В продолжение
темы: Обсуждение С-130
в камментах ко вчерашней записи про Rapid Dragon напомнило о ещё одной его потенциальной способности, так пока и не реализованной - MAC (MC-130J Amphibious Capability), то есть амфибийный вариант с возможностью взлета и посадки на воду.
Эскиз MC-130J Amphibious Capability © Air Force Special Operations Command
16-19 мая в Тампе (Флорида)
прошла отраслевая конференция ССО США SOFIC 2022 (U.S. Special Operations Forces Industry Conference 2022), впервые проведенная лично после пандемии COVID-19. Среди прочего, исполнительный офис программы USSOCOM PEO FW (Fixed Wing) представил некоторую информацию о ходе исследований по программе MAC для повышения мобильности, гибкости и живучести ОК ССО ВС США в Индо-Тихоокеанском регионе.
Слайд с конференции - демонстрация возможностей MAC всё ещё остаётся в списке новых технологий USSOCOM © SOFIC 2022
Рич Родригес (Rich Rodriguez), технический директор ОК ССО по новым технологиям, представил на SOFIC 2022 некоторые подробности о ходе и целях демонстрации MAC:
"Что касается демонстрации амфибийного MC-130, то ОК ССО в настоящее время проводит некоторое исследование рынка, чтобы выяснить, сможем ли мы определить какие-либо потенциальные амфибийные возможности для удовлетворения некоторых существующих требований ССО. И командование ССО ВВС в настоящее время также проводит экспериментальную демонстрацию, в ходе которой они планируют установить поплавки на C-130. Сейчас они проводят цифровое моделирование в качестве основного фактора снижения некоторых из возможных рисков и внесения некоторых из этих изменений, и они прошли некоторые гидродинамические и некоторые аэродинамические испытания с масштабируемыми моделями".
С точки зрения оценки интенсивности НИОКР обращает на себя внимание просто неприличное количество неопределенных местоимений, использованных докладчиком.
Это заметили и участники конференции, поэтому засыпали Родригеса вопросами, вытянув-таки из него признание, что кроме МАС в ОК ССО могут рассматривать на роль амфибий любые кандидатуры, которые соответствуют требованиям перевозок военных грузов и десантирования, например, японские гидросамолеты
ShinMaywa US-2 или недавно всплывший проект DARPA Liberty Lifter по очередной попытке воскресить концепцию экраноплана/экранолета.
Click to view
Что же касается конкретно МАС, то Родригес не дал никаких пояснений, как ОК ССО планирует загружать/выгружать MC-130J, так как из-за поплавков нижний край открытой задней грузовой рампы оказывается слишком высоко висящим над водой/землей. Теоретически можно изменить конструкцию для увеличения угла опускания аппарели, но он станет таким крутым, что нет и речи о въезде на него боевых плавсредств ССО (гидроциклы, надувные лодки, катера RHIB и т.п.). Возможный вариант - затопление задних отсеков или всех поплавков, чтобы МАС "приседал" ближе к поверхности. Но что будет с продольной остойчивостью на воде и как отреагирует конструкция самолета на регулярные затопления части грузового отсека?
Судя по этим сходням и мосткам на приведенном выше фото модели МАС, в ОК ССО в целом понимают существование проблемы, но как они ее попытаются решать?
Подождем до назначенного на 31 декабря срока завершения демонстрации, может что-то прояснится.