В продолжение
темы:
Корпорация FLIR Systems
объявила, что научно-исследовательский институт МО Норвегии FFI (Forsvarets forskningsinstitutt) приобрел один комплект беспилотной авиационной системы (БАС) Black Hornet VRS (Vehicle Reconnaissance System - система освещения обстановки боевых машин), таким образом, став первым ее заказчиком.
Nano-UAV Black Hornet Vehicle Reconnaissance System © Source: FLIR Systems
FLIR впервые представила БАС Black Hornet VRS в октябре 2018 года на выставке саммита армии США AUSA. Система включает пусковую установку с четырьмя слотами для нано-БЛА Black Hornet 3 и электрической зарядной станцией внутри. Пусковая установка может монтироваться снаружи любого военного транспортного средства, включая бронетранспортеры, боевые машины пехоты, легкие внедорожники и роботизированные системы. Операторы получают ситуационную осведомленность в режиме реального времени, оставаясь защищенными внутри своего транспортного средства. Для запуска и управления Black Hornet 3 предусмотрен штатный тактический дисплей, но при этом система легко интегрируется с современными системами управления полем боя и не зависит от платформы носителя.
В Военном бюджете Норвегии на 2019 год были зарезервированы средства на оснащение 21 боевой разведывательной машины на шасси БМП CV9030 Mk.3b нано-БЛА Black Hornet после их успешных испытаний в 2016 году. Однако с БРМ пока не сложилось, впрочем, об этом поговорим как-нибудь в другой раз. А текущий заказ специалисты FFI хотят использовать для испытаний перспективной интеллектуальной системы охраны военных объектов, в первую очередь имея в виду аэродромы базирования новых сверхсекретных истребителей пятого поколения F-35.
Систему охраны разрабатывает и тестирует отдел
ICE worx - центр инноваций в FFI. Отправной точкой для исследований и экспериментов стал афганский опыт, когда норвежский контингент выявил необходимость в системе обороны баз, где войска могли бы получить доступ к современным датчикам. За последние четыре года FFI существенно продвинулся в развитии системы.
Одну из первых публичных демонстраций руководству НАТО провели осенью 2018 года на учении ОВС НАТО Trident Juncture. В следующем году в течение шести месяцев НИИ FFI и военно-воздушные силы совместно проверяли, как новые технологии могут быть использованы,
завершив эти испытания на авиабазе Рюгге перед объявлением о достижении начальной оперативной готовности IOC истребителей F-35 ВВС Норвегии
в ноябре 2019-го.
Для системы установлены два основных требования: она должна быть максимально проста в эксплуатации и могла бы управляться только одним оператором. Слева - демонстрация возможностей системы на учении Trident Juncture, справа - испытания системы на АвБ Рюгге
You can watch this video on www.livejournal.com
Различные автономные мобильные и стационарные модули размещаются по периметру объекта - следящие камеры, радиолокационные, сейсмические и акустические датчики, датчики движения. Центральное место среди них занимает контейнер Pharox с РЛС и оптико-электронной камерой кругового наблюдения. Система разработана компанией Kongsberg на основе модулей вооружения Protector. К настоящему времени они уже используются на КДП аэродромов компании Avinor для дистанционного управления воздушным движением при взлете и посадке.
Система охраны также включает в себя CUAS (Counter Unmanned Aircraft System), т.е. систему борьбы с беспилотниками.
Слева - акустический датчик, справа - игровая камера, купленная в обычном магазине. Вы ее видите? Используя как часть системы готовые коммерчески технологии, в FFI надеются сократить время и стоимость разработки
Информация от датчиков поступает в информационную систему norBMS, разработанную как
АСУБ для норвежской армии. Искусственный интеллект используется для фильтрации информации, так что подразделение охраны поднимается по тревоге только когда датчики обнаружат нечто аномальное. Система сообщит, где находится нарушитель, куда он движется и, предположительно, что это такое. В операционной комнате дежурный может проверить по камерам, что вызвало тревогу. А выдвинувшиеся на перехват солдаты патруля получат доступ к той же информации на своих портативных терминалах и будут принимать уведомления с новой и важной информацией по пути.
Во время предыдущих демонстраций технология еще не была полностью готова к оперативному использованию. Как всегда в таких экспериментах, пришлось избавляться от большого количества детских болезней. Например, поначалу использовались разные сигналы тревоги для пяти разных типов датчиков. Такой подход оказался избыточным, путая оператора. Но эту проблему решили довольно быстро. Гораздо сложнее оказалось победить излишнюю чувствительность некоторых датчиков, постоянно генерировавших ложные тревоги в реальных, а не лабораторных условиях.
Кроме того, до сих пор не соответствует требованиям боевой наземный робот Olav, предназначенный для патрулирования периметра объекта
вместо пеших часовых. Он разработан на базе двухместного вездехода "багги", оснащенного оптоэлектронной системой, с возможностью установки стрелкового вооружения в дистанционно управляемом модуле.
Текущие планы заключаются в продолжении эксперимента до лета 2020 года, включая и испытание БАС Black Hornet VRS. Ранее здесь уже протестировали индивидуальную систему воздушной разведки Black Hornet PRS, и она получила отличные отзывы. Возможно, транспортируемый вариант даст преимущества - если Olav все-таки доведут до ума и поставят на него VRS начинать поиск с воздуха нарушителя можно будет быстрее, не дожидаясь прибытия на место оператора с PRS. Также планируется испытать и автономный катер для охраны объектов со стороны моря. Роль прототипа такого плавсредства будет выполнять уже известный постоянным читателям
катер Odin.
По итогам этих испытаний состав системы будет урезан до того, что реально полностью готово к использованию. В таком виде ее предложат принять на вооружение. Параллельно продолжится доводка остальных элементов, которые впоследствии могут быть достаточно легко интегрированы в уже существующую систему за счет ее открытой архитектуры.