Продолжаем отвечать на вопросы в камментах к псто
про KNM Helge Ingstad:
Denis Kostelmann: Ему на замену что-то построить планируют, или как всегда, денег нет, но вы держитесь?
andrej_kraft:
Как всегда )))
Корветы (ракетные катера) типа KNM Skjold на учении ВМС Норвегии Flotex 19 © Emil Wenaas Larsen / Forsvaret
В 2019 году приняли решение о нецелесообразности восстановления KNM Helge Ingstad. После этого в качестве одной из мер компенсации утерянного боевого потенциала в 2020-м спланировали продление до 2030-х годов срока службы корветов (фактически, ракетных катеров - РКА) на воздушной подушке типа KNM Skjold. Их серию из шести единиц построили в 2001, 2008-2012 годах и до гибели KNM Helge Ingstad планировали к списанию без замены в 2025-м, потому что считали, что по боевому потенциалу их способны полностью заменить 52 истребителя-бомбардировщика F-35A, поставка которых должна завершиться к 2025 году, с достижением полной боевой готовности в 2030 году.
Для продления сроков службы РКА предусмотрели проведение в 2020-2024 годах их модернизации, проект которой включает несколько подпрограмм, а их системным интегратором выбрали известную норвежскую компанию Kongsberg Defense & Airspace.
В частности, для проведения основных работ при посредничестве Минобороны в сентябре 2020-го группа Kongsberg заключила контракт на 500 млн. крон (58 млн. долл.) с верфью Umoe Mandal, которая строила эти катера.
Постройка РКА типа KNM Skjold на заводе Umoe Mandal © Umoe Mandal
Верфь Umoe Mandal © Umoe Mandal
Работы на верфи затронут практически все корабельные системы, механизмы и агрегаты с частичной или полной их заменой по выработке эксплуатационного ресурса
Специалисты Kongsberg установят новую аппаратуру боевой информационной системы и интегрированных с ней подсистем, так как до окончательного принятия на вооружение в 2018 году крылатых ракет NSM на кораблях в течение восьми лет стояли исключительно предсерийные образцы их систем управления. К настоящему времени основная программа испытаний и поставки КР NSM успешно завершена, поэтому существует необходимость заменить всю аппаратуру и программное обеспечение на борту основных носителей этого оружия, включая фрегаты типа KNM Fritjof Nansen и РКА типа KNM Skjold.
Утвержденная правительством в 2007 году, программа "Проект 6027" по разработке и закупке КР NSM обошлась бюджету в более чем 4,3 млрд. крон (600 млн. долл.), была полностью реализована в 2011-2018 годах, и приобретение новых ракет в ближнесрочной перспективе не планировалось. Однако теперь возникла необходимость возобновления программы для обеспечения КР NSM РКА типа KNM Skjold на весь период продления их эксплуатации.
На эти цели МО Норвегии запросило в проекте бюджета на 2022 финансовый год дополнительно 2,14 млрд. крон (249 млн. долл.), то есть в четыре раза больше, чем на модернизацию самих катеров.
Вверху - пульт системы управления огнем NSM на РКА KNM Storm, внизу пуск КР NSM с РКА KNM Gnist на ракетном полигоне Andøya © Sjøforsvaret
Кроме того, будет произведена модернизация остального радиоэлектронного вооружении РКА с заменой отдельных систем их более современными аналогами.
В частности, разработанная еще в 2016 году программа "Проект 6360" предусматривала модернизацию систем РЭБ для поддержания требуемой эффективности самообороны катеров до завершения срока их эксплуатации. Ее рамочная стоимость оценивалась в 10-100 млн. крон (1,2-12,0 млн. долл.). Планировалось в 2022-2023 годах заменить морально устаревшие, а также модернизировать остальные средств самообороны. К ним относятся станция РТР ES-3701 (диапазон 2-18 ГГц) со штыревой цилиндрической антенной на топе мачты за поворотным блоком оптико-электронной системы VIGY20, а также одна пусковая установка для отстрела ложных целей MASS (Multi Ammunition Softkill System) между надстройкой и носовой артустановкой.
Средства РЭБ РКА типа KNM Skjold: слева - ПУ MASS, справа - антенна станции РТР ES-3701 © Rheinmetall / Sjøforsvaret
Разработанная германской компанией Rheinmetall стабилизированная по бортовой и килевой качке поворотная ПУ постановки активных и пассивных помех MASS заряжается 32 выстреливаемыми приборами помех, предназначенными для срыва сопровождения и увода от цели средств обнаружения, а также головок самонаведения управляемого оружия. Выстреливаемые приборы помех программируются для функционирования во всем диапазоне рабочих частот ГСН. Каждая ПУ поставляется с блоком управления и интерфейсом данных Ethernet/RS422 или другим стандартным интерфейсом.
От реализации "Проекта 6360" отказались в 2019 году для экономии средств в связи с утверждением планов списания кораблей к 2025 году. Соответственно, после принятия решения о продлении сроков их эксплуатации возникла необходимость возобновления программы с некоторым увеличением объемов финансирования. При этом сроки ее реализации могут сдвинуться на 2023-2025 годы.
Дистанционно-управляемые модули вооружения "Си Протектор"
вверху - на KNM Gnist (2017); внизу - KNM Storm (2021 г.) © Sjøforsvaret
Еще одним направлением модернизации РКА KNM Skjold является завершение вооружения катеров дистанционно-управляемыми модулями вооружения Sea Protector с 12,7-мм пулеметом.
Как известно ©, данный комплекс представляет собой версию известного ДУМВ Protector компании Kongsberg, адаптированную для морского применения. При этом усилены системы стабилизации с учетом необходимости компенсации значительных колебаний при бортовой и килевой качке, а также вертикальных перемещениях. Кроме того, часть стальных деталей заменили их аналогами из более коррозионностойких бронзовых сплавов.
Первым в ВМС Норвегии ДУМВ данного типа в 2009 году получил на вооружение фрегат KNM Fritjof Nansen перед его отправкой на боевую службу для борьбы с морским пиратством у берегов Сомали. Опыт эксплуатации оказался настолько успешным, что в 2013 году приняли решение вооружить ДУМВ Sea Protector корабли и боевые катера всех типов ВМС Норвегии. При этом из катеров типа KNM Skjold их установили только на двух - сначала в 2017-м на KNM Gnist а в 2019-м ещё и на KNM Storm (судя по
доступным фото, сейчас на каждом по одному ДУМВ). Как и в других случаях, от вооружения остальных тогда отказались в связи с утверждением планов списания кораблей к 2025 году.
Для закупки еще четырех ДУМВ Sea Protector и их интеграции на оставшихся катерах нужно подписать с Kongsberg очередной контракт примерно на 125 млн. крон (15 млн. долл.).
© Forsvaret
В заключение можно отметить, что продление до 2030-х эксплуатации ракетных катеров типа KNM Skjold, модернизация их оборудования, оснащение новыми системами вооружения и РЭБ в целом позволит обеспечить поддержание некоего повышенного уровня боевого потенциала национальных ВМС. Однако такой вариант явный паллиатив, так как позволяет лишь частично восполнить потери возможностей после гибели и списания фрегата KNM Helge Ingstad, и при этом одновременно приведет к росту эксплуатационных расходов для содержания РКА, как это обычно и бывает с устаревшими кораблями. Поэтому в министерстве обороны намекают правительству и парламенту, что надо уже сейчас начинать изучение возможности строительства серии новых современных кораблей класса "корвет".