Боевые лазеры на земле в небесах и на море

May 13, 2019 03:00

В продолжение темы:

После двухлетнего затишья в конце 2018 − начале 2019 гг. концерн Rheinmetall завершил доводку новой версии собственного прототипа боевой лазерной установки. В декабре 2018-го на полигоне Оксенбоден (Ochsenboden) в Швейцарии проведена серия полномасштабных испытаний в ходе которых снова успешно поражены в полете минометные мины и БЛА.



Демонстрационный прототип боевого лазера Rheinmetall (Оксенбоден, Швейцария, декабрь 2018 г.)

Установка является логическим продолжением НИОКР по интеграции боевой лазерной установки в систему ПВО ближнего радиуса действия NBS (Nächstbereichschutzsystem) MANTIS (Modular, Automatic and Network-capable Targeting and Interception System), стоящей на вооружении ВВС Германии, а также имеет все необходимые интерфейсы для подключения к системам ПВО более высокого уровня (архитектура EN DIN 61508).




В ее состав входят источник лазерного излучения мощностью 20 кВт, оптическая система фокусировки (ОСФ), механические приводы наведения и встроенная система управления, которая автоматически осуществляет наведение оптической оси и сопровождение ею цели.




Все компоненты боевой лазерной установки спроектированы в модульном исполнении, а технология позволяет масштабировать варианты конкретного исполнения, за счет чего система потенциально может быть развернута на различных платформах, в зависимости от решаемых задач и степени угрозы.



Эскизное изображение варианта возможного размещения перспективного боевого лазера Rheinmetall на БТР Boxer

В сравнении с предыдущим решением качающегося блока излучателей во вращающейся массивной башне от MANTIS, теперь конструкторы Rheinmetall перешли к существенно более легкой лазерной турели, где излучатель жестко закреплен под ней, а вращается только ОСФ (ранее именно такой вариант предложила Raytheon по программе GBAD ВМС США для экспедиционных сил корпуса морской пехоты). Такая система позволяет существенно сократить массогабаритные характеристики привода и при этом обеспечивает наведение в круговом секторе по горизонту и на 270 градусов по углу места .




Кроме того, такая система существенно лучше поддается масштабированию, и в Rheinmetall по прежнему обещают при необходимости довести мощность излучения до 100 кВт и выше.

На таком фоне в немецком отделении MBDA продолжают топтаться на месте. Впрочем, Бундесвер пока не проявляет значительного интереса к приобретению таких систем, поэтому никто никуда не торопится.

Ну, и в завершение, чтобы два раза не вставать. Старясь особо не увлекаться репостами, тем не менее, иногда без них никак. Коллега fonzeppelin накопал и разместил у себя интересных подробностей и деталей по этой теме, но уже с флотским и авиационным уклоном. Нет особого смысла повторять все то же самое другими словами, поэтому рекомендую.

Для начала о прототипе корабельной лазерной установки, в течение целых пяти лет находившейся в опытной эксплуатации ВМС США на десантном транспорте-доке USS Ponce, и о ее счастливой судьбе после списания корабля-ветерана. Наиболее интересным в этой истории видится использование ОСФ "в обратную сторону" − раньше о возможности такого применения боевых лазеров отчего-то никто не упоминал.

Оригинал здесь: И еще больше морских лазеров



Американский флот, похоже, изрядно задело, что китайские "коллеги" обошли их с разработкой рельсотронов. И если дела с рельсовой пушкой у исследовательского центра Дальгрена по-прежнему не так чтобы особенно ладятся, то вот в другом энергетическом оружии - лазерах - американскому флоту есть чем похвастаться.

Еще в 2014 году, на десантном корабле LPD-15 USS "Понс" установили экспериментальную лазерную установку AN/SEQ-3 LaWS (англ. Laser Weapon System - система лазерного вооружения). Это был 30-киловаттный инфракрасный лазер, составленный из шести обычных сварочных 5-киловаттных твердотельных лазеров. Помещенные в общую раму, лазеры были оснащены фокусирующей системой, концентрировавшей все шесть лучей на одной цели. Поскольку установка была экспериментальной, ее не включали в общую автоматическую систему управления огнем корабля, а управляли вручную, с помощью де-факто пульта от видеоприставки.



Неказистый лазер, ко всеобщему удивлению, не просто прошел успешно испытания, но и полюбился морякам (которые вообще говоря склонны критически относиться к экспериментальным установкам). Хотя изначально испытания планировались продолжительностью в год, опыт развертывания боевого лазера оказался настолько успешным, что лазер решили оставить как часть постоянного вооружения "Понса". В декабре 2014, лазерную установку официально объявили боеспособной, разрешив командиру корабля применять ее по своему усмотрению. Когда же старый "Понс" - заложенный еще в 1966 году - было решено списать в 2017 году, лазерную установку с него переставили на новый LPD-27 USS "Портленд".

Опыт первого полевого развертывания лазера явно вдохновил американский флот. В современных условиях, когда роль беспилотных летательных аппаратов в разведке и целеуказании непрерывно возрастает, лазеры рассматриваются как возможное решение проблемы. Поражение небольших дронов (особенно действующих "роем") зенитными ракетами, является экономически неэффективным. Качество же современной оптики позволяет дрону держаться за пределами эффективной досягаемости автоматических орудий и пулеметов. В то же время, выстрел лазера обходится исключительно в стоимость израсходованного электричества. Для LaWS, стоимость уничтожения беспилотного самолета оценивали в 59 центов.

И вот буквально на днях, американский флот официально объявил о заказе следующего поколения боевых лазеров - 60-киловаттного HELIOS (англ. High Energy Laser with Integrated Optical-dazzler and Surveillance - Высокоэнергетический Лазер с Интегрированными Функциями Ослепления Оптики и Наблюдения).



По сравнению с LaWS, новая установка будет иметь почти вдвое большую мощность и (предположительно) большую дальность, за счет более совершенной оптики и систем фокусировки. Кроме того, изменяется сам принцип накачки. HELIOS представляет собой волоконный лазер, использующий оптическое волокно для сбора воедино и перенаправления к выходной аппертуре лучей от множества индивидуальных маломощных лазеров. 30-киловаттный прототип, созданный компанией "Локхид", концентрировал энергию от девяноста шести (96) лазеров, индивидуальной мощностью в 300 ватт каждый. Такой подход позволяет обойти сложности с созданием мощных лазерных установок - волоконный лазер собирает энергию от множества маломощных - и значительно повысить КПД. Новый лазер также будет интегрирован в систему Aegis, т.е. помимо ручного наведения "с приставки" сможет также нацеливаться и сопровождать цель автоматически, используя весь сенсорный инструментарий корабля.

Основным назначением боевых лазеров, ВМФ США видит:

* Уничтожение многочисленных "мягких" целей, таких как беспилотные летательные аппараты, быстроходные моторки, легкие самолеты и т.д. - целей, которые слишком дешевы, чтобы расходовать на них управляемое оружие, и затруднительно поразить неуправляемыми снарядами.

* Ослепление систем оптико-электронной разведки противника, в том числе на больших дистанциях - оптика особенно уязвима для лазерных систем, за счет самофокусировки входящего луча. Способность ослепить вражеские оптико-электронные системы на безопасной дистанции - важный элемент в концепции "оставаться незамеченным или неидентифицированным", стандартной для американского флота.

* Точечное поражение отдельных целей и элементов целей - например, точечное уничтожение двигателя моторной лодки (которую требуется захватить вместе с пассажирами), или прицельный подрыв боеприпаса прямо на направляющей.

* Содействие другим системам в отражении ракетных и воздушных атак - мощность в 60 киловатт позволяет лазеру HELIOS достаточно эффективно плавить алюминий, тем самым прицельно разрушая обшивку или органы управления самолетов и противокорабельных крылатых ракет. Также лазер может быть эффективен при отражении артиллерийских и минометных обстрелов, а также атаки неуправляемыми реактивными снарядами или ОТРК.

* Наконец, лазер рассматривается как очень эффективное средство оптико-электронной разведки - его способность эффективно фокусировать исходящее излучение также означает способность эффективно фокусировать входящее. Согласно опыту эксплуатации "Понса", моряки сравнивали наличие лазера с возможностью "иметь телескоп "Хаббл" прямо на борту", и считали установку чрезвычайно эффективной для быстрой визуальной идентификации и инспекции целей.

Контракт стоимостью в 150 миллионов долларов - сущие копейки по современным меркам Пентагона - предусматривает поставку двух лазерных установок к 2021 году. Одна из них предназначена для полигонных тестов на ракетном полигоне Уайт Сэндс, в Нью-Мехико. Вторая же предназначена для оперативного (хотя и опытного) развертывания на военном корабле. Есть основательное мнение, что первым носителем боевого лазера станет DDG-51 USS "Арли Берк" - основатель класса. Он как раз должен встать в 2020 на ремонт и модернизацию, и установка на нем лазера выглядит логичным решением.

P.S. Итоговой целью, ВМФ США видит создание к середине 2020-ых модульных лазеров мощностью в 100-150 киловатт, пригодных к установке на серийные боевые корабли и способных эффективно уничтожать крылатые и баллистические ракеты, угрожающие кораблю.

Теперь об авиационных приложениях для боевых лазеров. Работы в этом направлении шли давно, но с технологией химических лазеров не получилось ничего, кроме циклопического в обоих смыслах YAL-1 на базе «Джамбо-Джета» Boeing 747. В 2011-м американское министерство обороны отказалось от дальнейшего финансирования этого бездонного проекта, поэтому постепенно вся движуха сошла на нет и затихла. Активизировались НИОКР только в середине 2010-х, когда полупроводниковые лабораторные установки продемонстрировали приемлемые мощностные и массо-габаритные характеристики, позволяющие рассуждать о потенциальной возможности интеграции этой технологии на относительно небольших платформах, включая боевые самолеты тактической авиации. И теперь в США всерьез собираются снова заняться этим вопросом.

Оригинал здесь: Испытан авиационный оборонительный лазер SHiELD

Военно-Воздушные Силы США сообщили об успешном (наземном) испытании прототипа авиационого лазера SHiELD (англ. "Щит"). Полностью название лазера расшифровывается как Self-Protect High Energy Laser Demonstrator - "Демонстратор Высокоэнергетического Лазера Самообороны".



Программа SHiELD была инициирована в 2010-ых как разработка лазерных систем самообороны для самолетов. Конечной целью представляется создание компактного боевого лазера, мощностью около 10 киловатт, приспособленного к установке как на существующие, так и на перспективные самолеты, и способного поражать атакующие самолет УРВВ и ЗУР.

Основные аргументы в пользу концепции следующие:

* Использование оптоволоконных лазеров позволяет создавать сравнительно легкие и компактные системы высокой мощности, в том числе модульные (т.е. допускающие наращивание мощности объединением нескольких стандартных модулей).

* На большой высоте, прозрачность атмосферы значительно выше и условия для работы лазера гораздо благоприятнее.

* УРВВ и ЗУР априори уязвимы для лазерного излучения, так как подвергаются высоким нагрузкам и чувствительны даже к незначительным деформациям и повреждениям.

* Угрожающая самолету УРВВ или ЗУР априори подставляет под атаку свою головку самонаведения - которую невозможно адекватно защитить без утраты ею функциональности, и которая очень уязвима для облучения.

* Вопросы фильтрации ложных целей для оборонительного лазера не имеют значения.



Согласно имеющейся информации, лазер был испытан на полигое Уайт Сэндс 23 апреля. В ходе испытаний были успешно поражены несколько авиационных управляемых ракет, запущенных в направлении лазерной установки. Таким образом, первую стадию проектирования считают завершенной, и фирма "Локхид" (разработчик) приступает к следующей: созданию авиационной версии лазера.

Предполагается, что лазерная система, созданная в рамках SHiELD будет иметь вид подвесного контейнера с выдвижной лазерной турелью, монтируемого на стандартные точки подвески вооружений. Питание предполагается от внутренних аккумуляторов контейнера, с перезарядкой либо от турбогенератора, вращаемого набегающим потоком воздуха - либо от компактной газовой турбины, работающей на авиационном топливе (прямо от баков самолета). Поиск и сопровождение целей будет осуществляться сенсорной системой самолета-носителя, в комбинации с собственной оптикой лазера.

Основными носителями контейнерной системы должны стать самолеты "типов наследия" (англ. Legacy-types) - т.е. F-15, F-16 и F/A-18. Для этих постепенно устаревающих машин повышение защищенности представляется особенно желательным. Современные стелс-истребители, вроде F-22 и F-35, как предполагается, обладают достаточно высокой боевой устойчивостью и не нуждаются в активной лазерной защите (которая будет неминуемо повышать их ЭПР). Однако, предполагается, что перспективные истребители 6-го поколения, находящиеся сейчас в начальной стадии разработки, будут спроектированы так, чтобы включать лазерную систему обороны как часть конструкции.

ИМХО: оборонительные лазеры SHiELD могут оказаться значимым "изменением правил" в воздушной войне. Способность активно уничтожить - не просто обмануть или сбить с курса! - угрожающую самолету ракету, потенциально может повысить живучесть боевой авиации в разы, если не на порядки. В комбинации с современными системами РЭБ, понижением радиолокационной и инфракрасной заметности (а также потенциально использованием систем искусственного интеллекта для тактического управления самолетами в реальном времени), лазерные комплексы могут придать самолетам возможность "выдерживать" атаки неприятеля, отражая и уничтожая выпущенные в них ракеты. Это в определенной степени компенсирует внезапность воздушных атак, обеспечиваемую в настоящее время стелс-самолетами.


rheinmetall, Фонтастегу - в жЫзнь, боевые лазеры, США, us air force, us navy, Германия

Previous post Next post
Up