Доставка топлива и грузов в Гренландию: Дания отказалась от сотрудничества с Украиной

Jun 27, 2021 11:46

Нет в мире совершенства - когда холодно, душа требует солнца и тепла, когда жарко и душно хочется хоть на минутку окунуться в зиму. Вот вам парочка историй с обилием снега и льда.

Самой северной датской военной базой является станция "Нор" (Nord), расположенная на северо-востоке острова Гренландия (широта 81°36′N долгота 16°40′W) в 1700 км к северу от Полярного круга и в 924 км от Северного полюса. Круглосуточное функционирование объекта в течение всего года поддерживают пять военнослужащих Объединенного арктического командования ВС Дании (Arktisk Kommando дат., Joint Arctic Command англ.). Они отвечают за состояние, эксплуатацию и материально-техническое обеспечение инфраструктуры станции, включая обслуживание грунтовой (в зимнее время - ледовой) ВПП длиной 3048 м. Переброска грузов на станцию "Нор" представляет собой сложную организационно-техническую задачу, требующую скрупулезного планирования и тщательного исполнения, поскольку она может осуществляться только по воздуху и в относительно короткий промежуток времени. Это связано с особенностями физико-географических и погодно-климатических условий региона:



Ледовая обстановка у станции "Нор" (август 2014 года)



1) Из-за сложной ледовой обстановки связь со станцией "Нор" по морю без ледокольной проводки возможна не чаще одного раза в 5-10 лет даже в летние месяцы. При этом у Дании нет собственных судов тяжелого ледового класса.
2) Полярная ночь на данной широте длится до 28 января. В этот период экстремально низкие температуры до -50°С и ветер силой до 15-20 м/с не позволяют осуществлять взлет и посадку тяжелой транспортной авиации в темное время суток/
3) Достаточно высокие толщина и прочность снежно-ледового покрова ВПП сохраняются до начала мая. В летнее время посадка и взлет тяжелых транспортных самолетов связаны со значительными сложностями и даже опасностью по причине мягкости и подвижности грунта.

До 2008 года переброску на станцию "Нор" крупногабаритных грузов с АвБ Ольборг в Дании, а также доставку на станцию топлива осуществляли военно-транспортные самолеты Lockheed C-130H Hercules ВВС Дании из 721 Eskadrille, Aalborg.



Топливное хранилище к югу от ВПП станции "Нор"




Слева - топливные резервуары, справа - насосная станция

В 2008-м датчане попытались привлечь для этих целей Ил-76 российской авиакомпании KrasAir (Krasnoyarsk Airlines, Красноярские авиалинии), которые запросили за свои услуги относительно небольшие деньги. Увы, полеты на станцию "Нор" оказались для экипажа слишком сложной задачей. Несколько раз самолет чуть не выкатился за пределы ВПП, и уходил на запасной аэродром. В дальнейшем датчане отказались от их услуг.

С 2009 года эту задачу решали в рамках военного сотрудничества Дании с Украиной. К участию в операции ежегодно привлекались транспортный самолет Ил-76 и до 100 военнослужащих от ВС обеих стран, из них 23 украинских, включая 11 членов экипажа и 10 человек наземного инженерно-технического персонала 25-й транспортной авиационной бригады ВозС Украины, которая дислоцируется в Мелитополе.

В первый раз датчане, как и ранее, дали мероприятию прежнее название Operation Brilliant Ice 2009, а украинцы собственное "Казаки на льдине". Но в дальнейшем использовали общее условное наименование Operation "Northern Falcon".




Слева - для работы в Гренландии датчане ставили в грузовом отсеке Ил-76 два своих алюминиевых бака (Operation Brilliant Ice 2009), справа - заход Ил-76 на посадку на АвБ Туле ВВС США (Operation Northern Falcon 2013)

В операции Northern Falcon 2016 дополнительно задействовали один военно-транспортный самолет С-130J ВВС Дании и один тяжелый СС-177 Globemaster III ВВС Канады. При этом украинцы сделали 17 вылетов, перебросив по воздуху 406 157 литров топлива и 72 тонны грузов. Всего же на станцию "Нор" доставили около 100 тонн различного оборудования, включая новую роторную снегоуборочную машину, а также около 600 тыс. литров ГСМ, что почти на 150 тыс. больше, чем в предыдущие годы. Увеличение потребности в топливе для генераторов и самолетов связано открытием на станции "Нор" в марте 2015 года новой датской полярной научно-исследовательской станции "Виллум" (Villum Research Station) по изучению климатических изменений в Арктике.




Доставка грузов и пополнение запасов ГСМ на станции "Нор" (Гренландия) самолетами Ил-76МД ВозС Украины. Слева - апрель 2016 года, справа - Ил-76МД №78820 "Martlet" 25-й авиабригады, март 2017 года

Однако в конце 2020 года, как официально заявили датчане, "из-за пандемии COVID-19 и ухудшения экономической ситуации на Украине" они приняли решение в дальнейшем осуществлять снабжение станции "Нор", используя собственные силы и средства.

С этой целью для транспортировки ГСМ закупили два новых мягких топливных транспортировочных резервуара BATT 2100 (Bulk Aviation Transport Tank) производства канадской компании SEI Industries. Объем вмещаемого топлива составляет 7950 литров, время загрузки 20-25 минут, срок эксплуатации 10 лет. Баки размещаются в грузовом отсеке самолета на стандартных паллетах с помощью системы крепежей. В отличие от ранее используемых жестких алюминиевых баков новые резервуары легче, удобнее и безопаснее в эксплуатации.




Закачка топлива в резервуары BATT 2100 на борту транспортного самолета С-130J

При этом мероприятию вернули прежнее условное наименование Operation "Brilliant Ice".



Самолет С-130J ВВС Дании на аэродроме станции "Нор" в ходе операции Brilliant Ice 2021. На заднем плане - насосная станция и топливные резервуары




9 мая командование ВВС Дании объявило о завершении операции Brilliant Ice 2021 по ежегодной доставке топлива на станцию "Нор". С начала апреля выделенный для этого самолет, теперь уже Lockheed Martin C-130J Super Hercules совершил свыше 40 рейсов и доставил около 700 тыс. литров топлива.

Нужно отметить, что помимо смены названия миссии также изменился и маршрут доставки. Вместо АвБ Туле ВВС США в Гренландия текущие переброски осуществлялись через АвБ Аннёйя ВВС Норвегии.

В заключение хотелось бы понять, как "ухудшение экономической ситуации на Украине" повлияло на отказ от дальнейшего сотрудничества, казавшегося вполне плодотворным и взаимовыгодным в течение 12 предыдущих лет.

Согласно Меморандуму о взаимопонимании между Министерством обороны Украины и Министерством обороны Королевства Дания относительно операции Northern Falcon датская сторона покрывала все расходы на горючее, используемое в связи с проведением операции. Украинская сторона покрывала все расходы на смазочные масла и гидравлические жидкости, которые являются составной частью стоимости летного часа. Выполнение операции начиналось после взлета Ил-76МД с аэродрома г. Мелитополь и заканчивалось после его приземления на аэродроме г. Мелитополь.

В 2016 году стоимость летного часа составляла около 5000 долл. США, а за всю Operation Northern Falcon 2016 Украина заработала почти 500 тыс. долл. США.


Ил-76, Арктика, c-130 hercules, Гренландия, Дания, Украина, arktiske kommando, denmark

Previous post Next post
Up