В продолжение
темы:
Эскизные изображения перспективного китайского атомного ледокола-электростанции
Пока нет полной ясности по тендерам и контрактам, но в общих чертах картина выглядит так:
В 2014 году специально для проектирования гражданских судов с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ) китайская судостроительная корпорация CSIC (China Shipbuilding Industry Corporation) создала научно-исследовательский институт НИИ-719.
В ноябре 2017 года Китайская национальная ядерная корпорация CNNC (China National Nuclear Corporation) сообщила, что НИИ-719 завершил разработку технического проекта первой китайской плавучей атомной электростанции. Также корпорации CNNC и CSIC создали совместное предприятие для строительства плавучих атомных электростанций.
Модель проектируемой первой китайской плавучей атомной электростанции, представленная государственной судостроительной корпорацией CSIC в 2017 году на промышленной выставке в Пекине (надпись на борту рядом с логотипом CSIC: 中船重工 - China Shipbuilding Heavy Industry) © Wu Changqing / China Daily
В июне 2018 года CNNC опубликовала тендерное извещение на проектирование технологии компактных ЯР, которые будут использоваться на надводных судах. Планировалось, что первый энергетический ЯР для плавучей электростанции должен быть поставлен CNNC в 2020 году
Также 21 июня 2018 года CNNC объявила открытый тендер между компаниями материкового Китая на проектирование и строительство первого в КНР ледокольного судна с ЯЭУ. Участники конкурса будут отвечать за проведение НИОКР, строительство, испытания и поддержку эксплуатации судна после передачи его заказчику. Помимо ледокольных функций, судно также должно выполнять функции плавучей электростанции. Срок завершения подачи заявок на участие в тендере был назначен на 20 марта 2019 года.
20 марта 2019 года государственная китайская компания CGN (China General Nuclear Power Group) объявила тендер на заключение контракта для строительства атомного ледокольного судна.
27 июня 2019 года Китайская национальная ядерная корпорация CNNC объявила об открытии публичных торгов (
public bidding) по атомному ледоколу, который позиционируется как "многоцелевое вспомогательное судно комплексной поддержки с ЯЭУ". Оно будет способно действовать в тяжелых многолетних льдах Арктики и обеспечит Китаю дополнительные возможности для освоения транспортных коммуникаций региона, включая трансполярный маршрут через центральную часть Северного Ледовитого океана. Помимо ледокольных функций, судно будет использоваться в морских поисково-спасательных операциях, а также в качестве плавучей атомной электростанции - для снабжения морских буровых платформ, нефтегазовых комплексов и других потребителей, расположенных в удаленных районах, включая и полярные.
Основные заявленные характеристики ставят китайское судно по ряду параметров в один ряд с крупнейшими атомными ледоколами "Росатомфлота". Так, водоизмещение его составит 30 тыс. тонн, главные размерения (Д×Ш×О) 152×30×18 метров, ГЭУ из двух компактных водяных ЯР × 25 МВт с выходной тепловой мощностью 200 МВт, а вот максимальная скорость хода всего 11,5 узлов.
Интересно, что новый китайский ледокол описан в проектной документации как "экспериментальная платформа" для отработки различных технологий в области судовых ЯЭУ. Большинство экспертов и инсайдеров связывают это с намерением использовать ледокол для наработки практического опыта эксплуатации судовых ЯЭУ перед началом разработки и строительства перспективный авианосцев следующего поколения по проекту "Тип 003".
На фоне планов таких эпохальных свершений сущей безделицей смотрится сообщение о том, что недавний ньюсмейкер китайских полярных исследований "Сюэлун-2" (Xue Long 2) - второй китайский ледокол, причем первый национальной постройки - в начале июня вышел в Восточно-Китайское море на двухнедельные морские ходовые испытания. При этом проверялись его ходовые и маневренные характеристики, а также функционирование основных корабельных систем и механизмов. Завершение всего комплекса испытаний и сдача судна заказчику планируются в четвертом квартале 2019 года.
В прошлом году сообщалось, что "Сюэлун-2" должен быть введен в эксплуатацию в первой половине 2019-го, чтобы к концу года принять участие в своей первой антарктической экспедиции. Вроде бы есть небольшое отставание от графика, но если уложатся до октября, то должны успеть.