Первый БЛА RQ-4D системы воздушной разведки AGS NATO совершил перелет в Европу

Nov 26, 2019 18:47



© HFw Christian Timmig/NATO

Несмотря на обоснованные сомнения некоторых коллег, первый из пяти БЛА RQ-4D системы AGS NATO утром в среду 20 ноября в 10:00 по местному времени всё-таки взлетел с авиабазы Палмдейл (Калифорния, США) и 22 часа спустя вечером уже четверга 21 ноября в 16:46 по местному времени приземлился в Европе на авиабазе Сигонелла (Сицилия, Италия), на своем новом аэродроме постоянного базирования.




© NATO



© NATO




Здесь беспилотнику организовали торжественную встречу, на которой генсек НАТО Йенс СТОЛТЕНБЕРГ заявил, что это событие знаменует важный шаг в реализации программы AGS NATO. Никто с ним не стал спорить. В середине января 2020-го в Сигонелле состоится еще одна церемония, и снова ожидается приезд главы НАТО.



© NATO

Ранее планировалось, что все БЛА AGS будут иметь итальянскую регистрацию и получат сертификаты летной годности, которые позволят им летать в несегрегированных зонах под ответственностью Armaereo - главного управления авиационных вооружений министерства обороны Италии (Air Armaments General Directorate). В октябре объявили, что для БЛА RQ-4D при выполнении ими разведывательных полетов выбран позывной "MAGMA".



© NATO

Cудя по фотографиям споттеров, беспилотник, который до этого летал в США с номером CS XAV-SA-0015, в этот раз нес временный итальянский военный регистрационный номер MT AV-SA-0015 и использовал "виртуальный" ICAO Hex Code ВВС Италии 33FD6A.



© Sergio Scandura/Twitter

Система воздушной разведки НАТО AGS (Alliance Ground Surveillance) предназначена для слежения с воздуха за наземной и надводной обстановкой в близком к реальному масштабе времени в любое время суток и в любых погодных условиях с помощью БЛА класса HALE (High Altitude Long Endurance). Система AGS NATO предоставит Альянсу способность контролировать с воздуха значительные по площади участки земной и морской поверхности с большого удаления от разведываемых объектов, но только из международного или союзного воздушного пространства.



© NATO

Подготовка к реализации программы началась в середине 1990-х годов. В 2009 году в Альянсе объявили, что к 2012 году они должны иметь до восьми БЛА Global Hawk и заложили в бюджет блока 1,4 миллиарда долларов на этот проект, подписав соответствующую декларацию о намерениях. Официально решение о развертывании системы AGS принято на саммите НАТО в Чикаго 20-21 мая 2012 года после почти 20-летней подготовки.

В настоящее время в соглашении о многонациональном сотрудничестве по созданию системы AGS участвуют 15 стран (Болгария, Германия, Дания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Норвегия, Польша, Румыния, Словакия, Словения, США, Чехия, Эстония). Германия, которая первоначально вынашивала планы развертывания собственной системы с БЛА Euro Hawk (на базе все того же Global Hawk), в 2013 году отказалась от них, по официальной версии, из-за растущих затрат и проблем с сертификацией. Впрочем, производители категорически отвергли эти претензии. Тем не менее, в ФРГ свою программу закрыли и в настоящее время финансируют около трети бюджета развития системы AGS. Канада еще не приняла окончательное решение, которое будет зависеть от возможной реализации национальной программы арктического наблюдения Arctic Hawk (догадайтесь с одного раза, какой БЛА будет выбран в качестве ее основы). Великобритания, как обычно, упорно ищет собственный путь, но при этом и усиленно продвигает к включению в систему AGS NATO пять своих разведывательных самолетов Sentinel R1, хотя бы на начальном этапе, до достижения полной оперативной готовности БЛА. Как бы то ни было, доступ к данным, полученным системой AGS будут иметь все 29 членов НАТО, хотя планировать разведывательные вылеты в своих интересах смогут не только лишь все.

Организационно ядро системы (NATO AGS Core System) включает командование (Support Segment), наземный компонент (Ground Segment) и воздушный компонент (Air Segment), основные силы и средства которых развёртываются на главной оперативной базе MOB (Main Operating Base) в Сигонелле.

Наземный компонент будет состоять из восьми транспортируемых и восьми мобильных автоматизированных комплексов сбора, обработки, связи и управления разведывательными средствами систем C2ISR (Command, Control, Intelligence, Surveillance and Reconnaissance), обеспечивающих прямую радиосвязь или спутниковое широкополосное высокоскоростное соединение с БЛА. Наземные элементы могут развертываться на ТВД в различных конфигурациях.




Элементы мобильного комплекса MGGS: слева станция широкополосной связи WBDL, справа машина связи и управления MGEC & MGCC со станцией SATCOM © Airbus Defence and Space

Первую мобильную систему MGGS (Mobile General Ground Station) компания Airbus Defence and Space представила в июне 2015-го в немецком Фредериксхафене (Friedrichshafen, Germany), и 5 ноября того же года начала поставки на авиабазу Сигонелла первого из шести заказанных первоначально комплектов с предприятия в Имменштаде (Immenstaad, Germany). Один комплект MGGS размещается в двух стандартных контейнерах и может перебрасываться автомобильным, железнодорожным, воздушным и морским транспортом.

Завершение поставки полного комплекта MGGS состоялось только в январе 2019-го, когда заказчику на Сигонелле передали машину связи и управления MGEC&MGCC (Mobile Ground Exploitation and Communications Components) и станцию спутниковой связи SATCOM (Sattellite Communication).

Компания Finmeccanica - Selex ES (в настоящее время в составе Leonardo) 3 декабря 2015-го начала поставки первой транспортабельной системы TGGS (Transportable General Ground System) со своего завода в Турине (Torino, Italy). К началу 2019-го уже Leonardo финализировала поставки второго комплекта TGGS #2.




В палатке транспортабельного комплекса TGGS восемь АРМ операторов системы AGS © Selex / Leonardo





Воздушный компонент первоначально будет включать пять БЛА RQ-4D. Эти машины, для которых иногда используется название Alliance Hawk, разработаны на базе БЛА RQ-4B Global Hawk модификации Block 40 ВВС США. Его конструкцию компания Northrop Grumman специально адаптировала под особые требования программы AGS, определенных Североатлантическим советом и ВГК ОВС НАТО в Европе SACEUR.



CS XAV-SA-0014 © Northrop Grumman

Как и RQ-4B Global Hawk Block 40, БЛА НАТО оснащены разработанной по программе MP-RTIP (Multi-Platform Radar Technology Insertion Program) радиолокационной станцией AN/ZPY-2 (обозначение ВВС США). Эта РЛС с активными фазированными антенными решетками трехсантиметрового диапазона (X-band) обеспечивает режимы отображения движущихся наземных целей GMTI (Ground Moving Target Indicator), низколетящих воздушных целей, бокового обзора с синтезированной апертурой (SAR) и наземной радиолокации высокого разрешения.



Сборка БЛА RQ-4D на предприятии в Палмдейле (Palmdale, California) © Northrop Grumman

В мае 2012 года НАТО подписало контракт с Northrop Grumman в качестве генерального подрядчика на поставку пяти модифицированных RQ-4B Global Hawk Block 40, при этом планировалось что потенциала так называемой начальной эксплуатационной готовности они достигнут в мае 2017 года, то есть, всего через 60 месяцев. Церемония выкатки первой из пяти заказанных машин прошла 4 июня 2015 года. Собрать все основные компоненты ядра AGS в Сигонелле собирались в середине 2016 года, чтобы начать интеграцию и общие испытания. Однако при реализации программы возник ряд проблем, решение которых заняло больше времени, чем ожидалось. На этом этапе сроки передачи всех БЛА заказчику сдвинулись на 2018 год, а развёртывание системы должно было завершиться до начала 2019-го. Но проблемы сохранялись, основная часть которых была связана с сертификацией бортовых систем, а также согласованием норм и правил полетов военных БЛА в гражданском воздушном пространстве. Их устранение требовало постоянного и активного мониторинга со стороны поставщика, представителей стран-участниц и управления программы NAGSMA (NATO AGS Managment Agency). И только теперь появился свет в конце тоннеля. Все пять БЛА RQ-4D в настоящее время находятся на различных этапах летных испытаний. Оставшиеся четыре БЛА должны быть переброшены в Сигонеллу в течение следующих шести месяцев, при этом второй должен прилететь ещё до Нового года. Сразу по прибытии каждого из них на основную оперативную базу в Италии начинается этап приемки для проверки систем на предмет соответствия требованиям и заявленным характеристикам. Достижение начальной эксплуатационной готовности теперь ожидается в первой половине 2020 года. Первый ангар будет готов к лету, поэтому до этого времени БЛА будут находиться во временных ангарах. Передача AGS в эксплуатацию ОВС НАТО будет произведена после завершения всех испытаний, проверки эффективности системы и ожидается в 2022 году, одновременно с завершением всей новой инфраструктуры в Сигонелле.

Норвегия официально присоединилась к AGS еще в феврале 2012 года на министерской встрече альянса в Брюсселе. Ее вклад в инвестиции по программе на начальном этапе составил всего 335 млн. крон (около 55 млн. долларов в ценах 2012 г.) из 1,9 млрд. долл. суммарных затрат. Объемы дальнейших эксплуатационных расходов связаны с планируемым ежегодным налётом 3500-4000 часов при расчётной стоимости одного полётного часа в 20 тыс. долларов (в настоящее время около 50 тыс. долларов). Сейчас ежегодные эксплуатационные расходы оцениваются в 76 миллионов евро, из которых доля Норвегии составляет около 1,5 миллиона. Инвестиции по программе AGS в базу Сигонелла оцениваются в 105 млн. евро, а доля Норвегии в них составляет 1,6 миллиона. Один представитель Норвегии в настоящее время участвует в работе агентства NAGSMA. Из примерно 600 человек персонала AGS в Сигонелле будет семеро норгов, которые занимают как оперативные, так и технические, и административные должности. Впрочем, общее количество народу на главной оперативной базе почти всегда будет больше примерно примерно на 100 человек - стажеров, обучающихся эксплуатации системы.

В вооруженных силах Норвегии разработан национальный план осуществления совместного с НАТО мониторинга, разведки и наблюдения JISR (Joint Intelligence Surveillance and Reconnaisance). Программа AGS NATO является одним из важнейших его элементов.




Слева - норвежский полковник Арле Брустад; справа - полковник Ронни Сёрби - норвежский офицер на базе Сигонелла в Италии, а полковник Арле Брустад работает над системой в офисе NAGSMA в Брюсселе. Фотография сделана сразу после приземления на базу в Италии © Foto: Paal Ravnaas / Florian Cla

В создании и развитии программы AGS участвуют несколько норвежских компаний. Прежде всего, это локомотив ВПК страны Kongsberg, который в программе AGS c 1995 года. В своем опубликованном перед выходными пресс-релизе Northrop Grumman назвал Kongsberg наряду с Airbus и Leonardo в качестве трех наиболее важных своих субподрядчиков при разработке AGS.

В частности, Kongsberg поставит и в течение 20 последующих лет будет обеспечивать сопровождение эксплуатации системы SMARF (сначала System Master Archive/Research Found в дальнейшем System Master Archival/Retrieval Facility information) для сбора и поиска разведывательных данных в оперативной памяти запоминающего устройства на борту БЛА.

"С финансовой точки зрения это не самый большой наш проект. Правильно сказать, что мы являемся ключевым технологическим партнером", - заявил Кирре ЛОНЕ (Kyrre Lohne), менеджер по связям Kongsberg Defense & Aerospace.

Еще несколько норвежских IT-компаний приняли участие в проекте AGS по подсистемам для хранения данных Galleon и их шифрования Hiddn.


norway, БЛА, США, rq-4, northrop grumman, leonardo, Норвегия, kongsberg, Италия, ags nato, НАТО

Previous post Next post
Up