Долгожданный конец эпического долгостроя: Норвегия отказывается от NH90

Jun 10, 2022 12:41

В продолжение темы:

Цитата: …в ноябре [2021-го] исполняется 20 лет с начала буквально эпического долгостроя по закупке Норвегией NH90. Честно говоря, за два прошедших года с момента последней публикации не возникало ни малейшего желания возвращаться к теме, описывая переброски туда-сюда между Норвегией и Италией машин IOC и FOC на пути медленного выползания из этой ямы. Но вот появился проект военного бюджета на 2022 ф.г., и выясняется, что даже предельно щадящий график выполнить не удастся, и подарка к 20-летнему юбилею подписания контракта не получилось, потому что вертолеты будут готовы к эксплуатации не ранее 2023-го.



NH90 в ангаре авиабазы Бардуфосс © Forsvaret



Этапы большого пути

Закупочная программа "Проект 7660 - Вертолет NH90" утверждена норвежским правительством в 2001 году. Цель проекта - закупка 14 палубных вертолетов NH90, включая восемь машин в поисково-спасательной конфигурации для кораблей БОХР и шесть противолодочных с опускаемой ГАС для фрегатов УРО типа KNM Fridtjof Nansen.

Контракт заключен с компанией NHI (NATO Helicopter Industries) в ноябре 2001 года, изначально в рамках программы совместной закупки Северных стран по программе NSHP (Nordic Standard Helicopter Programme). Заказанные машины должны были быть доставлены в период с 2005 по 2008 год, а завершение всей закупочной программы "Проект 7660" планировалось на 2022 год.

Но что-то пошло не так.

К настоящему времени от поставщика получено 11 вертолетов, шесть во временной версии IOC и пять в окончательной FOC. Три NH90 до сих пор не переданы. При этом четыре из шести IOC сейчас возвращены NHI для доработки до окончательной версии, и находятся на заводе Finmeccanicas в г. Тессера в районе Венеции на севере Италии.

Рамочная стоимость проекта постепенно росла. Стартовав с 5 миллиардов норвежских крон, в 2017-м она поднялась до 7,2 млрд. крон, в январе 2019-го перевалила через отметку в 8 миллиардов, а к настоящему времени поглотила уже 9 миллиардов. С учетом изменения валютного курса с тогдашних 1:5,9 до нынешних 1:10,4 потрачено уже намного больше 1 млрд. долларов.

В 2012 году сложившаяся ситуация стала предметом обсуждения в парламенте, когда озвучили планы передачи первой машины в эксплуатацию строевым пилотам не ранее 2014 года, а подрядчик отказался сообщить точные сроки поставок остальных и гарантировать их соблюдение. Выдвигалось предложение немедленно расторгнуть контракт и возможно быстрее закупить вертолеты другого типа. Даже сразу назвали вероятного преемника в лице американского Sikorsky Seahawk. Но от этого отказались по нескольким причинам: рост стоимости программы, неясные сроки проведения повторного конкурса и последующего строительства машин, а также отсутствие на рынке других вертолетов, соответствующих ТТЗ. Сообщалось, что в стандартной версии Seahawk не отвечает норвежским требованиям. Только спустя шесть лет признались, что основной проблемой является неспособность сохранять плавучесть при аварийной посадке на воду.

Поэтому в марте 2013 года министерство обороны дало службе тыла FLO задание продолжить работу по закупке NH90.

- Я не вижу света в конце туннеля, - спустя четыре года заявил в 2017-м тогдашний главком ВС Норвегии адмирал Хокон Брююн-Хансен. - Контракт должен был быть расторгнут еще после прошлого скандала в 2012 году.

В октябре 2018 года управление Генерального ревизора опубликовало критический обзор программы "Проект 7660". По итогам в январе 2019-го провели открытое слушание в Контрольно-конституционном комитете Стортинга по вопросу закупок вертолетов NH90. На заседание пригласили главкома ВС, директора закупочного агентства FMA и начальника службы тыла FLO, а с ними всех шестерых бывших и одного действующего министров обороны, которые занимали эту должность за время начавшейся в 2001 году эпопеи, причем одна из них успела поруководить ведомством дважды.



Бьорн Торе Годал (Bjørn Tore Godal AP), Кристин Крон Девольд (Kristin Krohn Devold AP), Анне-Грете Стрем-Эриксен (Anne-Grete Strøm-Erichsen AP), Грете Фаремо (Grete Faremo AP),



Анне-Грете Стрем-Эриксен (Anne-Grete Strøm-Erichsen AP), Эспен Барт Эйде (Espen Barth Eide AP), Ине Эриксен Серейде (Ine Eriksen Søreide H), Фрэнк Бакке-Йенсен (Bakke-Jensen H)

Основной вывод по итогам слушаний заключается в том, что главным виновником сложившейся ситуации является именно поставщик в лице компании NHI, а остальные вроде как всего лишь шли у них на поводу. Собственно, именно на NHI с самого начала валили все, и отрицать это просто глупо. На слушаниях заявили, что если бы тогда NHI сразу принялась устранять недостатки и поддерживали нормальный график поставок оставшихся 13 машин, то они закрыли бы глаза на львиную долю сопутствующих проблем.

Но здесь уместны парочка пословиц про бабушку-дедушку и грибной рот-огород. А норги решили грызть этот кактус дальше.

В 2018 году управление Генерального ревизора провело очередную проверку программы, подсчитав, что вооруженные силы и налогоплательщики потратили 8 миллиардов норвежских крон на то, чего нет.

В апреле 2021-го новый главком генерал Кристофферсен заявил, что они вдвое сократили уровень амбиций для NH90, уменьшив с 5000 до 2100 количество летных часов в год.

В феврале 2022-го министр обороны запросил у своего ведомства проведение очередной оценки потенциала палубных вертолетов, включая возможность расторжения контракта на NH90. Эту работу провели Вооруженные силы, закупочное агентство FMA и научно-исследовательский институт МО FFI. Из отчета FMA следует, что даже при больших дополнительных инвестициях вертолетный потенциал ВМС и БОХР не будет увеличен до уровня, соответствующего потребностям вооруженных сил.

Видимо, вчера вечером правительство приняло решение о расторжении контракта - факт настолько жареный, что получив инсайд, одно из норвежских изданий не поленилось опубликовать его в час ночи. Сегодня утром министр обороны провел пресс-конференцию:



Vинистр обороны Бьорн Арильд Грам на пресс-конференции вместе с директором закупочного агентства Гро Йэре и главкомом Эйриком Кристофферсеном © Forsvar departament

Но еще до ее начала в 08:00 FMA опубликовало официальный пресс-релиз:



Вертолет NH-90 над крепостью Акерсхус © Terje Bendiksby / NTB

Норвегия расторгает контракт на NH90

"К сожалению, мы пришли к выводу, что независимо от того, сколько часов работают наши специалисты и сколько деталей мы заказываем, это никогда не сделает NH90 способным удовлетворить требования норвежских вооруженных сил. На основании совместной рекомендации вооруженных сил и связанных с ними ведомств и агентств правительство Норвегии приняло решение прекратить внедрение NH90 и уполномочило закупочное агентство FMA расторгнуть контракт", - заявил министр обороны Норвегии Бьёрн Арильд Грам.

Агентство FMA впоследствии проинформировало производителя NH90, компанию NATO Helicopter Industries (NHI), о полном расторжении контракта и о том, что оно будет добиваться полной реституции всех средств и активов, полученных обеими сторонами. Теперь Агентство начнет подготовку к возврату вертолетов вместе со всеми полученными запасными частями и оборудованием. Они также потребуют возмещения от NHI, которое будет включать примерно пять миллиардов норвежских крон, уплаченных по контракту, в дополнение к процентам и другим расходам.

"Мы предпринимали неоднократные попытки в сотрудничестве с NHI решить проблемы, связанные с NH90, но спустя более 20 лет после подписания контракта у нас до сих пор нет вертолетов, способных выполнять задачи, для которых они были куплены, а NHI не может предложить нам хоть какие-то реалистичные решения", - заявила Гро Йэре, генеральный директор агентства FMA.

Приобретение Норвегией NH90 началось в 2001 году, когда 14 вертолетов для береговой охраны и противолодочной обороны первоначально планировалось поставить к концу 2008 года. На сегодняшний день только восемь были поставлены в полностью боевой конфигурации. В настоящее время флот должен обеспечивать 3900 летных часов в год, но в последние годы он составляет в среднем всего около 700 часов.

В феврале 2022 года министерство обороны Норвегии потребовало, чтобы вооруженные силы вместе с закупочным агентством МО FMA и НИИ МО FFI провели всесторонний анализ возможностей норвежских морских вертолетов. В обзоре сделан вывод о том, что даже при значительных дополнительных финансовых вложениях будет невозможно довести производительность и доступность NH90 до уровня, соответствующего норвежским требованиям.

"Это правильное решение для NH90 и возможностей наших морских вертолетов, и оно соответствует нашей рекомендации", - сказал главнокомандующий ВС Норвегии генерал Эйрик Кристофферсен.

В связи с расторжением контракта полеты норвежских NH90 будут прекращены, а любые запланированные будущие миссии будут отменены. Любой персонал вооруженных сил, затронутый увольнением, немедленно получит соответствующую помощь через свои подразделения.

"Я впечатлен усилиями нашей организации и всех, кто так усердно работал, чтобы NH90 работал. Дело не в недостатке усилий, креативности и навыков, а просто в том, что мы получили вертолет, который не смогли нам поставить. Кроме того, хотя сейчас мы переходим от NH90, нам все еще нужна поддержка тех, кто работал над вертолетом. Поэтому мой приоритет сейчас - позаботиться обо всех, кто работал над NH90", - сказал генерал Кристофферсен.

Потребность Норвегии в морских вертолетах сохраняется

Министерство обороны Норвегии вскоре начнет процесс поиска альтернативного морского вертолета. "Норвегии по-прежнему требуются морские вертолеты, и поэтому важно, чтобы мы быстро начали подготовку, чтобы восполнить пробел в возможностях, оставленный NH90. Мы рассмотрим несколько альтернативных подходов к выполнению наших оперативных требований, но мы должны быть готовы к тому, что простых решений не будет", - заявил министр обороны Бьёрн Арильд Грам.

Он также высоко оценивает усилия всех сотрудников норвежских вооруженных сил и закупочного агентства FMA, которые работали над NH90.

"Я надеюсь, что многие из них также смогут присоединиться к нам, поскольку мы работаем над определением наилучшего способа удовлетворения наших постоянных потребностей в морских вертолетах", - сказал министр.

Как говорится, лучше ужасный конец, чем ужас без конца.


337 skvadron, norway, luftforsvaret, sjøforsvaret, Норвегия, kystvakt, 334 skvadron, forsvaret, nh90

Previous post Next post
Up