Новые подводные средства движения для водолазов ВС Норвегии

Jun 25, 2021 15:36

14 мая закупочное агентство МО Норвегии FMA (Forsvarsmateriell) разместило запрос на предоставление предварительных заявок перед проведением конкурса по закупке новых индивидуальных подводных средств движения (ПСД) на большие расстояния для водолазов. Программа закупки получила название "Проект 1512 - Морская нательная двигательная установка" (Prosjekt 1512. Body-Mounted Maritime Propulsion System - BoMoMaPS). Ее основные параметры включают первоначальную поставку 53 комплектов ПСД и семилетнее рамочное соглашение с опционом, по которому можно будет дополнительно заказать до 180 систем. Рамочная стоимость программы без НДС оценивается в 40 миллионов норвежских крон (4,8 млн. долл. США, НДС в Норвегии уже много лет 25%).



Боевые пловцы командования сил СпН ВМС Норвегии Marinejegerkommandoen во время обучения подводному плаванию на военно-морской базе Хоконсверн под Бергеном в 2016 году © Espen Rekdal / Forsvaret


За счет одного или нескольких гребных винтов индивидуальное ПСД существенно увеличивает дальность плавания боевого пловца/водолаза, а скорость движения при этом ограничена только способностью человека выдерживать сопротивление набегающего потока воды. Однако в рамках программы "Проект 1512" не рассматриваются классические буксировщики вроде подводных скутеров Underwater Scooter или аналогичные им портативные системы. Согласно запросу, ВС Норвегии требуются ПСД, крепящееся к телу водолаза так, чтобы руки оставались свободными.

Минимальные требования FMA к ПСД включают электропривод, возможность использования в соленой воде и полное завершение цикла НИОКР с готовностью к поставке и применению сразу после приобретения.

После оценки предварительных заявок на участие в тендере агентство FMA пригласит отобранных кандидатов для участия в конкурсных испытаниях, которые состоятся этим летом в районе Бергена. Контракт планируется заключить до конца 2021 года.

Руководитель программы "Проект 1512" в FMA сообщил, что ПСД нового типа заменят все системы аналогичного назначения, закупленные ранее, используемые различными подразделениями вооруженных сил, которые к настоящему времени практически исчерпали эксплуатационный ресурс и не соответствующие современным требованиям.

Не ясно, о каких конкретно системах идет речь, потому что раньше норвежские водолазы с ПСД не светились. То, что у них в руках на доступных фото-видео - портативные гидроакустические станции и водолазные планшеты:




Водолазы-подрывники ВМС Норвегии. Cлева - гидроакустический навигатор ArtemisPRO © Minedykkerkommandoen




Боевые пловцы ССО с планшетом TAC-200 © Espen Rekdal / Forsvaret

Если верить авторитетному норвежскому изданию Teknisk Ukeblad, эксперты которого много раз демонстрировали поразительные провидческие способности в отношении тендеров своих вооруженных сил, то конкурсное задание FMA составлено так, что наиболее вероятным кандидатом на закупку BoMoMaPS является ПСД Jetboots Diver Propulsion System (JDPS) американской компании Patriot3 Maritime (P3M), которая продала более тысячи комплектов cвоей системы более чем в 25 стран, большинство из них - подразделениям специального назначения.





Вверху - боевые пловцы итальянского Comsubin (Commando Raggruppamento Subacquei e Incursori «Teseo Tesei»), внизу - бойцы немецкого спецназа





Компактная и легкая система состоит из закрепленных на поясе аккумуляторной батареи и блока управления, а также двух двигателей с винтами в насадках на каждом бедре.



Малошумные компактные и легкие бесщеточные электродвигатели Gen5 одновременно выполняют роль подруливающих устройств



Пояс с батареей Li-Ion аккумуляторов и компенсирующей плавучестью




Слева - двухкнопочный блок управления, крепится к поясу вместе с батареей, справа - зарядное устройство




Слева - ремонтный комплект, справа - герметичный транспортный контейнер



Иллюстрация из патентной заявки 2002 года компании P3M

С тех пор концепция слегка изменилась - двигатели сместились с голеней на бедра. В P3M непрерывно совершенствуют свою систему. На фото внизу слева - двигатель Jetboots 2016 года, справа - с современной презентации. Как видите, размеры увеличились в два раза, а значит возросла и мощность.




Обзор известного блогера HI Sutton показывает, что на рынке у Jetboots есть конкуренты, например, система X2 Jet Pack от британской компании SCP Marine с двигателями/винтами, прикрепленными к предплечьям.



X2 Jet Pack © SCP Marine

Однако очевидно, что никто не может похвастаться ничем, похожим на экспортный успех и рыночную осведомленность P3M.


Норвегия, силы специальных операций, minedykkerkommando, marine jegerkommando (mjk), norway, Forsvarets Spesialkommando/Hærens Jegerk, prosjekt 1512

Previous post Next post
Up