиль неотложной медицинской помощи (Medical 2) - шведы затребовали возможность авиатранспортабельности данного варианта самолетом С-130H Hercules /
Tp 84D (Transportflygplan) с одновременным обеспечением работоспособности медицинских систем и реанимационного оборудования во время полета
• три варианта машин связи для СВ, ВВС и Хемверна (Communication Army, Communication Air Defence, Communication Home Guard)
• грузовик с ремонтным контейнером (Repair Shelter)
• грузовик с контейнером-холодильником (Cooled Shelter)
• грузовик-фургон (Shelter)
• эвакуатор (Flatbed)
• машина перевозки служебных собак (Dog Transport)
• грузовой микроавтобус (VAN Logistic)
Ранняя (слева) и наиболее современная (справа) версии базового варианта грузовика для тактической перевозки войск. В закрытом тентом кузове установлены легкие сиденья для 9 человек, в кабине водитель и командир машины/отделения.
Слева - пассажирский микроавтобус на 11 человек (включая водителя), справа - грузовик-фургон
Медицинские машины
На сегодняшний день Iveco MUV 4×4 принят на вооружение во многих странах мира, из которых наиболее крупные партии приобрели Испания, Чехия, Австрия, Польша, Малайзия и Тайвань.
В Нидерландах первоначально предложение Iveco заинтересовало военных только в боевом варианте тактического автомобиля для заморских операций морской пехоты Anaconda 4×4, производство которого развернула фирма Iveco DMV (Dutch Military Vehicles) - дочернее отделение голландской компании DEBA Bedrijfswagens. Потом на ее основе морпехи заказали себе ещё машину противотанковых взводов Anaconda 4×4 AAT (Anti Armor Troop) и машину для перевозки раненых Anaconda GWT (Wounded Transport), таким образом, превратив тактический автомобиль
сразу в целое семейство для поддержки национального производителя.
Вверху - Anaconda, внизу - Anaconda AAT и Anaconda GWT
А вот среди скандинавов машины этого типа особой популярностью пока не пользовалась. В Норвегии Iveco IDV 35.18 приняла участие в тендере на поставки новых полевых транспортных средств Хемверна и даже вышла во второй (финальный) этап конкурса, но
проиграла его Volkswagen Amarok. И вот теперь в Швеции IDV взяла реванш.