Самотранспортирующаяся морская мина для ВМС Швеции

Dec 22, 2019 15:08

13 декабря закупочное агентство МО Швеции FMV (Försvarets materielverk) объявило о подписании контракта с Saab Dynamics AB на разработку демонстратора новой самотранспортирующейся морской мины (självgående sjömina) на основе имеющейся у этой компании технологии в области автономных подводных аппаратов AUV (Autonomous Underwater Vehicle). Заказ включает в себя разработку двигательной установки и системы управления в корпусе аппарата, но с инертным боевым зарядным отделением (то есть, разработка собственно минной части будет производиться отдельно), а также проведение ряда демонстраций проекта, включая запуск с различных платформ, планируемых в качестве носителей новой мины. Финальные испытания демонстратора должны состоятся в 2022 году.



Имитатор ПЛ AUV62-AT - возможный прототип новой самотранспортирующейся морской мины для ВМС Швеции (с) Saab

В сообщении конкретная технология AUV не называется. Впрочем, среди известной продуции Saab наиболее вероятным кандидатом выглядят автономные необитаемые подводные аппараты (АНПА) семейства AUV62. Они разрабатываются с 2000-х годов и к настоящему времени вышли на уровень серийных образцов, которые закупаются не только для ВМС Швеции, но уже привлекли и иностранных заказчиков.




Погрузка противоминного АНПА AUV62-MR на ПЛ ВМС Швеции и запуск из торпедного аппарата (с) Saab (скриншот с видео)

AUV62 представляет собой модульный АНПА второго поколения в корпусе 533-мм торпеды длиной 5-7 метров. Изначально предназначался для запуска из торпедных аппаратов подводных лодок в интересах выполнения долговременных миссий. В дальнейшем отработан запуск с надводных носителей и с береговых причальных объектов. Система управления АНПА обеспечивает точную навигацию и надежную связь. Полезная нагрузка АНПА AUV62 может быть снабжена различными акустическими, магнитными и оптическими датчиками для поиска морских мин, картографирования морского дна, ведения разведки, наблюдения, мониторинга окружающей среды, а также точной доставки различной полезной нагрузки. Собственно, если в качестве различной полезной нагрузки взять неконтактную донную мину, то ее точная доставка и представляет собой основную суть самотранспортирующейся морской мины.



С текущим вариантом пропульсивной системы АНПА AUV62 при восьмичасовой работе АКБ и крейсерской скорости 3 узла можно производить минные постановки на дальности 24 мили

Мины этого типа разрабатывались с 1950-х годов, в основном, в СССР и США. Наиболее известными их представителями являются принятые на вооружение в 1970-х - 1980-х советская СМДМ и американская Mk.67 SLMM (Submarine-Laid Mobile Mine). На фоне геополитической разрядки первоначально планировали снять эти мины с вооружения в 2012 году, но за них тогда заступился лично адмирал Джонатан Гринерт, начальник военно-морских операций ВМС США. А потом пришли другие времена, и теперь возможности скрытных минных постановок переживают своеобразный ренессанс, очень сильно интересуя американский флот, включая как использование АНПА большой дальности и продолжительности действия с несколькими минами CDM (Clandestine Delivered Mine), так и возможность интеграции Mk.67 SLMM. Считается, что эти системы существенно дополнят возможности новых авиационных мин Quickstrike-J и Quickstrike-ER. Но рассказ о них уже очень сильно выбивается за рамки сегодняшней темы, о них поговорим как-нибудь в другой раз.


Швеция, морские мины, saab

Previous post Next post
Up