Выкатка первого серийного автомобиля Extenda на заводе Supacat Group (Хонитон, графство Девон, Великобритания) © Supacat Limited
30 мая представители ВС Норвегии
получили первый серийный патрульный автомобиль высокой проходимости Extenda, завершенный сборкой на предприятии британской компании Supacat Limited в Хонитоне.
Договор на поставку машин высокой мобильности (High Mobility Transport - HMT) типа Extenda служба тыла FLO (Forsvarets logistikkorganisasjon) ВС Норвегии заключила с компанией Supacat
в апреле 2015 года после проведения формального конкурса в рамках программы, начатой в 2011 году.
Стоимость контракта составила 23 млн. фунтов стерлингов (около 35 млн. долл.), при этом точное количество первоначально заказанных автомобилей не раскрывалось. Однако исходя из стоимости одной машины этого типа на международном рынке вооружений около 1,2 млн. долларов (Австралия в 2014-м заплатила 110 млн. долларов за 89), объем заказа Норвегии может достигать 30 единиц. При этом контракт также включает опцион, позволяющий впоследствии увеличить вдвое количество закупаемой техники.
Положения договора обязывают компанию-производителя на протяжении всего срока эксплуатации обеспечивать материально-техническую поддержку (Integrated Logistic Support - ILS), включая проведение ремонта и модернизации.
Концепция нового патрульного автомобиля Extenda основывается на коммерческом успехе разработанного в 2008 году семейства автомобилей 4×4 Supacat 400 Jackal и его версии с удлиненным шасси Supacat 600 Coyote, которая за счет колесной формулы 6×6 обладала существенно возросшей грузоподъёмностью, улучшенными ходовыми качествами и возможностями для буксировки на прицепе.
В 2014 году на основе обеих машин был разработан новый автомобиль Extenda с базовой конфигурацией шасси 4×4, которая с помощью дополнительной модульной автономной секции с третьим мостом может быть преобразована в 6×6, отсюда и выбор нового названия (to extend англ., вытягивать, удлинять). В случае необходимости перевозки тяжёлых грузов или движения по сложнопересечённой местности эта быстросъёмная конструкция монтируется совместно с различными ее узлами менее чем за два часа силами экипажа с использованием набора стандартных инструментов. При этом для электрической, тормозной систем, узлов подвески используются быстросъёмные крепления и разъемы. Дополнительную секцию впоследствии легко демонтировать если необходима высокая манёвренность и максимальная скорость.
Другим существенным преимуществом новой машины является независимая пневматическая подвеска колес с возможностью изменять дорожный просвет в диапазоне от 180 до 485 мм, что весьма важно при движении по равнинной, либо по сильно пересечённой местности.
Несмотря на конструкцию с открытой кабиной (специфическое требование подразделений специального назначения), защищенность автомобиля и экипажа может быть существенно усилена по сравнению с другими машинами того же класса за счет возможности установки дополнительной интегрированной противоминной и баллистической защиты (броневые листы защиты днища, бортов и передней проекции, кресла с противоминной амортизацией). В базовой комплектации они не устанавливаются, но могут поставляться по желанию заказчика и при этом устанавливаться как все вместе, так и по отдельности.
Extenda может оснащаться широкой номенклатурой различного вспомогательного и специального оборудования, включая приборы связи, наблюдения, другие радиоэлектронные средства, а также различные варианты вооружения.
Базовый состав штатного вооружения включает 7,62 мм пулемет у командира экипажа в передней кабине и 12,7 мм пулемёт или 40 мм автоматический гранатомет на турели над задней кабиной, а также по восемь мортир для дымовых гранат над передним и задним бамперами. Вместо обычного вооружения на турели может устанавливаться дистанционно управляемый модуль вооружения с автоматическим гранатометом или пулеметами различных калибров, и с пультом управления в задней кабине. Еще один пулемет дополнительно может быть установлен в кузове для обстрела заднего сектора.
Патрульные автомобили Extenda 6×6 и 4×4 СВ Австралии с различными вариантами вооружения © Australian Army
Норвегия стала третьей страной, которая заказала машины типа Extenda для своих вооруженных сил. Первыми были датчане, которые закупили 15 НМТ Extenda Mk1 для СпН СВ "Корпус егерей" , затем ВС Автралии до 2014 года суммарно приобрели 120 Extenda Mk1 и Mk2, четвертая страна - Новая Зеландия заказала новые машины в 2016-м.
Патрульные автомобили Extenda 4×4 ССО СВ Дании © Jægerkorpset / Forsvaret
Сведения об особых требованиях и спецификациях норвежской модификации Extenda не разглашаются, за исключением необходимости левого расположения руля и возможности установки дистанционно управляемого модуля вооружения Kongsberg Protector Nordic 1+, принятого на вооружение ВС Норвегии.
Сборку в Хонитоне первых предсерийных экземпляров по норвежскому заказу завершили в августе 2016 года и доставили их в Норвегию для доработки, интеграции дополнительного оборудования и проведения испытаний, которые проводились с начала 2017-го. Затем машины вернули в Великобританию для доработки и устранения выявленных замечаний, которые должны были завершить до начала текущего года.
Окончание поставок в Норвегию всей серии запланировано на 2019 год.
Проект затормозился на несколько месяцев по сравнению с первоначальным планом, в соответствии с которым первые заказанные машины должны были получить в конце 2016 года, а в последующем поставляться партиями с 2017 до 2019 года. Несмотря на это производитель по-прежнему обещает финализировать контракт в 2019-м.
Основная часть машин Extenda поступит на вооружение подразделений ССО, существенно дополнив и расширив при этом возможности парка внедорожников типа "Мерседес" и позволив спецназовцам наконец-то отказаться от большей части "ужасно медленных и тесных" бронеавтомобилей типа "Ивеко". Теперь будут ездить с ветерком. В обоих смыслах этого выражения.