Перспективная система ПРО Норвегии: неизвестные-известные возможности F-35

Dec 26, 2017 12:11

В продолжение темы



Истребитель-бомбардировщик F-35A ВВС Норвегии © Foto: Lockheed Martin

Как сообщалось в мае, начатое исследование перспектив развертывания системы ПРО Норвегии включало изучение следующих основных вопросов:

• оценка имеющейся в наличии военной инфраструктуры с точки зрения возможности интегрирования в нее элементов ПРО;
• потребность в строительстве новых военных объектов для размещения элементов ПРО на территории страны;
• перспективные образцы систем ПРО на международном рынке вооружений, их доступность и возможности закупки;
• оценка необходимого финансирования программы;
• потребность в специалистах по обслуживанию, управлению и эксплуатации средств ПРО;
• оценка возможной реакции РФ в связи с размещением элементов ПРО на территории Норвегии.

Специалисты НИИ FFI министерства обороны должны были завершить исследование и представить итоговый документ правительству к концу года. Разумеется, такая работа носит совершенно секретный характер, причем настолько, что даже славящиеся своими сливами информаторы издания "Классовая борьба" (Klassekampen) пока еще до него не дотянулись. Что отнюдь не мешает, а только распаляет азарт журналистов, давая волю их фантазии.

На прошлой неделе поводом для очередной вспышки интереса норвежской прессы к теме стало обсуждение сделанного еще в начале ноября заявления члена Палаты представителей США Дункана ХАНТЕРА. Выступая на заседании "Альянса противоракетной обороны", конгрессмен заявил, что F-35 могут успешно поражать баллистические ракеты Северной Кореи на начальных этапах полета - то есть прежде, чем те будут уходить за пределы атмосферы. По его словам, с учетом дальности стрельбы новых ракет AIM-120D, F-35 сумеет сделать это даже не заходя в воздушное пространство КНДР или Ирана. "Это похоже на божественное вмешательство, - несколько патетично объявил Д. ХАНТЕР. - Если у вас есть F-35 и у вас есть AMRAAMы, вы можете уничтожать все это прямо на старте".

Американские конгрессмены хорошо известны своей, мягко говоря, эксцентричностью. Поэтому поначалу такое громкое заявление приняли не особо всерьез, обратившись за комментариями к специалистам. Но Том ЛОУХЕД, возглавляющий Управление ВВС США по интеграции программы F-35, подтвердил, что действительно, Northrop Grumman уже в течение нескольких лет исследует способность этих машин обнаруживать и отслеживать баллистические ракеты. А когда после этого натуральный вал запросов обрушился на пресс-службу корпорации, те поначалу выдержали МХАТовскую паузу, а затем просто отправили нескольким избранным журналистам ссылку на видеоролик в YouTube, открыто размещенный там еще в 2012 году, и до сих пор набравший всего каких-то жалких 20 тысяч просмотров - чай, не "Гангам-Стайл".

Как и в случае с российскими "Калибрами", о возможностях которых все узкие специалисты прекрасно знали за много лет до сирийских событий, спокойное сообщение об очередном успешном испытании на F-35 "где-то-там" малопонятного "хай-тек-чего-то-там" просто затерялось в массе гораздо более жареной и востребованной информации про задержки и проблемы программы JSF. Но ровно до тех пор, пока за дело всерьез не взялись политики.

Причем потом оказалось, что первая демонстрация возможностей состоялась еще раньше - в 2010-м. Но и она мало кого заинтересовала - все те же 20 тысяч с хвостиком просмотров:

image Click to view



А вот то самое видео 2012 года:

image Click to view



Потом было испытание в 2014 году, когда Northrop Grumman продемонстрировал уже практически зрелую технологию для интеграции F-35 в одну из возможных конфигураций перспективной системы ПРО на ТВД - самолет отследил запуск БР с тихоокеанского ракетного испытательного полигона "Баркинг Сэндз" на Гавайях (Pacific Missile Range Facility Barkings Sands, Hawaii) и по закрытому спутниковому каналу в реальном масштабе времени передавал данные о полете ракеты до полигона на западном побережье США.

image Click to view



В конце 2015 года компания Lockheed Martin подписала контракт с Агентством противоракетной обороны США на сумму свыше 500 млн. долл. для дальнейшей модернизации истребителя в интересах ПРО, но 90% текста и видео в сообщении об этом содержали набившие оскомину рассказы о бесперспективности и убыточности проекта.

Между тем, на очередном испытании в сентябре 2016 года стандартный F-35B морской пехоты США засек аэродинамическую мишень за горизонтом на полигоне "Уайт Сэндз" в Нью-Мексико (White Sands Missile Range, New Mexico) и обеспечил передачу ЦУ по ней через наземный ретранслятор береговому комплексу "Иджис" (USS Desert Ship LLS-1), который принял данные и успешно поразил цель ЗУР "Стандарт" SM-6.



© Lockheed Martin

И вот информационная волна докатилась до Норвегии: Оказывается, мы круты, у нас есть F-35!!! - не стесняясь роли Капитана-Очевидность, даже с каким-то легким изумлением сообщил ведущий новостной канал NRK. Но высокие стандарты норвежской прессы не позволяют просто объявить об этом, поэтому еще до подробного рассказа об открывающихся "новых" потрясающих возможностях следует сакраментальное заявление: "Норвежские исследователи считают, что это приведет к значительному росту напряженности между Россией и западными странами". И пресс-секретарь парламентского комитета по обороне и безопасности (который традиционно возглавляет оппозиция) успокаивает: "Если это действительно так, я уверена, что Стортинг произведет самую тщательную оценку", - заявила Джина БАРСТАД (социалистическая левая партия).



© Foto: SSGT Kyle Van Der Wagen / USAF

Ага, вот прямо вижу, как военные сейчас потрясут мошной, выделят "Локхид-Мартин" сумму малую и попросят американцев срочно установить программно-аппаратное ограничение от возможностей интеграции норвежских машин в систему ПРО.

Дело в том, что, по крайней мере пока, для этих целей не требуется внесения никаких дополнительных изменений в конструкцию или в состав бортового радиоэлектронного оборудования. До сих пор в испытаниях реализовывались возможности стандартного F-35.



© Northrop Grumman



© Foto: Lockheed Martin

Оптикоэлектронная система AAQ-37 DAS (Distributed Aperture System) представляет собой совокупность высокочувствительных электрооптических/инфракрасных датчиков: шесть сенсоров установлены на планере таким образом, что обеспечивают пилоту постоянный полный сферический обзор.



© Foto: Lockheed Martin

Причем специальный шлем с отображением информации на лицевом щитке создает эффект "стеклянного самолета", позволяющий пилоту F-35 смотреть в любом направлении сквозь элементы конструкции планера.






© Foto: Lockheed Martin

Во-вторых, это РЛС с АФАР APG-81 AESA (Active Electronically Scanned Array) с разрешающей способностью на местности не хуже 30×30 сантиметров с высоты в несколько километров.



© Northrop Grumman

И только в-третьих, речь идет об инвестициях Northrop Grumman в совершенствование программного обеспечения, позволяющее наиболее полно раскрывать все новые потенциальные возможности существующих систем, включая и использование в ПРО.

Пока не ясно, войдут ли эти решения в стандартный пакет очередных обновлений ПО для F-35, или будут поставляться заказчикам по отдельным контрактам. Но если выберут первый вариант, то новая машина станет еще более привлекательной для возможных покупателей, а норвежцы смогут только развести руками перед Teimuraz Otarovich Ramishvili - мол, не виноватая я, они (обновления) сами пришли.

Вангую, что в следующие годы "Пингвины" преподнесут своим хейтерам еще немало сюрпризов.

ПРО, Lu​ftforsvaret, f-35, norway, forsvarets forskningsinstitutt (ffi), lockheed martin, northrop grumman, Норвегия, forsvaret, lightning ii

Previous post Next post
Up