В продолжение
темы:
Продолжаем наблюдение за наиболее пострадавшей от пандемии COVID-19 авиакосмической отраслью ВПК США. По мнению американских экспертов, продолжение коронакризиса затрудняет процесс её восстановления и будет оказывать долгосрочное негативное влияние на последующее развитие, поскольку военный сектор авиакосмической промышленности сильно зависит от гражданского, а там всё плохо.
По оценкам Aerospace Industries Association, снижение интенсивности внутреннего и международного авиасообщения во втором квартале привело к беспрецедентному общемировому сокращению пассажиропотока почти на 90%. Прибыли авиакомпаний в 2020 году составят "всего" $400 млрд, что повлечет за собой падение на 50%, объёмов гражданского авиапроизводства в США. К концу года прогнозируется сокращение более 220 тыс. рабочих мест на предприятиях, хотя в 2019-м году по сравнению с 2018-м отрасль продемонстрировала рост производства на 6,7% (гражданские ЛА 7%, КА 9%). При этом объём экспорта составил $148,1 млрд., из которых $126,5 млрд. принёс гражданский сектор и только $21,6 млрд. военный.
Доходность авиакосмической промышленности США в 2019 году ($ млрд.):
Военные и гражданские ЛА
КА
Наземные системы и оборудование
IT
Различные субподрядные производства
Всего
387
42
61
19
400
909
Согласно оценке General Aviation Manufacturers Association, в первом полугодии 2020-го по сравнению с тем же периодом 2019-го снижение объёмов авиастроения в США в среднем не превысило 30%
Объёмы продаж авиакосмической отрасли ВПК США в первых полугодиях 2019-2020 гг. ($ млн.):
Отрасль
1 полугодие
2019
1 полугодие
2020
1 квартал
2020
2 квартал
2020
Сокращение
в 1 полугодии 2020
Самолётостроение
767
569
271
298
-26%
Вертолётостроение
275
181
89
92
-34%
Это объясняется наличием крупных портфелей заказов, выданных авиастроительным компаниям в течение предшествующих периодов, а также реализацией мер государственной поддержки. Более того, являющиеся лидерами отрасли корпорации Lockheed Martin, Northrop Grumman и Raytheon объявили об увеличении продаж по сравнению с первым полугодием прошлого года за счет выполнения крупных государственных оборонных заказов.
Компании, отрасли и сегменты производства
2019
2020
рост/
снижение
1. Корпорация Northrop Grumman
17 426
18 324
+5%
КА
3 589
3 996
+11%
гражданские ЛА
5 539
5 768
+4%
военные ЛА
3 684
3 767
+2%
прочие ВВСТ
4 614
4 793
+4%
2. Корпорация Lockheed Martin
28 763
31 871
+10%
самолёты
11 134
12 872
+13,5%
вертолёты
7 530
7 785
+3%
КА
5 338
5 794
+8%
ракетное вооружение
и системы управления огнём
4 761
5 420
+12%
3. Группа Raytheon
23 061
26 600
+13%
Collins Aerospace’s Systems
авиастроение
13 089
10 758
-18%
Pratt & Whitney
авиационные двигатели
9 972
8 938
-10%
Raytheon Intelligence and Space
авиационные и космические системы военного
и гражданского назначения, IT
…1)
3 314
…1)
Raytheon Missiles and Defense
ракетное вооружение
…1)
3 590
…1)
4. Корпорация Boeing
29 710
20 468
-31%
гражданские ЛА
16 544
7 838
-53%
КА и военные ЛА
13 166
12 630
-4%
5. Компания General Electric Aviation
15 831
11 276
-29%
Примечание: 1) нет данных
Корпорация Northrop Grumman добилась максимального роста за счет производства космических аппаратов (КА). В этом сегменте доходы компании увеличились на 11%, главным образом, благодаря участию в программе МО США по созданию системы предупреждения о ракетных пусках нового поколения OPIR (Overhead Persistent Infrared Radar), а также в норвежской программе арктической широкополосной спутниковой связи
ASBM (Arctic Satellite Broadband Mission).
Корпорация Lockheed Martin в связи с выполнением ряда контрактов МО США во втором квартале 2020 г. увеличила продажи самолётов на $953 млн., то есть, на 17% по сравнению с прошлогодним показателем за аналогичный период. В частности, $700 млн. получено в результате увеличения объёмов производства по программе F-35. Доходы компании от строительства вертолётов во втором квартале 2020 г. возросли на $271 млн. (7%), главным образом за счет Seahawk и VH-92A. Сегмент производства космических систем Lockheed Martin также продемонстрировал рост во втором квартале 2020 г., благодаря дополнительным поступлениям в размере $90 млн. по программе OPIR, а также $85 млн. по гиперзвукому оружию и системам ПРО космического базирования. В целом доход увеличился на $179 млн., продемонстрировав рост на 7% по сравнению со вторым кварталом 2019-го.
Группа Raytheon в первом полугодии 2020 г. заявила рост доходов на 13% по сравнению с первым полугодием 2019 г., благодаря сохранению высоких производственных показателей в начале 2020-го. Во втором квартале поставки авиационных систем компаний Collins Aerospace’s Systems и Pratt & Whitney сократились на 48%, однако резкое падение доходов этого сегмента частично компенсировало увеличение на 10,5% объёмов оборонных госзаказов по авиастроению. Кроме того, 26% доходов Raytheon во втором квартале 2020 г. приходится на производство космических, ракетных и информационных систем.
Корпорация Boeing во втором квартале 2020-го понесла финансовые потери на $2,4 млрд., а за всё первое полугодие снижение доходов в оборонной и космической отраслях составило 4%. По сравнению со вторым кварталом 2019-го поставки гражданских самолётов сократились с 90 до 20 машин, то есть на 78%. Следует отметить, что убытки корпорации определяются не только коронакризисом, но и целым рядом сохраняющихся внутренних проблем компании, в частности, повлекших за собой полное прекращение производства авиалайнеров Boeing 737MAX. Попытки государства стабилизировать ситуацию посредством выдачи корпорации дополнительных оборонных контрактов, в частности, на поставку трёх БЛА-заправщиков MQ-25, пока не привели к значимому положительному эффекту.
Компания General Electric Aviation в первом полугодии 2020-го сократила производство на 25%, а доходы упали на 29%, что привело к потере 5400 рабочих мест. При этом впервые за время существования компании доля ее доходов от оборонных заказов увеличилась до 26%.
Эксперты считают, что на достижение показателей 2019 года в гражданском авиастроении потребуется до 10 лет. Для военного сектора этот срок меньше и оценивается в 3-5 лет. И хотя авиакосмическая отрасль ВПК США сохраняет рост в текущем году, в ближнесрочной перспективе прогнозируется замедление темпов его развития в связи возможным сокращением госфинансирования, а также вызванным экономическим спадом падением спроса на мировом рынке.
Для поддержки ВПК руководство США осуществляет финансирование с опережением графика целого ряда закупочных программ. В авиакосмическом секторе основными из них являются самолёты F-35, вертолёты Seahawk и VH-92A у Lockheed Martin, а также БЛА MQ-25 у Boeing. Кроме того, заключены дополнительные контракты на поставки авиационных ВВСТ для ВС США, зарубежных союзников и партнёров. Считается, что эти меры позволят крупным предприятиям высвободить часть средств и направить их на поддержку средних и малых субподрядчиков.
Таким образом, на фоне рекордного сокращения объёмов гражданского авиастроения в первом полугодии 2020 года авиакосмическая отрасль ВПК США в условиях коронакризиса демонстрирует рост за счет ускоренной реализацией программ госзакупок. Но, несмотря на принимаемые меры, снижение объёмов производства приводит к потере квалифицированных кадров и закрытию малых предприятий. Это окажет долговременный негативный эффект на развитие как гражданского, так и военного секторов американской авиакосмической промышленности и смежных с ней отраслей.