Продолжение, начало
см. здесь Эта часть ранее никак не планировалась, но возникла внезапно (с), потому что, как оказалось, мою колонку внимательно читают
в Военном университете МО РФ)))
Ругаться страшным словом "плагиат" я не буду, поскольку авторы, скрывающиеся за псевдонимами Владимир Газетов и Вадим Хоменко, не тупо скопировали материал, а сходили по ссылкам к исходникам и слегка погуглили иноязычные сайты по теме. А я и сам нередко использую такой метод - зачем изобретать велосипед? Но у этих моих читателей по окончанию их работы не только вернулась в текст масса той информации, что я счел возможным опустить, но и при этом были предложены несколько своих переводов оригинальных названий, а также изрядно добавлено пресловутого журнализдзма. А ещё при этом были допущены несколько ошибок, из которых одна грубая, а ещё одна - грубейшая.
Предлагаю всех интересующихся ознакомиться с новым текстом и моими комментариями к нему
"Шведская стрелка" Общественность Швеции испытывает сильнейший натиск со стороны руководства НАТО, видных европейских политиков, лояльных альянсу СМИ, в унисон рекомендующих нейтральной стране примкнуть к блоку «перед лицом российской угрозы». Неожиданно в этой агитбригаде появилась новая фигура - незначительная по политическому весу, но знаковая.
Лепту в нагнетание напряженности внес командир элитного подразделения психологических операций (ПсО) шведских ВС подполковник Патрик Томе. Он заявил о пропагандистской атаке России на страны Балтии и отметил, что хотя о его отряде в армии Швеции известно мало, он вполне готов к осуществлению военных информационных кампаний.
Уточним: «известно мало» не о самом подразделении, а о его достижениях. Информации же о численном составе, штатном расписании, функциональных обязанностях всех девяти офицеров и нижних чинов, техническом оснащении и вооружении достаточно, чтобы сделать объективное заключение о потенциальных возможностях и профессиональной компетенции. По понятным причинам большая часть деятельности подразделения секретна. Но иногда информация просачивается в открытые источники. Одним из первых завесу таинственности попытался рассеять шведский журнал Fokus, опубликовавший статью под симптоматичным заголовком «Секретные солдаты шведской пропаганды». Издание сообщило читателям о наличии в национальных ВС подразделения психологических операций, личный состав которого обладает специальными методами воздействия на отношения и поведение оппонента.
Всю вводную часть просто пучит именно теми оборотами речи, которые я и отношу к разряду той самой "журнализдики". Лично меня такой подход изрядно раздражает, но каждый решает свои задачи. Дальше специально заострять внимание на этом не буду - надеюсь, читатели сами разберутся.
Формирование системы психологической обороны Швеции сопровождается масштабными научными изысканиями, проводимыми военным ведомством на базе Центра исследований асимметричных угроз и терроризма (Centrum for asymmetriska hot och terrorismstudier - CATS) Колледжа национальной обороны (SNDC). «Асимметричные угрозы с элементами ужаса и гибридной войны сегодня более вероятны, чем классические военные вторжения», - считает Эйно Тубин из Шведской королевской академии военных наук. В настоящее время научно-исследовательская работа сотрудников CATS сфокусирована на четырех направлениях - стратегии борьбы с терроризмом, анализе информации, кибербезопасности, информационных операциях. Деятельность CATS финансируется Шведским агентством непредвиденных обстоятельств (MSB).
Анализ результатов исследований, оформленных в пространной Военно-стратегической доктрине, обнаруживает явное тяготение Швеции к принятой в США и рекомендованной НАТО концепции проведения психологических операций. Повышенное внимание стран - членов альянса к разработке современных концепций информационных операций проявилось в создании постоянно действующего многонационального форума для специалистов в этой сфере The Multinational Information Operations Experiment (MNIOE) и предназначенного «для выявления общих и различных подходов в концептуальном понимании информационных операций». На доктринальном уровне натовское видение было выражено в подготовленной MNIOE Белой книге «INFO OPS в будущих операциях коалиции». Среди разработчиков заключительного доклада Организации исследования и технологии НАТО (RTO) Work Package 1: Overview of INFO OPS documents значатся шведские специалисты М. Лев и А. Марклунд.
Повадки CATS
В базовом документе альянса MC 422/1 «Военная политика НАТО в сфере INFO OPS» под информационными операциями понимаются меры, призванные влиять на принятие решений в поддержку политических и военных целей. К ключевым стратегическим установкам информационного сопровождения относятся формирование позитивного имиджа вооруженных сил в глазах национальной и международной общественности и нейтрализация усилий стран, занимающих негативную позицию в отношении действий НАТО в зонах конфликтов. Цели оперативно-тактического уровня заключаются в дискредитации правительств и политических группировок противостоящих стран в глазах собственного населения и мирового общественного мнения, деморализации личного состава противника, побуждении его к дезертирству и неповиновению, позитивном представлении оппозиционных властям внутренних сил, противодействии распространению слухов и дезинформации.
Разработанная CATS и согласованная с США и НАТО новая концепция психологической войны предусматривает ведение против предполагаемого противника не только оборонительных, но и превентивных наступательных действий. Для повышения их эффективности признано целесообразным создание в структуре ВС Швеции профильного подразделения. Это, а также предполагаемое участие в операциях международных сил за пределами территории страны предполагает серьезную подготовку личного состава. В 2016-м ВС Швеции приступили к реализации новой программы базовой подготовки, уже получившей, по словам главного редактора Mundus News Джессики Нильссон Уильямс, название «солдатская фабрика» (soldat fabriken). Более четырех тысяч контрактников будут ежегодно обучаться для дальнейшего прохождения службы на острове Готланд, в городах Карлскруна и Энчепинг. Именно в этом живописном местечке на реке Энчепингсо, впадающей в озеро Меларен, в 78 километрах к западу от Стокгольма и было дислоцировано новое подразделение шведских ВС - 10-й отряд ПсО (10:е Psykologiska operationer forband - 10. Psyopsforband).
Передовые технологии ведения психологических операций шведские офицеры изучают в центре и школе специальных способов ведения войны им. Дж. Ф. Кеннеди в Форте-Брэгг (штат Северная Каролина).
Грубая ошибка: Только в самом начале первые офицеры отряда прошли обучение в США - очень уж это дорогое удовольствие оказалось. В дальнейшем исповедовался принцип "подешевле и побольше", а это значит - Великобритания, Германия, Бельгия и т.п. (см. раздел
"Комплектование"). Если когда-нибудь дойдут руки, более подробно этот вопрос будет раскрыт в норвежском цикле.
Капитан Дэвид Бергман, обладатель ученых степеней в области социологии и психологии, чистосердечно признается журналу Fokus: «Мы забрали домой все учебные материалы и разложили их в конференц-зале». Руководивший обучением личного состава и занимавший должность начальника штаба 10-го отряда ПсО Бергман компетентно свидетельствует о прямом заимствовании основных положений и определений американской и натовской доктрины психологических операций. Наверное, поэтому подразделение воспроизводит организационно-штатную структуру экспедиционных групп ПсО стран - членов НАТО, хотя значительно уступает им по количественному составу. Основная боевая единица - взвод, а не батальон. Отличительные знаки личного состава - нашивки защитного цвета на рукавах куртки: на правом плече - с эмблемой специалистов ПсО ВС, на левом - с названием подразделения 10. Psyopsforband между государственным флагом Швеции (сверху) и гербом 1-го учебно-мобилизационного полка связи (снизу).
Вместо
невнятного коллажа (почему-то
с норвежским, а не шведским офицером) могли бы и картинки здесь вставить - зря что ли я их столько искал?
С 2011 года миссия отряда ПсО ВС Швеции находится под непосредственным контролем военного руководства страны. Осуществляющий управление специальной деятельностью 10-го подполковник Бьорн Андерссон видит задачу в том, чтобы использовать информацию в качестве инструмента в военном контексте, и как можно более эффективно.
Первым командиром отряда стал подполковник Эрик Мортенссон, подчеркнувший на форуме Королевской академии военных наук Forsvar och Sakerhet полезность подразделения на национальном и международном уровнях. Он стремился превратить отряд в мобильное, способное к быстрому экспедиционному развертыванию подразделение. И хотя, отмечает шведский журналист Клас Ленегорд, первоначально 10-й был готов лишь к ограниченному решению поставленных задач, его сразу включили в состав боевой тактической группы Nordic Battle Group сил быстрого реагирования ЕС - соединения, способного действовать в радиусе 600 миль от Брюсселя.
Аудитория на взводе
Отряд сформирован по штату четырехвзводного состава. Взвод управления отвечает за планирование повседневной деятельности, оперативную и боевую подготовку, использование и обеспечение отряда. Взвод анализа целевой аудитории обобщает информацию, выявляя социально-психологические особенности населения, определяет ключевых акторов, способных играть важную роль при решении поставленных задач. При осуществлении психологических операций он разрабатывает проекты, связанные с изданием печатных материалов, подготовкой сценариев телерадио- и устного (с использованием звукоусиливающей аппаратуры) вещания. Из военнослужащих взвода сформированы несколько групп изучения личностных особенностей местного населения для постоянного накопления и учета информации об основных целевых аудиториях. Один из пионеров отряда, получивший награду американского Центра специальных способов ведения войны им. Дж. Ф. Кеннеди, ныне начальник Центра исследований асимметричных угроз и терроризма подполковник запаса Фредрик Конандер заявил газете Goteborgs-Posten, что пропаганда и психологические операции являются эффективным способом влияния на людей, при этом проще оказывать влияние на большие группы людей, чем изменить мировосприятие одного индивидуума.
Медиавзвод предназначен для подготовки и распространения информационно-пропагандистских аудио- и печатных материалов, разработанных сослуживцами-аналитиками. Это не только печатная или электронная продукция, теле- и радиопрограммы, но и страницы в социальных сетях, блоги, специально созданные сайты. В распоряжении медиавзвода находится принятый на вооружение в 2011 году универсальный мобильный комплекс СМИ в контейнерном исполнении, а также компьютеры Mac с подборкой программ, включая Illustrator, Photoshop, ProTools. При необходимости из личного состава формируется группа репортеров с мобильным фото- и редакторско-монтажным оборудованием. Военнослужащие взвода совмещают несколько профессий и готовятся к выполнению разноплановых задач. «Сегодня мы заняты производством СМИ, - рассказывает Биз Съеблом, - завтра - на стрельбище, затем - за рулем внедорожника или грузовика».
Взвод тактических групп ПсО призван обеспечить массовый охват пропагандистскими материалами. «Целевой аудиторией, - говорит нынешний командир 10-го отряда ПсО ВС Швеции, - могут быть вражеские бойцы, политики или общественные деятели». Последние, по мысли подполковника, имеют очевидное предпочтение. Томе признался журналистам в стремлении влиять на население не напрямую, а косвенно, через ключевых лиц общества. К ним относятся деревенские старейшины, вожди кланов, муллы, директора школ, учителя и полицейские начальники. Именно они представляют особый интерес своими связями с массами и встроенностью в местную властную и социальную структуру. Поэтому Излюбленным методом взвода для работы с населением в зоне конфликта стал Key Leader Engagement (KLE), рассчитанный на использование авторитета и интеллектуального потенциала значимых акторов. KLE-стратегия предполагает налаживание с помощью ПсО взаимодействия с влиятельными политическими, военными, племенными и религиозными лидерами. На каждого из них в отряде создается досье. Или, как здесь его называют, психологический профиль. В него заносят сведения об интересах объекта воздействия, членах семьи, участии в ассоциациях и объединениях, социальном статусе, вредных привычках, контактах и связях с другими важными персонами, зависимости от третьих лиц.
Среди основных рабочих средств отряда выделяются плакаты, листовки, газеты, радио, динамики, телевизор, кино, музыка, Интернет, SMS, прямые контакты. Приемы и способы психологического воздействия разработаны в сотрудничестве с маркетологом в Стокгольмской школе экономики. «Они такие же, как учат в школе рекламы, - простодушно добавляет подполковник Томе. - Это вроде того, как побудить людей выбрать другой сорт зубной пасты. Те же самые механизмы маркетинга». Командиру отряда ПсО вторит ответственный за проведение психологических операций подполковник Бьорн Андерссон, сравнивающий технологии психологических операций и рекламной индустрии: «Воспринимаемая людьми реальность необязательно соответствует действительности».
Тактические группы (ТГ) состоят из шести человек каждая и комплектуются только кадровыми военнослужащими. В составе ТГ - два водителя, радист, боевой санитар. Как правило, командир ТГ ПсО и его заместитель владеют языком населения. В противном случае группе придается военный переводчик или нанимается гражданский из числа местных жителей.
Грубейшая ошибка! Не "или нанимается", а "в исключительных случаях может наниматься гражданский переводчик из числа местных жителей".
https://youtu.be/Nt2fRbn11n0?t=8m19s- Керим, переведите.
- Он говорит, что он связан, но сын его, Алиазбек на свободе. И с ним пять тысяч джигитов. Их карающие сабли обрушаться на вас, неверные псы.
- Не точно переводит, странно...
Не уверен, что в Швеции "Офицеров знают также хорошо, как у нас. Но и без этого проблема прекрасно известна и она интернациональная.
В Швеции нет военных учебных заведений по подготовке специалистов в области ПсО. Комплектование отряда производится на конкурсной основе из числа контрактников. Подавляющее большинство из них до прихода на службу были коммуникаторами, маркетологами, копирайтерами, арт-директорами, дизайнерами, журналистами, продюсерами, психологами, социологами, политологами, антропологами. Они прошли специальную подготовку в США, Великобритании, Германии и Бельгии, приглашались к участию в работе соответствующих групп НАТО. Каждый кандидат, по мнению членов отборочной комиссии, соответствует требованиям - быть собранным, находчивым, творческим, легко и быстро адаптироваться к новым условиям. В обеспечении национальной обороны главное оружие - мозг, поучает бойцов Патрик Томе. «Есть не так много людей, - поясняет лейтенант Андреас Вадстрем, - способных сочетать профессорский уровень знания русского языка с навыками классного менеджера». Комплектованием личного состава отряда ПсО занимается лично начальник штаба майор Магнус Розенгрен.
Очень агрессивный маркетинг
В последнее время проявляются отчетливые признаки использования военного инструмента психологической войны в ведущейся в Швеции хорошо спланированной кампании по втягиванию страны в НАТО. В недавнем интервью для журнала Reserv Officerarna командир отряда фактически признал это обстоятельство. «Мы работаем в основном в серой зоне между войной и миром, - заявил Томе. - Когда враг ступит на берег и начнет бой, будет поздно». Подобное откровение было бы невозможно всего несколько лет назад. А сегодня государство, кичащееся своим 200-летним нейтралитетом, устами подполковника Томе и методами психологического воздействия его подчиненных внушает общественности мысль о скоротечности этого состояния.
Во многих странах существует законодательный запрет на использование средств и методов ПсО против своих граждан, населения стран - членов НАТО, союзнических войск. Шведские СМИ не раз затрагивали эту щекотливую тему и до заявлений Патрика Томе. У местного обывателя сложилось, как выясняется, ничем не обоснованное представление, что вооруженные силы его страны могут использовать ПсО только в операциях по поддержанию мира. Но неожиданно шведам открываются мрачные картины попыток специализированных властных структур манипулировать общественным сознанием. «Борьба в информационной среде происходит здесь и сейчас, и мы часть этого», - горделиво заявляет подполковник.
В западную прессу периодически просачиваются леденящие душу рассказы о применении спецпропагандистами разных стран мер психологического воздействия к отдельным личностям или к целевым аудиториям. Британская Би-би-си привела откровения бывшего офицера разведки в Белфасте, признавшего факт использования методов ПсО в Северной Ирландии во время смуты. Английским профессионалам в сфере манипулирования массовым сознанием из Центра безопасности и военной разведки Chicksands был посвящен специальный видеорепортаж Эмили Бьюкенен в программе BBC Newsnight.
Шведский Fokus рассказал захватывающую историю о проведении военными США психологической операции против собственных законодателей. Читатели узнали, что репортер журнала Rolling Stone Майкл Гастингс, проводивший расследование скрытного воздействия на сенаторов, осуществленного по приказу генерал-лейтенанта Уильяма Колдуэлла с целью манипулирования их сознанием для усиления финансирования и увеличения количества войск США в Афганистане, трагически погиб при невыясненных обстоятельствах вскоре после публикации разоблачительных материалов. Его обгоревший труп до сих пор не опознан. Издаваемый Никсоновским центром журнал The National Interest (TNI) привел слова Гастингса: «Федеральный закон запрещает военным практиковать проведение психологических операций в отношении американцев».
Тактика проведения психологических операций против собственного населения отрабатывается на многочисленных военных учениях. На недавнем Cold Response-2016 («Холодный ответ») в Норвегии, куда шведская оперативная группа ПсО во главе с Патриком Томе прибыла на пяти грузовиках и трех внедорожниках, в полном объеме реализовывалось указание командира отряда эффективно влиять на отношение и поведение отдельных целевых групп. Напомним, что речь идет о дружественной стране, члене НАТО, удивительным образом допустившей применение методов психологического воздействия к собственному населению. Для закрепления реакции на возможное нападение некоего агрессора на северные рубежи альянса спецпропагандисты Томе известными им способами внушали норвежцам установку держаться подальше от дорог, по которым движутся армейские колонны. Одновременно жителей побуждали фотографировать технику условного противника и незамедлительно сообщать о ее маршрутах. «Это была реальная работа», - делится впечатлениями Биз Съеблом.
Расплывчато и с оговорками подполковник Томе говорит об использовании возможностей его подразделения в собственной стране. В Швеции, по его словам, деятельность отряда ПсО заключается в предотвращении операций по лоббированию чужих интересов.
Антироссийские акции шведских спецпропагандистов приносят свои плоды. Если раньше число сторонников вступления страны в НАТО едва превышало десять процентов, сейчас ситуация резко меняется. Высказывающихся за альянс все больше и среди политиков, и среди населения. Сегодня число сторонников и противников примерно сравнялось, тенденция к вступлению страны в НАТО прослеживается отчетливо. Психологические операции, со знанием дела говорит Патрик Томе, изменяют волю и поведение людей, заставляют их принимать выгодные вам решения.
Бережливые шведы щедро оплачивают содержание своих вооруженных сил, у элитного подразделения которых появилась новая функция - проведение психологических операций не только против союзников, но и против собственных налогоплательщиков.
(
окончание следует)