В продолжение
темы: Как известно © 10 июня 2022 г. министр обороны Норвегии Бьорн Арильд Грам срочно созвал пресс-конференцию, на которой объявил о решении правительства наконец-то отказаться от 14 палубных вертолетов NH90 NFH (NATO Frigate Helicopter) после более 20 лет мытарств с ними. Основными причинами такого решения назвали неисполнение сроков поставок самих машин, запасных частей и агрегатов к ним, а также низкую надежность и высокую стоимость эксплуатации авиационной техники. Командование ВВС обязали немедленно прекратить полеты этих машин, отменить их участие в мероприятиях оперативно-боевой подготовки 334-й и 337-й вертолетных эскадрилий из состава морского вертолетного крыла ВВС (авиабаза Бардуфосс), а около 130 человек их личного состава назначить на вакантные должности в других подразделениях, прежде всего 330-й поисково-спасательной эскадрильи с вертолетами AW101 SAR Queen. Закупочному агентству министерства обороны FMA (Forsvarsmateriell) поручили начать процедуру расторжения контракта с компанией NHI (NATO Helicopter Industries) и подготовить к возвращению ей всех ранее полученных машин. Утвержденная в 2001 году программа "Проект 7660. Вертолет NH-90" приказала долго жить, но пока не завершена, а только приостановлена до выполнения всех юридических и бюрократических процедур. Военное ведомство Норвегии также надеется отсудить у NHI возмещения расходов на сумму более 5 млрд. крон, уплаченных по контракту, в дополнение к процентам и другим расходам (всего 550 млн. долл).
Основные внешние отличия Sikrosky MH-60R Seahawk Romeo от других модификаций вертолетов этого типа © US Navy
И вот, 14 марта 2023 г. Б.Грам снова созвал пресс-конференцию, про которую ведущие новостные агентства сразу сообщили всем интерсующимся: "Будет про вертолеты!" И инсайдеры их не обманули -
министр заявил, что правительство приняло решение о срочной закупке в США палубных вертолетов Sikrosky MH-60R Seahawk для ВМС и береговой охраны, причем приоритет сейчас отдается БОХР. Закрепленная за ней 337-я эскадрилья первой получит шесть машин, которые должны быть доставлены в период 2025-2027 годов, первую из которых передадут уже летом 2025-го.
Примечание: Основное предназначение вертолетов БОХР - поисково-спасательные операции, а также патрулирование и досмотровые действия для охраны рыболовства. В обычный год у БОХР должно быть 1080 ходовых суток с вертолетами на борту четырех кораблей. Но в 2022-м этот норматив сократился до 680 суток - головной в серии из трех единиц фрегат БОХР KV Nordkapp в ноябре 2022-го передан ВМС, где используются как вспомогательный корабль (бортовой номер изменен с W-320 на А-531), второй фрегат KV Senja стоял в ремонте, а первый патрульный корабль нового типа
KV Jan Mayen вошел в боевой состав БОХР только в ноябре. Таким образом, сейчас у БОХР снова четыре действующих вертолетоносца и потребность службы в винтокрылах опять составляет 1080 суток в году, но летать-то всё равно пока некому.
Норвегия приобретает вертолеты MH-60R в рамках американской по линии американской программы межправительственных зарубежных военных продаж FMS (Foreign Military Sales) по национальной закупочной программе "Проект 1129 - Новый морской вертолет", рамочная стоимость которой оценивается в 12 млрд. крон (1,1 млрд. долл.). Тот факт, что в настоящее время нет разрешения на экспорт от властей США, связан с тем, что соглашение еще не подписано. Это должно произойти летом 2023-го, если Cтортинг одобрит инвестиции. Впрочем, вряд ли при слушаниях в парламенте возникнут серьезные препятствия, хотя можно надеяться, что приоткроют завесу тайны над некоторыми важными обстоятельствами. Например, как проводился тендер? Сложно представить, что минобороны рискнуло без санкции депутатов пойти на внеконкурсную закупку с таким огромным бюджетом. Скорее всего, ещё раз приобрели результаты испытаний у кого-нибудь (не будем
опять показывать пальцем, хотя, скорее всего, это
были датчане).
UPD: Нет, появились другие статьи по теме, и вроде Б.Грам прямо заявил на пресс-конференции, что закупка производится без конкурса "в связи с существенным обострением ситуации с безопасностью". Значит решение предварительно прошло согласование в Стортинге с правящей коалицией и оппозицией. Осталось только формально закрепить.
Культовый вид на фарерский поселок Гёседал (Færøerne,
Gåsedal /
Gásadalur), на этот раз с новым датским Sikorsky MH-60R Seahawk © Flyvevåbnet
Министр заявил, что они предприняли все возможные усилия, чтобы как можно быстрее получить палубные вертолеты. После отказа от NH90 в Норвегии все, кому не лень обсуждали, что альтернативы закупке MH-60R Seahawk нет, но самая ранняя их поставка будет не ранее конца 2026 года, даже если вертолеты закажут до лета 2023-го. Это связано с загруженностью производственных мощностей Sikrosky. Командование авиационных вооружений ВМС США NAVAIR (Naval Air Systems Command) ранее уже сообщило МО Норвегии в ответ на LOR for LOA (Letter of Request for Letter of Offer and Acceptance - запрос на предложение и принятие), что после подписания контракта первая поставка для шести MH-60R Seahawk возможна только через 42 месяца (3,5 года). Если бы процедура проведения тендера тянулась с обычной скоростью, то первый вертолет не смогли бы получить до 2028 года.
Правительству удалось заключить сделку с властями США, чтобы сократить этот срок аж на полтора года - почти в два раза. И всё благодаря тому, что Норвегии дали возможность получить первые три вертолета из числа предназначенных для ВМС США. Однако остальные машины норги смогут получить только в стандартные сроки, то есть к концу 2027 года.
Датский Sikorsky MH-60R Seahawk посещает морское вертолетное крыло ВВС Норвегии во время многонационального учения Joint Viking '23 (Бардуфосс, 13 марта 2023 г.) © Tiril Haslestad / Forsvaret
Но здесь появляется другая проблема - за такой относительно короткий срок нужно подготовить экипажи и наземный персонал. И здесь на помощь снова приходят соседи-союзники. Дания эксплуатирует этот тип вертолетов с 2016 года, поэтому ВВС Норвегии отправляют свой персонал к ним для получения опыта работы с машинами данного типа. В феврале 2023-го стало известно, что Осло и Копенгаген заключили партнерское соглашение о совместной эксплуатации двух датских MH-60R Seahawk. В апреле первые 17 норвежских вертолетчиков (два экипажа и офицер по планированию) поедут в Данию учиться в Eskadrille 723 (авиабаза Каруп) для получения технических и эксплуатационных знаний о вертолете. Затем они смогут сразу приступить к полетам в Норвегии, когда доставят их машины из США. А заодно меньше народу придется увольнять-переводить из морского вертолетного крыла в Бардуфоссе.
Палубный вертолет Sikorsky MH-60R Seahawk ВМС Дании © Forsvaret
Как видите, о том, чтобы вооружить вертолетами фрегаты KNM Fridtjof Nansen речи даже не идет. Походу эти многострадальные корабли так и останутся "безлошадными" до самого своего довольно скорого списания, о котором уже говорят не стесняясь, но об этом как-нибудь в другой раз. Нет, конечно, официально Б.Грам заявил, что если у новых птичек вдруг внезапно появится свободное время, то они планируют изучить, как их можно использовать для противолодочных операций ВМС. Но то такое, чисто перед общественностью отчитаться, мол, сделали всё, что могли. А ведь там в очередь еще и ССОшники пристроились - нынешний главком Кристофферсон еще когда ими командовал, прямо заявлял, дескать, MH-60R - это наиболее подходящая для нас машина. Просто предел мечтаний.
По мнению операторов ОК ССО ВС Норвегии, из серийных машин именно MH-60R Seahawk является наилучшим вариантом среди возможных - приличные ЛТХ, вместимость, способность применять УР AGM-114 Hellfire и мощные пассивные системы разведки, каких нет у того же UH-60M Blackhawk © Lockheed Martin
А что же с
любимым вопросом читателей блога про возможность вертолета оставаться на плаву после аварийной посадки? А ничего. Как только реально понадобилось,
то просто вбросили это ранее категорическое требование ТТЗ. Впрочем, датские MH-60R все таки имеют внешнюю аварийную плавучесть, однако она только замедляет заполнение фюзеляжа водой и после вынужденной посадки в море машина довольно быстро тонет.