Боевое воздушное командование (Air Combat Command - ACC)
сообщило, что ВВС США завершили интеграционные летные испытания F-35A Lightning II на применение модернизированной версии термоядерной бомбы B61 Mod.12. 21 сентября два самолета взлетели с авиабазы Неллис (Лас-Вегас, Невада), направились к полигону "Тонопа" на северо-западе штата (Tonopah Test Range, Sandia National Laboratories), где сбросили две бомбы B61-12 в инертном снаряжении JTA (Joint Test Assemblies). Последним этапом процесса сертификации на готовность к применению B61-12 с F-35A станет проверка данных летных испытаний Министерством обороны и Министерством энергетики США.
F-35A с инертной B61-12 JTA в отсеке вооружения на авиабазе Неллис 21 сентября 2020 г. © US Air Force / Zachary Rufus
В июне 2020-го ВВС США опубликовали первые фотографии летных испытаний бомбометания F-35A инертными бомбами Б61-12 JTA с авиабазы Эдвардс в Калифорнии 25 ноября 2019 г. (слева). Среди прочего в ноябре 2020-го сообщили об испытательном сбросе B61-12 JTA на сверхзвуковой скорости (справа) © F-35 Joint Program Office / Sandia National Laboratories
B61 - серия термоядерных бомб, первые из которых появились еще в 1960-х, первоначально только свободнопадающих. Последняя модификация B61 Mod.12 является наиболее современной версией, разработанной в рамках программы продления срока службы для всей линейки.
Переоборудованию в вариант B61-12 подлежат четыре прежние модификации Mod.3, 4, 7 и 10
По данным Национального управления ядерной безопасности Министерства энергетики США, B61-12 весит 374 кг и имеет длину 3,6 метра. По данным различных источников, включая
Федерацию американских ученых, мощность взрыва можно выбирать, и она составляет 0,3, 1,5, 10 и 50 килотонн.
© Federation of American Scientists
Кроме того, бомбы теперь будут корректируемыми. Точность попадания повышается за счет установки новых комплектов хвостового оперения TKA (Tail Kit Assembly). Контракт с Boeing на разработку ТКА стоимостью 178 млн. долл. заключили в 2012 году.
Слева - первые испытания "хвостовика" ТКА на полигоне Тонопа в 2018 году. Справа - имитатор B61-12 JTA с комплектом хвостового оперения ТКА на истребителе-бомбардировщике F-15E Strike Eagle ВВС США в 2019 году © US Air Force
В ходе эксплуатационных испытаний с самолетов F-15E Strike Eagle было сброшено семь бомб B61-12 JTA под эгидой ВВС США и ещё девять по плану Министерства энергетики.
В июне 2020 года коллеги из блога
bmpd уже
сообщали, что именно F-15E и стал первым первым типом самолета в ВВС США, сертифицированным для применения В61-12.
Слева - истребитель-бомбардировщик F-15E ВВС США с подвешенным имитатором В61-12 JTA на авиабазе Неллис, 10.03.20. Справа - сброс бомбы с кабрирования © Kris Trajano / www.thedrive.com
Испытания B61-12 JTA на стратегическом бомбардировщике B-2A Spirit военно-воздушные силы завершили в ноябре 2019 года, а Минэнерго серифицировало этот тип самолета в июле 2020 года.
Испытательный сброс инертной В61-12 JTA со стратегического бомбардировщика В-2А без включения самонаведения 24 августа 2015 г. © US Air Force
Организация по эксплуатационным испытаниям и оценке DOT&E Минобороны США опубликовала оценочный отчет по этому поводу в конце 2020-го. В открытой версии отчета
сообщается, что в ходе испытаний B61-12 с TKA подтвердили свою надежность и доказали высокую точность попадания в цель.
Таким образом, в ближайшее время для применения В61-12 сертифицируют третий тип самолета. Изначально для этого планировались B-2A, B-21, F-15E, F-35, F-16C/D, F-16 MLU и PA-200 Tornado. Последние три из них - для союзников по НАТО, которые по программе NАТО Nuclear Sharing (ядерное разделение НАТО) должны сбросить около 80 бомб из 150, хранящихся на складах в Европе.
©
Hans M. Kristensen / Federation of American Scientists
Из-за отсутствия у старых машин цифрового интерфейса для передачи данных в систему управления бомбы, они могли бы применять B61-12 только в свободнопадающем варианте, с заблокированными рулями хвостового оперения. Однако необходимость в этом уже практически отпала. Италия, Бельгия и Нидерланды в качестве носителей B61-12 будут использовать свои новые F-35A. С Германией пока не понятно. Возможно, из-за прекращения эксплуатации Tornado и после отказа от закупки F-35 для них придется сертифицировать Eurofighter. Но об этом мы поговорим как-нибудь в другой раз.
Что же касается F-35A, то в связи с завершением испытаний B61-12 боевое воздушное командование ACC указывает, что не все самолеты этого типа будут носителями ядерного оружия. Однако пока ничего конкретного не говорится о том, когда, где и сколько. Нижняя граница временных рамок - обновление программного обеспечения с версии Block 3A до Block 4, а его обещали в 2022-м, но эти планы могут измениться из-за возможных финансовых и оперативных ограничений.
Производство B61-12 планируется развернуть в течение следующего финансового года, который в США начинается 1 апреля 2022-го.