Тревога в Рюгге: Куда летят норвежские "Пингвины"?

Nov 25, 2022 16:26

Около 10:40 во вторник 22 ноября 2022 г. вооруженные силы Норвегии сообщили об угрозе взрыва на авиабазе Рюгге. Все экстренные службы немедленно оповестили, что существует риск детонации, поэтому авиабазу и находящийся рядом аэропорт закрыли, перекрыли проходящую мимо основную норвежскую автотрассу Е6. Весь персонал, пассажиров и местных жителей эвакуировали за пределы периметра безопасности на удалении 1000 метров от границ обоих объектов.



Полицейское оцепление вокруг аэропорта и авиабазы Рюгге. Слева стоит фургон Ford Superduty F450, которыми штатно оснащены подразделения разминирования ВВС и полиции © Nyhetsips.no / Benjamin Vorland Andersrød/NRK



Через полтора часа военные коротко рассказали о том, что тревогу поднял штаб 134-го авиакрыла, когда "сообщение о неисправности" выдала ПКР "Пингвин". А еще через полчаса текст подкорректировали, дескать, все нормально, ракета разобрана, опасности детонации нет, предпринятые меры безопасности сняты.

Чуть больше подробностей принесли набижавшие журналисты. Выросший до полковника и командира 134-го авиакрыла Томас "Деревяшка" Харлем (Thomas "Timber" Harlem) пояснил, что ракета "Пингвин" относится к классу "воздух-корабль", но этот тип считается устаревшим и больше не используется в ВВС Норвегии.



Испытательные стрельбы Penguin Mk 3 с F-16 (залив Andfjorden, 1 июня 1984 г.) © Foto: Forsvarets museer

Сообщение о неисправности ПКР обнаружили те, кто занимается испытаниями и обслуживанием ракет на авиабазе. За проведение этих работ отвечает Kongsberg Defense. Подняв тревогу, техники просто покинули здание, а затем и саму базу. После этого никто не подходил к боеприпасу несколько часов до полной разрядки аккумулятора ракеты. Дело в том, что система контроля, выдающая сообщение о неисправности (электродетонатора?), начинает активно потреблять энергию и нужно просто подождать, пока опасность взрыва минует. Затем эксперты начнут искать причину.

Ничего не скажешь, хитро придумано, очень разумная предосторожность.

UPD: "Ракета утверждала и то что активирована, и не активирована одновременно - тогда в Рюгге объявили тревогу" (Missilet påsto både at det var armert og ikke armert - da gikk alarmen på Rygge)



Инженеры Pål Kjeldsberg (слева) и Jan Strømsem (справа) из Kongsberg позируют с ПКР Penguin Mk.3, подготовленными к передаче в экспозицию авиационной техники музея вооруженных сил Норвегии в Гардермуене (Norwegian Armed Forces Aircraft Collection) © FFI

В общем, все хорошо, все живы, здоровы, можно расходиться.

Но теперь встает другой вопрос: а что ПКР "Пингвин" делала в Рюгге?

Хотя их так и не сняли с вооружения ВВС Норвегии, но подготовку летчиков и техников к применению прекратили где-то в середине 2000-х, то есть почти 20 лет назад. Сертифицированные в качестве носителей ПКР истребители-бомбардировщики F-16 базировались далеко на севере в Бýдё, но их полеты прекращены 6 января 2022 г., самолеты готовят к отправке в Румынию. Нет, формально остались еще вертолеты Bell-412SP, они как раз кстати в Рюгге и базируются. Только их 339-ю эскадрилью еще в 2018-м передали в ССО и представить, что спецназеры тайно начали готовиться стрелять устаревшими противокорабельными ракетами… Смело, неожиданно, не затаскано.

А если применить Бритву Оккама, то можно вспомнить, что The Financial Times еще 20 мая 2022 г. в статье "Украина ищет способ прорвать российскую блокаду Черного моря» (Rathbone, John, "Military briefing: Ukraine seeks way to break Russia's Black Sea blockade") сообщила со ссылкой на собственные источники, что Киеву были переданы ракеты именно этого типа. А в 20 минутах езды от Рюгге находится аэропорт Гардермуен, откуда норвежскую военную помощь регулярно перебрасывают в польский Жешув-Ясенка.

Негоже технику перед передачей партнеру и почти союзнику не проверить. А периодически возникающие при этом накладки спишем на неизбежные случайности, присущие таким неспокойным временам.


происшествия, Норвегия, agm-119 penguin, 134 luftving, Украина, rygge flystasjon

Previous post Next post
Up