Новая машина, новая ливрея, старые имена

Jul 10, 2021 20:11

В продолжение темы:

В марте 2017 года Норвегия приобрела у правительства США через программу зарубежных военных продаж FMS (Foreign Military Sales) пять базовых патрульных самолетов P-8A Poseidon. Ожидается, что сборку первого из них Boeing завершит в конце осени этого года, а к началу эксплуатационных испытаний на новой авиабазе Эвенес он будет готов в начале 2022-го. Достижение начального оперативного потенциала IOC (Initial Operational Potential) планируется в 2023-го, а к 2025 году полного FOC (Full Operational Potential) с пятью самолетами и десятью экипажами.

В конце мая 2021-го на заводе Boeing в Сиэтле будущий первый норвежский P-8A Poseidon No 9582 получил крылья. А в прошлую пятницу 2 июля его перевезли из сборочного цеха в покрасочный, откуда он выйдет уже в стандартной окраске самолетов этого типа с национальными опознавательными знаками. В преддверии этого события закупочное агентство МО Норвегии FMA (Forsvarsmateriell) опубликовало пару фотожаб будущей боевой раскраски - светло-серый, почти белый базовый цвет, трехцветные кокарды ВВС на фюзеляже, на киле вымпел службы береговой охраны ВМС Норвегии и эмблема "Cвятоша" 333-й авиаэскадрильи. На носу машины по обоим бортам будет нанесено собственное имя Vingtor.



Bilde © US Navy / Forsvarsmateriell




Bilde © Forsvaret

Зарождение будущей 333-й эскадрильи началось в Шотландии в 1942 году с появлением в составе 210-й эскадрильи RAF отдельного подразделения "Норвежский отряд "Вудхейвен" (Norwegian Detachment Woodhaven). В том же году на вооружение норгов поступили первые четыре летающие лодки Consolidated PBY-5 Catalina.

Первую машину этого типа назвали Vingtor (одно из имен бога Тора). Самолет получили в феврале 1942-го, ввели в эксплуатацию через два месяца, а уже в мае Vingtor приземлился в Фёрдефьорде, чтобы забрать двух норвежских агентов английской разведки вместе с семьей из трех человек, скрывавшей их от немцев. За это всех членов экипажа "Вингтора" наградили Военными крестами с мечами - высшей военной наградой Норвегии за отвагу в бою.



Consolidated PBY-5 Catalina I "Vingtor" © Forsvarets museer

В начале 1943-го подразделение переименовали в 1477-й (норвежский) авиаотряд (1477 (Norwegian) Flight). А когда в дополнение к "Каталинам" они получили еще шесть легких бомбардировщиков/разведчиков DH98 "Москито", то 10 мая 1943 года на их базе сформировали в 333-ю (норвежскую) эскадрилью (333 (N) Squadron), разделив на звенья "А" и "В" (A-flight, Mosquito flight - B-flight, Mosquito flight). Потом в Вудхейвене осталось только одно звено "А", а штаб эскадрильи и звено "В" с "Москито" перебросили в Льючарс, где в мае 1945-го из них сформировали отдельную 334-ю (норвежскую) эскадрилью (334 (N) Squadron).

После войны в 1945-м 333-ю эскадрилью передали Норвегии. В 1961-м они пересели с "Каталин" на летающие лодки HU-16 "Альбатрос", потом в 1969-м на "Орионы" модификации P-3B, а теперь - и пока еще - летают на четырех Р-3С и двух P-3N. Таким образом, 333-я - единственная норвежская эскадрилья. которая существует непрерывно с момента своего формирования.

Первый P-3C тоже стал "Вингтором", а новый P-8A Poseidon логично замкнет 80-летнюю арку этого имени у норвежских морских патрульных самолетов.



P-3C-III Orion No 3296 "Vingtor" (1980-е - 1990-е годы) © Forsvaret



Что касается эмблемы "Святоши" на киле, то разобраться с ней непросто. Вернее, сам этот человечек "палка-палка-огуречек" берет свое происхождение из титров и постеров популярного в 1962-1969 годах британского сериала "Святой" (The Saint)) с Роджером Муром в главной роли.

Первыми в качестве эмблемы ее начали использовать в 1991-2005 годах англичане из 16-й эскадрильи RAF с позывным Saints.

На норвежских "Орионах" такая же эмблема впервые появилась в начале 2000-х (сравни фото самолетов Vingtor выше и ниже). Ее наносили на килях самолетов при покраске в ходе проведения очередной модернизации - у самолетов 333-й эскадрильи был такой же микрофонный позывной, как и у британцев:

330 Skv "Saver" (SeaKing MK 43B)
331 Skv "Lion" (F-16)
332 Skv "Eagle" (F-16)
333 Skv "Saint" (P-3 Orion)
335 Skv "Husky" (C-130)
337 Skv "Brave" (Lynx mk 86)
338 Skv "Tiger" (F-16)
339 Skv "Hocus" (Bell 412)
717 Skv "Raven" (DA-20)
720 Skv "Mixer" (Bell 412)
Flygeskolen "Kadet/Tempo" (MFI-15 Safari)

Но использовать их начали намного раньше, а почему вдруг в 333-й эскадрилье решили еще взять и графическую эмблему, и почему именно тогда - неясно.




Современные фото: слева - P-3C Orion No 3296 "Vingtor", справа - P-3N Orion No 6603 "Hjalmar Riiser-Larsen" © Foto: Torbjørn Kjosvold / Forsvaret

Из нынешних норвежских "Орионов" четыре самолета модификации P-3C носят имена "Vingtor", "Jøssing", "Ulabrand" и "Viking", а два P-3N называются "Hjalmar Riiser-Larsen" и "Bernt Balchen". Из них трем первым P-8A Poseidon кроме "Vingtor" также перейдут имена "Viking" и "Ulabrand", а четвертому и пятому в 2025 году достанутся "Hugin" и "Munin" - по наследству от самолетов РЭР и РЭБ Dassault DA-20ECM Jet Falcon из 717-й эскадрильи.


norway, boeing, luftforsvaret, da-20 falcon, pby-5 catalina, dh 98 mosquito, 717 squadron, p-3 orion, Норвегия, krigskorset med sverd, 333 squadron, p-8 poseidon, forsvaret, hu-16 albatross

Previous post Next post
Up