Почему Skunk Works? (2)

May 27, 2018 18:04

Нет предела совершенству и поэтому предлагаю снова вернуться к прошлогоднему материалу "Почему Skunk Works?". Перед этим абзацем следует вставить следующий текст:


С самого момента создания в 1943 году (после первого появления немецких реактивных истребителей над Европой) Advanced Development Company была целиком и полностью царством Кларенса "Келли" ДЖОНСОНА. Военное министерство обратилось к 33-летнему главному инженеру "Локхид", чтобы он построил прототип реактивного истребителя, поскольку у него был опыт проектирования двухмоторного P-38 Lightning, самого маневренного винтового истребителя войны. Келли дали всего 180 дней на постройку прототипа, рассчитанного летать на скорости 960 километров в час, по крайней мере на 300 км/час быстрее, чем P-38, почти на скорости звука. Келли приступил к работе, взяв двадцать три лучших инженеров-проектировщика и около тридцати рабочих с основного завода. Их проект был строго секретным, поэтому его вполне устроило то, что всё доступное пространство комплекса "Локхид" занято круглосуточной сборкой истребителей и бомбардировщиков. Келли арендовал большой цирковой шатёр, примерно такой:




...и установил его недалеко от вредной пластмассовой фабрики, чьё зловоние отпугивало любопытных зевак. Примерно в тоже время, когда устанавливался цирковой шатёр, художник АЛЬ-КАППА представил персонажа Инджуна Джо в своём журнале комиксов "L'il Abner". Джо бросал старые ботинки и мёртвого скунса в кипящий чан, чтобы сварить специальный необыкновенно вонючий коктейль. КАППА назвал это действо Skonk Works.

Параллель была очевидна для всех, кто работал внутри шатра Келли и страдал от вони пластмассовой фабрики. Однажды один из инженеров ради шутки пришёл на работу в противогазе, а другой инженер по имени Ирв КАЛВЕР поднял трубку звонящего телефона и представился: "Skonk Works". Келли услышал это и начал кричать на Ирва: "Калвер, ты уволен. Убирай свою задницу из моего шатра". Келли часто "увольнял" парней, не имея ввиду увольнение на самом деле. Ирв Калвер пришёл на работу на следующий день и Келли не сказал ему ни слова.

За спиной Келли сотрудники начали называть новый отдел Skonk Works, название закрепилось и вскоре каждый на основном заводе стал называть его также. Когда ветер дул в определённом направлении, они могли чувствовать запах этого "skonk".

Впоследствии отдел переместился на площади одного из опустевших после Второй Мировой войны сборочных цехов, но название прижилось.



На заднем плане этой фотографии - единственное известное изображение того самого циркового шатра Skunk Works (с) Lockheed Martin

Источник: Бенджамин Роберт РИЧ, Лео ЯНОШ "Skunk Works. Личные мемуары моей работы в Локхид"

Бен РИЧ пришел в Skunk Works в 1954 году, поэтому был лично знаком со всеми участниками этой истории, и словам его можно доверять. Впоследствии в 1975 году он сам возглавил отдел и стал главным конструктором знаменитого F-117.

Перевел книгу коллега infl1ght, оценить работу можно по ссылкам с cо страницы его блога. В целом перевод хорош, хотя и не без огрех. Впрочем, едва ли не самыми большими из них является оригинальное написание числительного 18 как "восемьнадцать".

Но самый большой недостаток - отвратительное качество большинства фотографий. Не знаю, какой уж там по счету скан книги был у infl1ght, но если оригинал, то это откровенно ужасно. Причем при желании большую часть использованных изображений вполне можно найти в сети. Сравните, например, одну из копий с оригиналом. И вообще, очень советую зайти на страничку Skunk Works сайта Lockheed Martin - множество отличных иллюстраций, к сожалению, авторами не использованных.

Что же касается содержания самой книги, без сомнения, это отличный текст для всех интересующихся темой. Масса новых подробностей и малоизвестных фактов. Например, вы знали, что большую часть титана для сборки SR-71 "добывали" из Советского союза через подставные фирмы по всему миру? Или что официальное обозначение самолета изначально в течение нескольких лет было RS-71? Оказывается, его пришлось сменить, когда президент ДЖОНСОН ошибся, объявляя в 1964 году о существовании SR-71, двухместной версии Blackbird для ВВС. Вместо того, чтобы сообщить об ошибке, ВВС решили не обращать внимания на столь незначительную оговорку со стороны главнокомандующего и приказали изменить подписи примерно двадцати девяти тысяч чертежей и эскизов с RS-71 на SR-71, что стоило тысячи долларов. А еще ВВС пожелали иметь свои знаки различия на крыльях и фюзеляже SR-71 Blackbird, хотя на высоте двадцати шести километров их всё равно бы никто не увидел. Чтобы найти способ сохранить красную, белую и синюю краску от выгорания при огромных температурах химики затратили массу усилий на эксперименты и это стоило правительству лишние тысячи долларов. А затем в ВВС решили, что белый цвет эмблемы на фоне чёрного фюзеляжа слишком заметен с земли, поэтому её перекрасили в розовый. И наконец, по правилам ВВС пришлось провести пылевой тест Blackbird в Аризоне. Годами двигатели низколетящих истребителей страдали от песка и камешков при полетах над пустынями этого штата. Пришлось продемонстрировать, что двигатель SR-71 защищён от подобных повреждений, хотя самолёт должен был летать над Аризоной на высоте 26 километров.

В общем, однозначно рекомендую для чтения.

skunk works, lockheed martin

Previous post Next post
Up