В продолжение
темы: 23 апреля командование кораблестроения и вооружений ВМС США (Naval Sea Systems Command) подписало контракт стоимостью 745,9 млн. долл. с американской компанией VT Halter Marine на детальное проектирование и постройку для службы береговой охраны США нового тяжелого ледокола. Строительство будет вестись на верфи в Паскагула (штат Миссисипи), принадлежащей Singapore Technologies Engineering, как и сама компания VT Halter Marine. Закладка корпуса запланирована на 2021 год, а завершение строительства и передача ледокола заказчику ожидаются во втором квартале 2024-го. Положениями контракта предусмотрен опцион на последующее строительство ещё двух однотипных кораблей со сроком сдачи в 2025 и 2027 годах соответственно. Общая стоимость контракта с реализацией дополнительного соглашения составит около 2 млрд. долларов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/1090029/1090029_600.jpg)
Таким образом, в конкурсе эскизных проектов по программе Polar Security Cutter (ранее Polar Icebreaker) компания VT Halter Marine победила Bollinger Shipyards в группе с Fincantieri Marine Group/Philly Shipyard. Последняя предложила проект своей дочерней компании Vard Marine на основе конструкции тяжелого ледокола John G. Diefenbaker, строящегося
для БОХР Канады. На начальном этапе в феврале 2017 года в программе также участвовали Huntington Ingalls Industries и General Dynamics/NASSCO (National Steel and Shipbuilding Company). "Хантингтон" сошла с дистанции первой. В "Дженерал Дайнемикс" поначалу рассматривали возможность подачи заявки на детальное проектирование и строительство, но потом передумали.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/1090161/1090161_600.jpg)
В VT Halter Marine выбрали в качестве основы проект нового немецкого ледокольного научно-исследовательского судна Polar Stern II, разработанного по заказу министерства образования и науки ФРГ компанией SDC (Ship Design & Consult GmbH, Hamburg, Germany) и строящегося на верфи HDW (Howaldtswerke-Deutsche Werft), подразделении TKMS (Thyssenkrupp Marine Systems GmbH, Kiel, Germany). Фирма New Orleans Technology Associates, Inc в течение двух лет занималась доработкой дизайна в соответствии с требованиями БОХР США. Использование готового серийного проекта позволит добиться существенной экономии расходов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/1093162/1093162_600.jpg)
Можно сравнить "родственников", хотя изображений Polar Stern II пока совсем немного, к сожалению.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/1091407/1091407_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/1090707/1090707_300.jpg)
Вверху последние известные варианты, внизу ранние концепты.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/1091010/1091010_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/1091119/1091119_300.jpg)
При проектировании ледокольных судов всегда остро стоит вопрос компромиссов между ледопроходимостью и мореходностью. Выполнение этих требований создает фундаментальные решения в отношении концепции корабля. Высокие ледокольные характеристики обусловили выбор формы носовой оконечности, по крайней мере, до уровня ватерлинии. Корпус Polar Stern II спроектирован таким образом, чтобы выдавливать колотый лед в стороны, за пределы судоходного канала. В качестве основного средства снижения амплитуды бортовой качки выбраны так называемые успокоительные цистерны (
anti-rolling tanks), включая активные U-образные (
U-tube tanks). Другие методы уменьшения качки, такие как
бортовые кили или активные гидродинамические стабилизаторы плохо сочетаются с ледокольными функциями.
В связи с запросом на многофункциональность, значительное внимание уделено устройству кормовой рабочей палубы, где выполняется большая часть погрузочно-разгрузочных работ и научных исследований, для чего должна быть предусмотрена установка контейнеров и устройств для их подъема.
При длине 140 и ширине 27 метров полное водоизмещение корабля составит 33 тыс. тонн. Главная энергетическая установка с дизель-генераторами Caterpillar мощностью более 45 200 л.с. (33 700 кВт) и азимутальные движители Azipod (винто-рулевые колонки) позволят ледоколу развивать максимальную скорость 20 узлов по чистой воде, при этом он будет способен колоть лед толщиной до 2 метров со скоростью 3 узла, а также самостоятельно преодолевать торосы высотой до 6 метров. Автономность составит 80 суток. На борту смогут размещаться 186 человек, включая экипаж и пассажиров.
Командование БОХР США до сих пор не определилось с вооружением корабля, не отказываясь пока от планов оснащения ледоколов ракетами различного назначения, для чего боевая система корабля C5I будет разработана на основе БИУС Aegis компанией Raytheon. Минимальные требования включают стрелково-артиллерийское вооружение калибром до 20 мм, а также авиационную группу из двух вертолётов и двух БПЛА. Кроме того, предполагается оснащение ледоколов телеуправляемыми и автономными подводными аппаратами.
Нужно заметить, что заявленные в контракте суммы в 746 миллионов и 2 миллиарда долларов покрывают только расходы судостроителя. Они не включают стоимость закупаемого правительством оборудования для установки на корабле, а также государственные расходы на управление программой. Если учесть и их, то общая сметная стоимость закупок по программе PSC при серии составляет 925-940 миллионов, а для серии из трех кораблей 2,95 млрд долларов.
Источники:
1)
VT Halter Marine to Build New Coast Guard Icebreaker2)
VT Halter Marine Details Coast Guard Icebreaker Bid 3)
Report to Congress on Coast Guard Polar Security Cutter4)
Coast Guard Polar Security Cutter (Polar Icebreaker) Program: Background and Issues for Congress ![](http://counter.co.kz/CounterCoKz?page=andrej-kraft.livejournal.com_169689.html&style=mblack&digits=5)