В продолжение
темы: Цитата: …как известно © закупочная программа "Проект 7660 - Вертолет NH90" утверждена норвежским правительством в 2001 году. Цель проекта - закупка 14 палубных вертолетов NH90, включая восемь машин в поисково-спасательной конфигурации для кораблей БОХР и шесть противолодочных с опускаемой ГАС для фрегатов УРО типа "Нансен". Рамочная стоимость проекта постепенно росла и по состоянию на 1 января 2019 года перевалила через отметку в 8 миллиардов, достигнув 8 018 млн. крон (946 млн. долл.).
Таким образом, в ноябре исполняется 20 лет с начала буквально эпического долгостроя по закупке Норвегией NH90. Честно говоря, за два прошедших года с момента последней публикации не возникало ни малейшего желания возвращаться к теме, описывая переброски туда-сюда между Норвегией и Италией машин IOC и FOC на пути медленного выползания из этой ямы. Но вот появился проект военного бюджета на 2022 ф.г., и выясняется, что даже предельно щадящий график выполнить не удастся, и подарка к 20-летнему юбилею подписания контракта не получилось, потому что вертолеты будут готовы к эксплуатации не ранее 2023-го.
Фрегат БОХР KV Nordkapp с NH90-NFH борт. №352 (поставлен в январе 2018 г.) принимал участие в учении стран Арктического форума берегововой охраны
Pollaris 2019 © Forsvaret.
При контрактных обязательствах поставки 14 полностью боеготовых вертолетов FOC (Full Operational Capability) в 2005-2008 гг. Норвегия получила всего 6 вертолетов в предварительной версии IOC (Initial Operational Capability) в 2011-2016 гг.
В 2017 году только что созданное в структуре МО Норвегии закупочное агентство FMA (Forsvarsmateriell) получило первый вертолет NH90 сразу в окончательной версии FOC. Руководство FMA немедленно записало это себе в актив, в качестве примера решительного повышения эффективности работы нового ведомства, бесповоротно избавившегося
от проблем и недостатков находившейся в прямом подчинении вооруженных сил службы тыла FLO (Forsvarets logistikkorganisasjon).
В 2020 году вертолеты NH90 начали отработку отдельных элементов боевой подготовки с фрегатами типа KNM Fritjof Nansen. И получили при этом отличные результаты, как сообщали в вооруженных силах. Наконец-то начались эксплуатационные испытания и оценки (OT&E) для использования в противолодочных операциях , что считалось критически важным элементом достижения начального противолодочного потенциала NH90 и в целом начальной боевой готовности IOC, как системы вооружения в целом.
В то же время указывали, что система по-прежнему обеспечивает слишком мало летных часов по сравнению с потребностями, из-за чего чего уровень поддержки действий службы береговой охраны и военно-морского флота по-прежнему оставался незначительным.
Ровно год назад при верстании правительством бюджета на 2021 ф.г. в ВВС надеялись:
1) Достичь начальной боеготовности IOC для вертолетов на фрегатах в 2022-м, а полной FOC в 2024 году. Однако предварительным условием для этого являлась поставка оставшихся вертолетов и улучшение ситуации с запчастями.
2) Все шесть вертолетов, которые первоначально поставили в предварительной версии IOC нужно было полностью модернизировать до уровня FOC в течение 2022 года.
3) Кроме того, в апреле 2021 года после годичного (!!!) перерыва в поставках наконец- то получили от NHIndustries "новый" двенадцатый норвежский NH90 (FOC), и тогда же объявили, что два последних поставят летом 2021-го, уже сразу в версии FOC.
А потом прошли выборы и правящая коалиция проиграла. Ничем себя не сдерживая, 12 октября, за день до отставки, они представили проект нового госбюджета на следующий год, где новые отсрочки по NH90 читаются даже не между строк, а прямым текстом:
1) Вооруженные силы теперь "ожидают, что они будут иметь начальную боевую готовность IOC для NH90 на фрегатах в 2023 году".
2) Модернизация шести NH90 IOC до уровня FOC отложена до 2023 года, что приведет к значительно более низкому уровню готовности вертолетов, чем планировалось.
3) Два последних NH90 (FOC) поставят до середины 2022 года
Нужно признать прекрасным навык позитивного мышления норвежских политиков, которые даже в такой… сложной, мягко говоря, ситуации умудряются найти положительные моменты.
Оказывается, несмотря на все задержки, Норвегия как раз успеет вовремя получить все вертолеты NH90 в окончательной версии FOC, чтобы включить их в график завода-производителя для начала программы модернизации середины срока эксплуатации MLU (Mid-Life Upgrade) до уровня Block 2 - с новой аппаратурой обнаружения, навигации и связи, что считается необходимым для соответствия функциональных и оперативных возможностей NH90 для решения в перспективе свойственных им задач.
В Норвегии планируют участие в проекте NH90 Block 2 в тесном сотрудничестве с другими странами-пользователями машин этого типа. Многонациональная программа стартует в 2023 году, а норвежские вертолеты поставлены в очередь на конец 2020-х годов.
Кому как, а мне даже язвить по этому поводу не хочется.
Интересна оценка программы NH90 бывшего командующего службы БОХР Норвегии коммодора Оттара Хаугена. До достижению предельного возраста в декабре 2019-го он честно соблюдал корпоративную солидарность в стиле:
Цитата: Были некоторые проблемы с вводом NH90 в эксплуатазцию, но мы, летающие на этом вертолете, в восторге от того, как он работает в воздухе. NH90 - фантастический ресурс в случае аварии на море.
Но после увольнения в запас уже через месяц в январе 2020-го он заявил, что супер-пупер характеристики NH90 избыточны для БОХР. Лучше бы все их отдать фрегатам ВМС, а у БОХР за те же деньги было бы в 2-3 раза больше проверенных моделей вертолетов со средними характеристиками, чем ждать еще не пойми сколько лет какого-то "вундер-ваффе".
Впрочем, на этот роток быстро накинули платок, и больше он к таким радикальным мерам решения проблемы не призывал.