Минный транспорт "Великий князь Константин" - один из наиболее известных ранних примеров успешной конверсии
В последнее время сразу несколько стран обозначили явную тенденцию к созданию принципиально новых классов боевых кораблей, переоборудованных из коммерческих транспортных судов (танкеры, контейнеровозы, паромы-ролкеры).
В случае использования в качестве базы крупнотоннажных судов, за счет своих размеров такие корабли пригодны к длительным экспедиционным развертываниям и обеспечению военного присутствия на удаленных ТВД. Они способны нести широкий спектр нагрузки и вооружения, включая авиационное, теоретически, сопоставимое и даже превосходящее авиагруппы самых крупных авианосцев и универсальных десантных кораблей. Но в качестве основного варианта нагрузки пока рассматриваются только подразделения морской пехоты (МП), средства их высадки, а также различное ракетное вооружение, включая ударное. Дополнительно новые корабли могут играть роль передовых командных пунктов, плавбаз, а также судов снабжения и обеспечения. При этом использование в качестве базы корпусов коммерческих судов делает такие корабли относительно доступными по стоимости даже при крупных размерах и дает возможность ускорить их приобретение и последующее переоборудование.
Соединенные Штаты Америки ведут исследования относительно возможности использования крупных коммерческих судов, включая супертанкеры, для возобновления разработанной в 1990-х годах
концепции "кораблей-арсеналов", несущих на борту значительное количество оперативно-тактических крылатых и баллистических ракет, а также носителей средств ПРО и авианесущих кораблей. Наиболее близкой к реализации в настоящее время считается концепция крупных экспедиционных плавбаз для амфибийно-десантных операций МП, или даже сверхкрупных "плавучих островов" специальной постройки на базе современных коммерческих технологий. В ряде заявлений командования МП США утверждается, что решение о создании сети таких плавбаз считается фактически принятым. Конфигурация будущей системы еще обсуждается, но одна такая база уже постоянно развернута на Ближнем Востоке, о чем ниже. А во время предрождественской поездки коменданта МП в Норвегию в 2017 году, выступая перед морпехами, он заявил, что одну из последних в серии новых плавбаз могут поставить на постоянное передовое присутствие в районе бывшей военно-морской базы Улавсверн. Это быстрее и дешевле, чем строить там новую береговую инфраструктуру. UPD Впрочем, несколько позже нашелся и более эффективный и эффектный способ
вернуть скандальную базу военным НАТО.
Здесь все-таки нужно заметить, что в своей новейшей истории США уже имели опыт конверсии гражданских судов для решения обеспечивающих задач ВМС. Первоначально в конце 1980-х годов два танкера типа San Clemente переоборудовали в госпитальные суда Mercy (в 1986 г.) и Comfort (1987 г.). При длине 272 метра они имеют водоизмещение 24,7 тыс. тонн и скорость 17,5 узла. Экипаж судна включает 61 гражданского моряка и 259 человек медперсонала. На судах оборудованы 12 операционных, лазарет на 1000 койко-мест, рентгеновский кабинет, медицинская лаборатория, аптека, кабинеты функциональных исследований, палаты интенсивной терапии, стоматологический кабинет две кислородных станции и морг. Суда могут принимать пациентов прямо в море, для чего каждое судно несет несколько плавсредств, а также оборудовано вертолётной площадкой с ангаром на крыше надстройки.
Госпитальное судно USNS Mercy КМП ВМС США
Действуя в составе Командования морских перевозок (КМП) ВМС США (U.S. Navy Military Sealift Command - MSC), эти госпитальные суда предназначены для оказания первой медицинской помощи при массовом поступлении раненых в ходе боевых операций. Их дополнительная задача заключается в предоставлении гуманитарной помощи, включая медицинское обслуживание пострадавших и беженцев. В 1990-х годах эти суда активно использовались в ходе военных операций в Ираке, а также до настоящего времени регулярно привлекаются к ликвидации последствий стихийных бедствий в различных регионах планеты.
Госпитальное судно USNS Comfort КМП ВМС США
В дальнейшем в начале 2010-х годов в США решили вернуться к этой уже апробированной концепции в рамках программы мобильных десантных платформ MLP (Mobile Landing Platform), разрабатываемой для обеспечения крупномасштабных логистических операций в ходе экспедиционных развертываний ВС США за рубежом. По замыслу такие корабли должны значительно снизить зависимость от иностранной портовой инфраструктуры в ее отсутствие, или при низкой пропускной способности существующего причального фронта.
Проектное изображение корабля концепции MLP
Проект мобильной десантной платформы разработан General Dynamics на основе корпуса коммерческих танкеров типа Alaska, ранее серийно строившихся на верфях входящей в состав этой корпорации компанией NASSCO. Фактически MLP представляет собой полупогружную платформу, являющуюся плавучей базой для постоянного передового базирования в море десантных катеров на воздушной подушке (ДКАВП) типа LCAC.
Испытания первого построенного по программе MLP корабля Montford Point с тремя ДКАВП типа LCAC на палубе
Корабль способен нести три таких катера и решать задачи как самостоятельного десантного корабля, так и промежуточной базы при переброске ДКАВП грузов и десанта с более крупных десантных кораблей в море на необорудованное побережье.
Использование ДКАВП LCAC с борта USNS Montford Point для доставки на берег грузов с транспорта USNS Bob Hope (T-AKR-300)
В мае 2011 года ВМС США выдали General Dynamics NASSCO контракт на сумму 744 млн. долл. (везде в тексте доллары США) для полного финансирования строительства первых двух кораблей нового класса MLP. В августе 2011 года с NASSCO заключили дополнительный контракт на 115 млн. долл. для заказа на первые три корабля серии деталей и систем с длительным сроками разработки изготовления и поставки. Строительство головного началось в 2011 году, а второго в 2012 году. Они получили названия Montford Point и John Glenn соответственно и в 2013 году были переданы ВМС США для испытаний. Перед заказом третьего корабля в 2013 году ВМС США произвели существенную корректировку первоначального проекта мобильных десантных платформ, предусмотрев четырехпалетную грузовую палубу и универсальную полетную палубу с ангаром для базирования тяжелых транспортно-десантных вертолетов (ТДВ) вместо ДКАВП.
Таким образом, новая конструкция платформы рассчитана на четыре основные возможности: вертолетные операции, причальная инфраструктура, обеспечение хранения и готовности запасов техники и оборудования, а также средства управления и связи.
Вверху первоначальный проект плавбазы передового развертывания MLP AFSB, внизу окончательный
В результате этого корабль, получивший название Lewis B. Puller и бывший первоначально третьим корпусом класса MLP, стал головным в серии нового подкласса плавбаз передового развертывания AFSB (Afloat Forward Staging Base). После изменения классификации с 2015 года они обозначаются как экспедиционные корабли-доки (ЭКД) и экспедиционные плавбазы (ЭПБ) соответственно.
Примечание: По представлению Начальника морских операций министр ВМС США 4 сентября 2015 года официально объявил о создании нового класса кораблей экспедиционной поддержки с префиксом "Е" (Expeditionary) в обозначении, аналогично тому, как для класса амфибийно-десантных кораблей используется литера "L" (Landing), у подводных лодок "S" (Submarine), а у вспомогательных кораблей и судов "A" (Axiliary). В результате таких изменений быстроходный транспорт единых сил JHSV (Joint High Speed Vessel) переклассифицирован в экспедиционный быстроходный транспорт EPF (Expeditionary Fast Transport), мобильная десантная платформа MLP получила обозначение экспедиционный корабль-док ESD (Expeditionary Transfer Dock), а плавбаза передового развертывания MLP AFSB называется теперь экспедиционная плавбаза ESB (Expeditionary Mobile Base).
Всего в составе ВМС США планируется иметь два ЭКД ESD и шесть ЭПБ ESB, однако сроки строительства последнего из них по состоянию на март 2019 года не определены (UPD:
уточнение по состоянию на август):
1. Судно вспомогательного флота ВМС США в составе командования морских перевозок (USNS - United States Naval Ship)
2. С августа 2017 г. Lewis B. Puller является вспомогательным судном ВМС США (USS - United States Ship) с изменением его обозначения с USNS T-USB-3 на USS ESB-3.
3. Головной корабль подкласса "экспедиционная плавбаза" в серии из шести единиц
4. Не определено
Экспедиционная плавбаза USS Lewis B. Puller (ESB-3) ВМС США
При длине 233 и ширине 50 метров полное водоизмещение ЭПБ типа Lewis B. Puller составляет 78 тыс. тонн, и по этому показателю они являются крупнейшими неатомными кораблями ВМС США, уступая только авианосцам. Оборудованные поверх открытого твиндека ангар и полетная палуба позволяют разместить на борту четыре тяжелых ТДВ CH-53 Sea Stallion.
В ходе испытаний успешно отработаны взлет и посадка на ЭПБ конвертопланов MV-22 Osprey. Однако для самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП) F-35B Lightning II такая возможность не предусмотрена из-за слишком высокой температуры реактивной струи.
Также на борту размещены погреба боезапаса, топливные цистерны, складские помещения для оборудования, имущества, расходных материалов и комплектующих. Кроме того, обширное открытое пространство между полетной и верхней палубой может использоваться для перевозки и хранения широкой номенклатуры различных крупногабаритных образцов вооружений и военной техники. В частности, здесь штатно размещаются четыре буксируемых неконтантных трала на подводных крыльях Mk.105 из состава штатного комплекта вертолетной системы траления.
Вертолет-тральщик MH-53E Sea Dragon на полетной палубе ЭПБ USS Lewis B. Puller (июнь 2016 г.)
Вертолеты MH-53E Sea Dragon из состава 15-й эскадрильи вертолетов-тральщиков (Helicopter Mine Countermeasures Squadron (HM) 15 "Blackhawks") в ходе опытного развертывания на ЭПБ USS Lewis B. Puller в Персидском заливе (ноябрь 2018 г.)
Следует отметить, что после прибытия в августе 2017 года в пункт постоянного передового развертывания (порт Аль-Хидда, Бахрейн) привлечение ЭПБ Lewis B. Puller к участию в боевых операциях, включая уничтожение морских мин и обеспечение действий ССО, потребовало изменения его статуса с корабля вспомогательного флота ВМС США USNS (United States Naval Ship) на вспомогательный корабль ВМС США USS (United States Ship) с заменой военнослужащими всех гражданских моряков экипажа в соответствии с международным военным правом.
Впрочем, в США далеко не во всех случаях проявляют подобную щепетильность. Примером тому еще один американский корабль, переоборудованный из гражданского судна.
В ноябре 2013 года КМП ВМС США согласовало с датской компанией Maersk Line лизинговый договор на конверсию торгового судна "ро-ро" M/V Cragside в экспедиционную плавбазу передового базирования, классифицированную как "судно поддержки в море" (Maritime Support Vessel) и получившую новое название Ocean Trader.
Официально общая стоимость работ составила 73 млн. долл., но по некоторым данным она может достигать 140 млн. долларов. Построенное в 2011 году в Дании судно длиной 193 метра и водоизмещением 33 тыс. тонн переоборудовано в 2014 году на судостроительном заводе BAe Systems в Мобайле (штат Алабама) для решения новых задач согласно спецификаций ВМС США.
При этом основные изменения и дополнения в конструкции Ocean Trader включали: стандартные системы связи ВС США, несколько хранилищ для оружия и погребов для боезапаса, цистерны авиационного топлива емкостью 600 тыс. литров, помещение для подготовки водолазов, медицинский отсек. Наряду с гражданскими моряками основных судовых специальностей в состав экипажа входят до 50 военнослужащих для обслуживания систем вооружения, связи и другого военного оборудования, требующего соответствующего допуска и подготовки. Вместимость жилых помещений позволяет разместить на борту 157 военнослужащих Объединенного командования сил специальных операций (ОК ССО) ВС США с необходимым вооружением и снаряжением, к основным из которых относятся четыре 12,5-метровых быстроходных надувных катера с жестким корпусом RIB-12,5, четыре надувные моторные лодки Zodiac и четыре гидроцикла. На палубе и надстройках судна предусмотрены крепления для установки бортового вооружения, в зависимости от складывающейся обстановки.
Согласно ТТЗ на борту Ocean Trader обеспечивается постоянное базирование и обслуживание двух палубных вертолетов MH-60 Sea Hauk или одного MH-53 Sea Stallion. Но размеры полетной палубы и характеристики судна позволяют также совершать взлетно-посадочные операции конвертопланов MV-22 Osprey, тяжелых ТДВ MH-47 Chinook, боевых вертолетов AH-64 Apache и AH-1 Cobra, а также БПЛА.
Автономность Ocean Trader не менее 45 суток, а пополнение запасов в море с кораблей и вертолетов позволяет продлить время пребывания в море еще на 45. Максимальная дальность плавания составляет 8 000 морских миль. При необходимости судно способно к непрерывному пятисуточному переходу с минимальной скоростью 20 узлов.
Интересно, что Ocean Trader сохранило прежний регистрационный номер IMO в международном морском регистре, продолжает классифицироваться как торговое судно (M/V - motor vessel), а не судно вспомогательного флота из состава КМП ВМС США (USNS - United States Naval Ship). Кроме того, судно с портом приписки Норфолк (штат Вирджиния) по прежнему несет флаг Маршалловых островов. Считается, что это позволяет повысить скрытность действий, что особенно важно при поддержке подразделений ОК ССО.
Канада также рассматривает возможность использования гражданских судов для решения обеспечивающих военных задач. Так, в мае 2016 года судостроительная компания Irving Shipbuilding в инициативном порядке предложила канадскому правительству проект "Корабль поддержки в море" (Maritime Support Ship) переоборудования на верфи в Галифаксе судна класса "ро-ро" (ролкер) для решения широкого спектра задач, например, пополнение запасов кораблей ВМС в море. Но основными считались гуманитарные - медицинская эвакуация, помощь беженцам и ликвидация последствий стихийных бедствий.
На борту предусмотрено развертывание госпиталя для оказания неотложной медицинской помощи, размещение аварийно-спасательного оборудования, десантно-высадочных средств, а также возможность базирования вертолетов. За основу проекта взята типовая конструкция двухвинтового ролкера водоизмещением 21 тыс. тонн, длиной 193 , шириной 26 и осадкой 7 метров.
Общая стоимость программы, включая переоборудование судна, его лизинг на пять лет, техническое обслуживание в течение всего срока аренды и содержание гражданского экипажа из 30 человек, составит "всего" и "около" 300 млн. долларов.
Узнав о такой инициативе
уже 26 мая конкуренты Irving из Davie Shipbuilding в Квебеке срочно нарисовали прекрасный рендер собственного проекта, ещё более крутого, о чем безусловно должны были свидетельствовать волшебные слова "глобальный" и "арктический" в его названии Global Maritime Arctic Support ship. Предложение сопровождалось пресс-релизом, в котором руководство компании высоко оценило проект Irving Shipbuilding за «принятие позитивного и новаторского подхода к решению некоторых основных пробелов в потенциале, с которыми сталкиваются Королевский военно-морской флот Канады и береговая охрана Канады, в отношении текущих федеральных программ судостроения", напоминая при этом правительству, что "Судостроительные узлы в Новой Шотландии и Квебеке активно предлагали альтернативные, экономически эффективные и инновационные способы переоборудования существующих коммерческих судов для устранения пробелов в небоевом флоте Канады", как бы намекая на необходимость выбора поставщика на конкурентной основе.
При этом качестве страшилки для правительства напомнили, что русские буквально вот только что 27 октября 2015 года
заложили во Владивостоке многоцелевое арктическое судно проекта 03182, и теперь национальная безопасность Канады под угрозой, если не принять соответствующих мер.
Вверху проект Maritime Support Ship от Irving, внизу Global Maritime Arctic Support ship от Davie. Что называется, найдите десять отличий
Нужно заметить, что к настоящему времени у Канады уже есть определенный опыт такого рода. Так, в октябре 2015 года правительство заключило договор с канадской компанией Federal Fleet Services и национальной судостроительной верфью Davie Shipbuilding по приобретению за 20 млн. долларов построенного в 2010 году в Германии коммерческого контейнеровоза Asterix и последующего переоборудования его в универсальный транспорт снабжения (УТРС) по программе Resolve.
Проект перестройки контейнеровоза Asterix в УТРС по проекту Resolve
Ключевой особенностью проекта является предварительная поставка УТРС с верфи до получения полной оплаты от правительства Канады. Общая сумма контракта составила 660 млн. долларов, из которых около 280 млн. израсходованы непосредственно на модернизацию и переоборудование судна, а 380 млн. предназначены для технического сопровождения эксплуатации в течение следующих семи лет. Утверждается, что в результате использования гражданского судна для строительства УТРС Asterix правительство Канады сэкономило около 2 млрд. долларов.
Новый корабль передан ВМС в 2018 году. Он будет действовать в составе флота не менее чем до в 2021-2022 гг., когда ожидается ввод в эксплуатацию двух новых судов комплексного снабжения типа Queenston.
M/V Asterix в июле 2018 г.
УТРС Asterix при водоизмещении 26 тыс. тонн, имеет длину 182, ширину 25, осадку 7 метров, скорость хода 20 узлов. Численность экипажа 150 человек, дополнительно в жилых помещениях можно разместить еще 350 человек. Судно способно перевозить 600 тонн генеральных грузов, 10,5 тыс. куб. м дизельного топлива, 1,3 тыс. куб. м авиационного и 44,4 тыс. тонн пресной воды. Корабль оборудован двумя кранами, четырьмя траверзными устройствами передачи грузов и топлива на ходу, вертолетной площадкой и ангаром для двух вертолетов СН-47F Chinook, СН-148 Cyclone или СН-149 Cormorant. На судне возможно размещение до восьми единиц маломерных плавсредств (в том числе одного-двух десантных катеров типа Мk.5). Кроме того, зарезервировано место под установку 1×6 20-мм зенитного артиллерийского комплекса самообороны Mk.15 Phalanx CIWS.
Великобритания также имеет в прошлом соответствующий опыт. Так, в 1982 году во время конфликта с Аргентиной за Фолклендские (Мальвинские) острова английское правительство реквизировало у коммерческих владельцев значительное количество гражданских судов, которые использовались в качестве войсковых транспортов, тральщиков, а три контейнеровоза переоборудовали с использованием
системы Arapaho во вспомогательный авианосец Atlantic Conveyor и десантные вертолетоносцы Astronomer, Contender Bezant.
M/V Atlantic Conveyor в 1982 г.
Первый из них
погиб в ходе
военных действий, а два других в дальнейшем прошли перестройку и продолжили службу в качестве вспомогательных кораблей ВМС Великобритании RFA (Royal Fleet Auxiliary), переименованные в Reliant и Argus соответственно. При этом второй из них продолжает использоваться до настоящего времени
Вверху M/V Astronomer в 1982 г., внизу RFA Reliant в конце 1983 г.
Переоборудованный в 1984-1988 гг. в учебный авианосец (АВУ), корабль длиной 175 и шириной 30 метров при водоизмещении 28 тыс. тонн мог нести 12 СВВП Harrier и 6 вертолетов, из которых 8 СВВП и 3 вертолета в ангаре под полетной палубой с двумя самолетоподъемниками. Вооружение включало 2×2 30-мм и 2×1 20-мм артустановки. Корабль оснащен БИУС и РЛС, оборудованы топливные цистерны и погреба боезапаса. При этом экипаж увеличился с 32 до 254 человек, включая 137 военнослужащих летно-технического состава.
Вверху M/V Contender Bezant в 1982 г, внизу RFA Argus в 2006 г.
Во время войны в Персидском заливе в 1991 году на борту АВУ Argus функционировал госпиталь на 70 коек, а в 2007 году корабль прошел переоборудование и с 2009 года в связи с планируемым снятием с вооружения СВВП Harrier преимущественно используется в роли госпитального судна. Для этого расширены площади больничных помещений и установлено соответствующее медицинское оборудование (отделение интенсивной терапии, рентген-кабинет, компьютерный томограф). Лифт переднего самолетоподъемника заменен двумя пассажирскими лифтами на 50 человек и широкой рампой для спуска каталок с ранеными при их массовом поступлении. С корабля снято артиллерийское вооружение чтобы получить право использовать белый цвет корпуса и красные кресты символики госпитального судна. При этом корабль сохранил возможности для поддержки морских десантных операций с использованием вертолетов, включая ударные WAH-64 Apache для скрытного взлета и посадки которых в темное время суток установлено новое оборудование управления полетами с приборами ночного видения.
Проведенные работы должны обеспечить продление срока эксплуатации АВУ Argus не менее чем до до 2020 года. При этом текущие планы командования английских ВМС не предусматривают замены ему до 2024 года.
Министр обороны Великобритании 11 февраля 2019 года выступил в Королевском институте оборонных исследований RUSI (Royal United Services Institute for Defence and Security Studies) в Лондоне с докладом о перспективах британской военной политики. В частности, он заявил о намерении ввести в боевой состав флота два новых корабля, который будет сочетать амфибийно-десантные, ударные и некоторые другие возможности. Этот класс поучил предварительное название ударный корабль прибрежной зоны (УКПЗ) LSS (Littoral Strike Ship).
Проектное изображение концепции перспективного ударного корабля прибрежной зоны LSS для ВМС Великобритании
По заявлению британского министра, УКПЗ LSS будут решать "широкий спектр задач от реагирования на кризис и оказания помощи в случае массовых бедствий до военных действий в рамках амбициозного плана по укреплению амфибийных возможностей страны".
Объявленная концепция получила обозначение FLSS (Future Littoral Strike Ship). Она предполагает создание многофункциональных амфибийно-десантных кораблей путем переоборудования крупных коммерческих ролкеров или контейнеровозов, включая оборудование полетной палубы с ангаром для постоянного базирования авиагруппы Каждый такой корабль должен будет вмещать 400 военнослужащих МП с вооружением, для высадки которых кроме вертолетов могут использоваться различные десантно-высадочные плавсредства, включая быстроходные катера. Фактически речь идет о создании максимально экономичного и упрощенного аналога универсальных десантных кораблей (ДКУ).
В апреле 2017 года руководство ВМС Великобритании объявило о предстоящем начале программы Future Commando для реорганизации структуры МП страны и ее главного формирования - 3-й бригады МП "Коммандо", которую планируют включить в состав специальной оперативно-тактической группы MOC (Maritime Operations Commando). Предполагается, что УКПЗ LSS станут логичным и экономически эффективным решением для поддержки этого соединения сил быстрого реагирования, обеспечив возможность высадки и поддержку действий войск на берегу в отсутствие или при низкой пропускной способности существующей портовой инфраструктуры. Представители МО Великобритании заявили, что планируют ввести УКПЗ LSS в состав ВМС в течение двух лет.
Одним из возможных вариантов основы для реализации концепции FLSS рассматриваются четыре судна класса "ро-ро" типа Point, которые в рамках ранее подписанного контракта с компанией-собственником Foreland Shipping МО Великобритании может использовать для достижения конфигурации корабля нового типа. До настоящего времени паромы типа Point регулярно задействуют в составе морского компонента Объединенных экспедиционных сил высокой готовности (Joint Expeditionary Force, Maritime), но только в качестве универсальных грузовых судов.
Вверху паром Hurst Point, внизу Hartland Point в ходе учения ОВС НАТО Cold Response 2012 в Норвегии
При этом флагманом этой оперативно-тактической группы ранее был десантный вертолетоносец Ocean, который с 2018 года выведен из состава ВМС Великобритании и продан Бразилии. Поэтому в настоящее время для обеспечения амфибийно-десантных операций МП могут использоваться только два десантных вертолетных корабля-дока (ДВКД) типа Albion и три десантных транспорта-дока типа Bay.
В соответствии с новыми планами УКПЗ LSS войдут в состав двух ударных групп прибрежного действия (Littoral Strike Groups), сопровождаемых эскортными кораблями, вспомогательными судами и вертолетами. Один будет базироваться к востоку от Суэцкого канала в Индийско-Тихоокеанском регионе, а другой западнее с операционной зоной в Средиземноморье, Атлантике и Прибалтике. Ударные группы прибрежного действия по сравнению с Объединенными экспедиционными силами потребуют меньшого количественного состава кораблей (без участия авианосцев) и решения менее сложных задач.
Изначально концепция FLSS нацелена на снижение затрат. Однако считается маловероятным, что сами корабли будут иметь высокие амфибийные возможности. Например, после переоборудования по сходному проекту судно Ocean Trader ВМС США (см. выше) способно принять на борт не более 200 военнослужащих ОК ССО. В то же время ДВКД типа Albion ВМС Великобритании имеет стандартную десантновместимость более 400 морских пехотинцев, которая при необходимости может быть увеличена до более чем 700 человек. Также у него более приспособленная к развертыванию морских и авиационных десантно-высадочных средств конструкция полетной палубы и корпуса.
Построенное по коммерческим стандартам судно также будет более уязвимым в случае боевых действий. Предполагается, что новые корабли получат лишь минимальные средства защиты. При этом постоянно растущие угрозы, такие как перспективные противокорабельные ракеты, морские мины и т.п., представляют собой значительный риск для подобного корабля, задействованного в амфибийно-десантных операциях даже в составе более крупного оперативно-тактического соединения, а тем более в ходе выполнения независимой миссии с минимальным сопровождением или вообще без него.
В связи с этим некоторые эксперты скептически оценивают возможность успешной практической реализации концепции создания двух новых постоянных ударных групп прибрежного действия передового базирования для ВМС Великобритании, особенно в учетом экономических проблем, связанных с предстоящим выходом страны из ЕС.
Тем не менее, концепция FLSS сможет покрыть некоторые оперативные потребности, даже если применение переоборудованного коммерческого судна в ходе морских десантных операций приведет к повышению степени оперативного риска. При этом ключевым останется обеспечение надлежащего охранения этих судов боевыми кораблями, особенно с учетом относительно небольшой численности надводных сил ВМС страны и имеющихся проблем с их техническим состоянием и укомплектованностью.
Резюмируя, можно сделать вывод, что США явно подписались на эту тему всерьез и надолго. В отношении Канады традиционно нельзя быть ни в чем уверенным, даже когда/если они перейдут от инициатив частных компаний к госпрограмме. Ну, а у Великобритании вероятность реализации вполне реальна. Для англичан возможность переложить часть боевых задач на корабли FLSS позволит задействовать новые авианосцы, ДВКД типа Albion и другие десантные корабли в более сложных и приоритетных операциях. При этом, несмотря на наличие ряда явных недостатков, включение двух УКПЗ LSS в состав крупного амфибийного оперативного соединения в целом повысит его боевые возможности.